Статья "Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников"
статья (средняя группа) по теме
Статья: метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №102 комбинированного вида
Невского района г. Санкт- Петербурга
Всероссийский семинар проектная деятельность в ДОУ»
Тема выступления: метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников.
Воспитатель:
Николаева Марина Анатольевна
Санкт-Петербург
2017
Метод проектов - целенаправленная образовательная деятельность, осуществляемая с определенной целью по определенной программе для решения игровых, поисковых, исследовательских, практических задач в условиях совместной деятельности детей с разными стартовыми возможностями.
Особая методическая значимость метода проектов позволяет сформировать у детей собственный опыт взаимодействия с окружающим миром, способствует актуализации знаний и навыков ребенка, стимулирует потребность в самореализации, в самовыражении в значимой для дошкольника деятельности.
Выделяют несколько видов проектов: творческий, исследовательский, ролевой, информационный и практико-ориентированный, каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации, при этом все они имеют общие черты:
• Любая проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
• Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь не достаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование.
• Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата - человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Вместе с тем следует отметить, что на практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых присутствуют признаки исследовательских и творческих, а также других проектов.
Рассмотрим виды проектной деятельности и их особенности.
- Исследовательская проектная деятельность
Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование.
ЦЕЛЬ: Формирование познавательной активности, самостоятельности
РЕЗУЛЬТАТ: Новое знание
ЦЕННОСТЬ: Благодаря проекту формируется познавательная активность
СТРУКТУРА:Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез - проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы, выдвижение новых гипотез и ее исследование - исследовательская деятельность - представление результатов исследования - рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись)
ФОРМА ПРОДУКТА Модель, схема, календарь
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: Доклад
ОЦЕНКА: Оцениваются оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности.
Использовать исследовательские проекты целесообразно в старшем дошкольном возрасте.
В старшей "Откуда в дом пришла вода",
в подготовительной "Секреты комнатных растений", "Свет в жизни растений", "Наш огород".
- Творческая проектная деятельность
Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Таким результатом может быть стенгазета, книжка-самоделка, фильм, спектакль, праздник, творческая работа и т.п.
Элементы этого вида проектов уже можно использовать в младших группах "Украсим группу к празднику", "Снежные постройки", "Необычная клуба".
Индивидуальные и групповые формы творческих проектов можно осуществлять в старшей "Книжки - малышки", "Концерт для малышей", и подготовительной "Снимаем кино", "Заколдованный театр".
ЦЕЛЬ: Создание творческого продукта
РЕЗУЛЬТАТ: Творческий продукт
ЦЕННОСТЬ: В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий.
СТРУКТУРА: Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез - определение предполагаемого творческого продукта - распределение на группы - планирование деятельности по созданию творческого продукта - практическая деятельность - представление результатов - рефлексия (осознание трудностей с которыми столкнулись)
ФОРМА ПРОДУКТА: Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки), кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ: Выставка, утренник, спектакль
ОЦЕНКА: Оцениваются как деятельность по созданию продукта, так и сам продукт и его оригинальность.
- Ролевой проект
Ролевой проект - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая.
Подобные проекты доступны детям подготовительной группы: "Школа", "Детский сад"
ЦЕЛЬ: Решение проблемных ситуаций в игре.
РЕЗУЛЬТАТ: Осознание проблем в игровой ситуации
ЦЕННОСТЬ: Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре.
СТРУКТУРА: Создание проблемной ситуации - распределение ролей - игра - представление результатов.
ФОРМА ПРОДУКТА Игра.
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ Фильм, альбом, портфолио.
ОЦЕНКА Оцениваются деятельность в соответствии с принятой ролью.
- Информационный проект
Информационный проект - изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Такие проекты, подобно исследовательским, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. При работе с дошкольниками над подобными проектами следует учитывать, что дошкольник не умеет читать, не владеет компьютером. Следовательно, не всю информацию он сможет донести. Кроме того, дети дошкольного возраста эмоциональны, а значит, в первую очередь запомнят яркую, берущую за душу информацию. Помочь собрать информацию, прочитать статью, сделать доклад могут родители, старшие братья и сестры. Однако рассказывать придется самому - с опорой на фотографию в буклете, газете. Следовательно, текст должен быть доступен, лучше, если это будет запись рассказа самого ребёнка (его интерпретация полученной информации).
Такие проекты доступны детям старшей группы ("Путешествие в прошлое автобуса", "История старого города"), в подготовительной группе ("Они защищали Родину", "Улицы нашего города", "Реликвии нашей семьи", "Что в имени твоем").
ЦЕЛЬ Сбор и представление информации
РЕЗУЛЬТАТ Полная и достаточно необходимая информация.
ЦЕННОСТЬ Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.
СТРУКТУРА Создание проблемной ситуации - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - определение способа работы по поиску информации( индивидуально, в группах) - распределение на группы - поиск информации - представление результатов - рефлексия( рассказ о процессе поиска информации).
ФОРМА ПРОДУКТА Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей.
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ Доклад, экскурсия, утренник.
ОЦЕНКА Оцениваются самостоятельность поиска информации, полнота, достаточность представления информации.
- Практико-ориентированный проект
Практико-ориентированный проект - эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Работа над такого рода проектами доступна при условии совместной работы родителей и детей младшей группы "Развивающие игрушки для малышей", средней "Самый веселый участок", "Делаем вместе с детьми", в старших и подготовительных "Почему у крыльца лужа", "Почему в группе холодно".
ЦЕЛЬ Решение, как правило, социальных задач, отражающих интересы участников проекта.
РЕЗУЛЬТАТ Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.
ЦЕННОСТЬ Формирование социальных интересов.
СТРУКТУРА Создание практико-ориентированной проблемной ситуации - выдвижение гипотез по разрешению проблемы - распределение на группы - практическое разрешение проблемы - представление результатов.
ФОРМА ПРОДУКТА Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.
ВОЗМОЖНАЯ ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ Внедрение в практику результатов.
ОЦЕНКА Систематическая внешняя оценка проекта .
Литература.
- Н.А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей»
- Веракса Н. Е., Веракса А.Н. « Проектная деятельность дошкольников»
- Евдокимова Е.А. «Проект, как мотивация к познанию»
- Данюкова А. «Вы любите проекты?»
- Петрикевич А.А. «Методы проектов в образовании дошкольников»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной мотивации у дошкольников"
Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности...
Консультация для педагогов по теме: "Развитие познавательной мотивации у дошкольников» Бессонова Т. Н.
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие моти...
Развитие познавательной мотивации у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Рекомендации для организации работы с детьми по познавательному развитию средствами активизации мотивации к деятельности: поисково-исследовательская деятельность, экспериментирование, дидактическая иг...
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников...
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников.
Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на стано...
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
Статья предназначается для воспитателей детского сада, которая раскрывает все возможности раскрытия познавательных интересов у дошкольников....
.Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
Дошкольное детство-время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возм...
- Мне нравится (1)