Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кострица Ольга Леонидовна
Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кострица О.Л., педагог-психолог

ГБДОУ детский сад № 88 "ИСТОК" Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Дошкольное детство - это период познания ребёнком себя и мира, характерной чертой детей данного возраста является любознательность, но важным представляется переход от неё к устойчивой познавательной направленности ребёнка.

Сейчас намечается тенденция снижения возрастной границы школьного возраста, дети начинают учиться довольно рано, в возрасте шести лет они уже умеют читать и писать, а соответственно сама подготовка начинается ещё раньше. Но какой бы ни была педагогическая подготовка к обучению в школе, ребёнок шести лет ещё не готов психологически к этой качественно новой ступени. Раннее поступление в школу осложняет процесс усвоения знаний, и хотя ребенок уже способен усваивать учебный материал, но у него еще сохраняется острая потребность играть. Он учится, играя, и ещё не готов сменить социальную ситуацию развития с игровой на учебную. Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень сформированности познавательной мотивации у дошкольников, которая не является следствием возраста, а должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу.

В настоящее время стоит острая необходимость в развитии у дошкольника познавательной мотивации как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе. Как отмечает Е.И. Рогов, к старшему дошкольному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации.

Для целостного её развития у детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать комплекс условий, таких как: поддержание в ребёнке стремления узнавать новое, создание ситуации успеха, использование проблемных ситуаций и игровой деятельности, среди которых организация проблемной ситуации в форме сюжетно-ролевой игры является ключевым условием, при построении которой следует учитывать внешние и внутренние факторы становления познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога, данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

Метод проектов также нашел отражение и в идеях отечественных ученых (Н.К.Крупской, С.Т. Шатского, М.В. Крупениной и др), которые считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Впоследствии проекты широко вошли в педагогическую практику, часто ими полностью подменялась программа обучения, поэтому в 30-х гг. данный метод был запрещен в России.

         В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.

       Метод учебного проекта – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

    Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагог стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность, тем самым развивая познавательную мотивацию. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

 Метод проектов позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод учебного проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

         Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Литература

  1. Арановская-Дубовис Д.М. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника/ Д.М. Арановская-Дубовис., Е.В. Заика // Вопросы психологии, 1995 г.
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, М.: Просвещение, 1968.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей /Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.
  7. Сыпченко Е.А.: Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.                            -  СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 97с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной мотивации у дошкольников"

Мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности...

Проект «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством использования исследовательских методов обучения в группе компенсирующей направленности»

Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте создаются ...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие познавательной мотивации у дошкольников» Бессонова Т. Н.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие моти...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на стано...

Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Статья предназначается для воспитателей детского сада, которая раскрывает все возможности раскрытия познавательных интересов у дошкольников....

Статья "Метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников"

Статья: метод учебного проекта : развитие познавательной мотивации у дошкольников....

.Метод учебного проекта: развитие познавательной мотивации у дошкольников

Дошкольное детство-время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возм...