Проект по развитию интеллектуальных способностей посредством экспериментальной деятельности «В мире интересного».
проект на тему
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sposobnosti.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию интеллектуальных способностей посредством экспериментальной деятельности
«В мире интересного».
Актуальность.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.
Интеллектуальные способности — это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи и др. рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру
Цель проекта:
Создание условий, способствующих развитию познавательного интереса любознательности, умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи в процессе эксперимента.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Принципы проекта: развивающего обучения; научности; целостности; систематичности и последовательности; индивидуально-личностной ориентации воспитания; доступности; активного обучения; результативности;
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: Долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Формы работы: ООД, наблюдение, эксперимент, беседа, игра, чтение художественной литературы;
Предполагаемый положительный результат:
- Повысить интерес детей к экспериментированию;
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Умение детьми задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости;
Этапы проекта:
Подготовительный: определение целей, постановка задач проекта, составление плана проекта; подготовка оборудования, создание в группе центра экспериментирования; создание картотеки опытов; подбор презентаций, мультфильмов, литературы; диагностика детей;
Основной этап: реализация проекта, проведение всех мероприятий по плану;
Заключительный этап: проведение диагностики, подведение итогов; итоговое мероприятие «Юные ученые»; фотоотчет о проделанной работе.
Диагностика.
Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
Тематическое планирование
Возрастная группа | Месяц и темы | Мероприятия |
Старшая группа | Сентябрь Песок и глина | Знакомство с правилами во время экспериментирования; ООД «Знакомьтесь, песок и глина». Беседа с детьми: «Песочные часы»; Опыты с песком и глиной для закрепления их свойств: «Что легче сыпется»; «Сырой песок и сырая глина»; «Ветер на песок и глину»; «Лепка из песка и глины»; Наблюдение за песком и глиной на прогулке: «Куличики из сухого песка и сырого»; «Что происходит с песком, когда дует ветер»; «Где останется более четкий след: на сыром песке или сырой глине»; Заполнение дневника наблюдения Лепка из глины; Поместить в центр экспериментирования емкости с песком и глиной, палочки, песочные часы для самостоятельного экспериментирования; |
Октябрь Воздух | ООД «Где найти воздух»; ООД «Могучий ветер»; Показ презентации «Ветер»; Проведение опытов для закрепления свойств воздуха: «Поймаем воздух в пакет»; «Есть ли воздух в воде»; «Воздух легче воды»; «В каких предметах есть воздух»; «Пузырьки - спасатели»;«Можем ли мы без воздуха»; «Воздух выталкивает воду»; «Воздух перемещается»; «Плавающий мандарин»; «Поющие колбы»; «Теплый воздух-расширяется, холодный сжимается»; «Искусственный ветер» (Вентилятор); «Ветер может двигать»; Заполнение дневника наблюдений; Изготовление вертушек из квадрата. Закрепление их на участке для наблюдения за ветром. Наблюдение за ветром на прогулке, его силой и направлением; Помещение в центр экспериментирования воздушных шаров, пакетов, мыльных пузырей для самостоятельного экспериментирования; Просмотр мультфильма «Фиксики. Повелитель воздуха.» Консультация для родителей: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»; | |
Ноябрь Вода | ООД «Кругом вода»; ООД «Ходит капелька по кругу»; Презентация на тему: «Звуки воды»; Опыты на закрепление свойств воды: «Вода разной формы»; «Вода растворитель»; «Вода разноцветная»; «Вкус воды»; «Куда исчезла вода» (испарение); «Пар превращается в воду»; Выставка рисунков: «Берегите воду»; Заполнение дневника наблюдений; Создание наглядных правил о том, как беречь воду; Чтение стихов о воде; отгадывание загадок; Наблюдение на прогулке: «Какая лужа высохнет быстрее»; «Как звучит дождь»; Чтение художественной литературы: «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Наполнение центра экспериментирования емкостями, игрушками и другим оборудованием для игр с водой; Размещение в центре экспериментирования альбома: «Вода, вода…»; Просмотр мультфильма «Фиксики-советы. Опыты с водой». | |
Декабрь Иней и снег | ООД «Иней»; ООД «откуда берется снег»; Опыты для закрепления свойств инея и снега»: «Комок в ладошках»; «Снег в воде»; «Снег чистый?»; Наблюдения на прогулке: «Как появляется иней»; «Снег согревает»; «Как звучит снег»; «Такие разные снежинки»; «Снег сыпется, снег лепится»; Рисование: «Снежный лес»; Вырезывание снежинок; Заполнение дневника наблюдений | |
Январь Лед | ООД «Как появляется лед»; ООД «Опасный лед»; Проведение опытов для закрепления свойств льда, а также для сравнения свойств льда и снега: «Картинка подо льдом»; «Лед в воде»; «Лед на ладошке»; «Бывает сладкий и соленый лед?» «Какая вода быстрее замерзнет: соленая, сладкая, пресная, с маслом?»; Создание альбома: «Спорт и забавы на льду»; Создание наглядных правил поведения на льду; Изготовление цветных ледяных фигурок для украшения участка; Заполнение календаря наблюдений; | |
Февраль Магнит | ООД «Откуда появился магнит»; ООД «Магнитное поле»; Просмотр мультфильма «Смешарики. магнитизм»; Опыты, для закрепления свойств магнита: «Что притягивает магнит»; «Притягивает ли магнит через препятствие» (ткань, картон); «Скрепка в воде»; «Скрепки из крупы»; «Сильный и слабый магнит»; «Магниты притянулись и оттолкнулись» (полюса магнита); «Искусственное магнитное поле»; Создание коллекции магнитов из разных городов и стран. Игры с магнитными пазлами, с магнитным театром; Заполнение дневника наблюдений; Размещение в центре экспериментирования различных магнитов для самостоятельного экспериментирования; | |
Март Ткани | ООД «Мир Тканей»; ООД «Разная одежда из разных тканей»; Презентация для детей: «Одежда разных народов»; Создание коллекции тканей; Проведение опытов для закрепления свойств ткани: «Какая ткань не пропускает воду»; «Какая ткань лучше сохраняет тепло»»; «Какая ткань лучше впитывает воду»; «Какая ткань больше мнется»; Заполнение дневника наблюдений; Размещение в центре экспериментирования лоскутов ткани для самостоятельных опытов. | |
Апрель Наблюдение за растениями | ООД «Растения.Что необходимо для их роста» Опыты для закрепления знаний о растениях: «Где лучше: на свету или в темноте»; «С водой и без воды»; «Лук в стакане с водой»; «Окрасится ли лист салата»; «Вырастим из семени» (мандарин, гранат); Наблюдение за тем как происходят изменения с растениями; зарисовывание наблюдений; Наблюдение за этапами прорастания; Создание наглядных правил по уходу за растениями; Создание экологического паспорта растений группы. | |
Май Солнце. Солнечный зайчик | ООД «Солнце. Что это». Беседа с детьми: «Полезное и вредное солнце» Наблюдение на прогулке за солнцем; «Как появляется солнечный зайчик» «Предметы, с помощью которых можно пустить солнечного зайчика» (зеркало, фольга, диск, стекло от часов); Игры с солнечным зайчиком: «Спрячь солнечного зайчика»; «Догони солнечного зайчика»; Заполнить дневник наблюдений. Проведение диагностики; Подведение итогов; | |
Подготовительная группа | Сентябрь Бумага | ООД «Бумага. Из чего ее производят»; Игры: «Найди что в группе из бумаги»; «Бывает- не бывает» (из бумаги); ООД «Такая разная бумага»; Опыты для закрепления свойств бумаги: «Бумага мнется»; «Как звучит бумага»; «Мокрая бумага»; «Бумага рвется»; «разрежем бумагу»; «Бумага впитывает масло»; «Бумага горит»; «Какая бумага легче рвется, мнется, режется»; Создание поделок из бумаги: оригами, аппликации, конструирование из бумаги; Размещение в центре экспериментирования различных видов бумаги для самостоятельных опытов; Заполнение дневника наблюдений. Консультация для родителей: «Как организовать игры с водой»; |
Октябрь Стекло | Презентация для детей «Как появилось стекло»; ООД «Что такое стекло»; Чтение художественной литературы: ДЖ. Родари «Стеклянная», А. Барто «Однажды я разбил стекло…» Опыты для закрепления свойств стекла: «Стекло в ладошке» (гладкое); «Что видно через стекло»; «Вода в стакане» (не пропускает воду); «Как звучит стекло»; «Стекло упало»; «Опасное стекло» (острое); «Мы - стеклодувы» (трубочки и мыльные пузыри); Создание мини-выставки стеклянных предметов; Заполнение дневника наблюдений. | |
Ноябрь Электричество | ООД «Электричество в каждом доме»; Презентация для детей: «Волшебное электричество»; Беседа с детьми: «Техника безопасности при использовании электроприборов»; Создание наглядных правил пользования электричеством; Опыты: «Потрем шарик», «Электрическая расческа» (Фольга и бумага); «Шарики поссорились» (смочить водой); Разместить в центре экспериментирования расчески, шерстяную ткань, фольгу, бумагу для самостоятельного экспериментирования; Заполнение дневника наблюдений. Просмотр мультфильма: «Фиксики. Электричество»; | |
Декабрь Свет | ООД «Что такое свет. Источники света»; ООД «Как появляется тень»; Создание альбома: «Естественные и рукотворные источники света»; Опыты со светом: «Какой предмет простит свет» (дощечка, ткань, бумага); «Где ярче светит фонарик: в темноте или на свету»; «Картинка в закрытой коробке»; «Свет рассеивается»; «От чего света больше?» (свеча, фонарик, настольная лампа); «Играем с тенью»; Использование теневого театра; Заполнение дневника наблюдений. | |
Январь Звук | ООД «Звуки вокруг нас»; Презентация для детей: «Звуки природы» Опыты для закрепления свойств звука: «Звуковая волна подобна водной»; «Сколько камешков бросили в воду» (звук передается в воде); «Звук по веревке»; «Шумовые и музыкальные звуки»; «Высокие и низкие звуки»; «Слушаем тишину»; Размещение в центре экспериментирования предметов, издающих звук: шуршалки, звенелки, гремелки, ложки и т.д.; Игра: найди парный звук Создание альбома: «Музыкальные инструменты»; Заполнение дневника наблюдения; Просмотр мультфильма: «Фиксики-советы. Опыты со звуком»; | |
Февраль Термометр | ООД «Термометр. Измерение температуры»; Беседа с детьми: «Техника безопасности при использовании термометра»; Опыты: «Где температура воздуха ниже» «Нагревают ли лампы комнату»; «Измеряем температуру воды в широком и узком сосуде»; «Узнай холодная или горячая вода, не трогая стакан руками»; «Сравни температуру в группе и в спальне»; «Моя температура»; Иры: «К какое время года может быть такая температура»; «Кукла Маша здорова или болеет?»; | |
Март Вес | ООД «Что такое вес?» Презентация для детей: «Такие разные весы»; Опыты: «Большое, но легкое» (камень и вата); «Одинаковый вес»; «Есть ли вес у воздуха»; «Взвешиваем разные предметы»; «Мой вес»; Разместить в центре экспериментирования разные весы: кухонные электронные, кухонные с чашей, кантарик для самостоятельного экспериментирования. | |
Апрель Радуга | ООД «Семь цветов радуги»; Рисование «Радуга-дуга»; Опыты: «Поймай радугу»; «Радужная тень»; «Радуга на черном картоне» (Вода, лак для ногтей); Размещение в центре экспериментирования изображений радуги на небе, радуги от фонтана, радуги от водопада; Подбор пословиц и поговорок о радуге; Просмотр мультфильма: «Фиксики. Как сделать радугу…»; | |
Май Подведение итогов | Проведение диагностики; Подведение итогов; Проведение итогового мероприятия «Юные ученый». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. ...
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» Гениальность может сказаться лишьмимолетным шансом. Только работа и волямогут дать ей жизнь и обратит...
Инновационный проект «Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР»
Формирование нового вида взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся творческими, доброжелательными отношениями детей, музыкального руководителя, родителей по совместному развитию ар...
Инновационный образовательный проект "Развитие артистических способностей посредством театрализованной деятельности с использованием ЦОР"
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения....
Развитие любознательности детей посредством экспериментальной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12048466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","width":"186"}}]]...
Развитие интеллектуальных способностей посредствам применения блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
На каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из...
Презентация Развитие интеллектуальных способностей посредством технологии развивающих игр
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...