«Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования»
методическая разработка
овз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slagaemye_kompetentnosti_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования.
Компетентностно-ориентированный подход к развитию вокально-хоровых навыков»
Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение.
Компетенция – принадлежность по праву.
а) Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом
конкретному органу или должностному лицу.
б) Знания, опыт в той или иной области.
1. Компетенции по Шитову С.Е. (5 групп)
2. «Непрерывное образование» (способность учиться всю жизнь)
3. Задачи традиционно-ориентированного метода образования (КОМО).
4. Отличия традиционного процесса обучения от компетентностно- ориентированного.
5. Технологический подход к обучению.
а) отличие методики от технологии.
6. Метод проектов.
Компетентностный подход предполагает переход от знаниево-ориентированного компонента содержания образования к практическому,
который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам)
функций, социальных ролей, компетенций.
Компетентностный подход в обучении пению нацеливает учащихся на развитие компетенций, способствующих овладению определёнными способами вокально-хоровой деятельности.
Компетенция (от лат. competentia – принадлежность по праву) – это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Компетенция для учащегося-музыканта – это не только обладание способностями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для его музыкальной деятельности, но и формирование особых личностных качеств (воля, целеустремлённость, трудолюбие, терпение, готовность к восприятию и созданию нового и др.), которые проявляются в тех или иных способах поведения и реализуются в процессе решения возникающих проблем (учебных, творчески-исполнительских, психологических и др.).
В процессе обучения пению, изучая вокально-хоровой репертуар как особый музыкально-информативный источник культуры и искусства общества, ученик приобретает следующие компетенции:
интеллектуальную, включающую в себя художественно – творческое мышление;
-ценностно-смысловую, заключающуюся в осознании художественной ценности произведения, его музыкального образа, духовно-эстетического смысла;
-творческую, основанную на развитие способностей, умении самобытно интерпретировать вокальные произведения и др.;
-практическую, формирующую навыки чтения с листа, транспонирования, умения петь в ансамбле;
-вокально-техническую, направленную на развитие и совершенствование индивидуального мастерства учащегося;
-информационную, позволяющую находить, анализировать, обобщать, систематизировать, творчески преобразовывать полученную информацию;
-компетенцию личного самосовершенствования, способствующую саморазвитию, самоактуализации, эмоциональной саморегуляции, расширению музыкального кругозора учащегося.
Наибольшим потенциалом в реализации компетентностного подхода в образовании обладает компетенция культуросообразного построения содержания (И.Я.Лернер, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин)
Экстраполяция её идей на опыт певческой деятельности учащегося представлен в следующей схеме:
Субъективный певческий опыт учащегося
Элементы компетентности (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценностно-смысловые ориентации, социально-практическая, художественно-эстетическая значимость и др.) проявляются только тогда, когда деятельность в классе вокала, хорового пения для ученика интересна, обоснованна, мотивированна, целесообразна.
Реализации компетентностно- ориентированного подхода в развитии вокально-хоровых навыков учащихся:
-проектирование УДОД образовательной среды, направленной на формирование у учащихся системы ключевых компетенций;
-конструирование музыкаотного образования в классе вокала, хорового пения как трансляция социального музыкально-певческого опыта в субъективный опыт личности и обеспечения деятельностного характера его основания;
-соблюдение принципа интеграции, построение музыкального обучения на основе межпредметных связей;
-применение в обучении таких методов, как: проблемный метод (решение практических певческих задач, самостоятельная деятельность учащегося по их разрешению); художественно-эвристический (поиск индивидуальных вокально-хоровых исполнительских приёмов); игровой (активизация, интенсификация учебного процесса) и др.
-диагностика процесса формирования компетенций учащихся (музыкальных знаний, вокально-хоровых навыков, личностных качеств и др.)
Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащегося разнообразной творческой деятельности. Он в рамках своей должности выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одарённых и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям, а также педагогическим работникам в пределах своей компетентности.
Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть прежде всего: направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.
Влияние музыкально-хоровых занятий на развитие и воспитание ребёнка.
Искусство хорового пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, независимым, веками проверенным фактором духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством. Школы хорового пения призваны сыграть серьёзную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остаётся надёжным щитом отечественной певческой и музыкальной культуры, надёжным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.
На долю хорового искусства и хоровой культуры исторически всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирование и сохранение индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегически хоровое пение как искусство ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры.
Направление на гуманитаризацию народного образования на всех уровнях: дошкольном, школьном, вузовском, введение предметов художественного цикла, изучение мировой художественной культуры, создание лабораторий альтернативной педагогики, разработка несметного количества авторских программ, учитывающих необходимость изучения мировой отечественной культуры т.д. – всё это достаточно серьёзные шаги в направлении изменения ситуации сложившийся в народном образовании, которое, как известно, пока не в состоянии сформировать у подрастающего поколения должный культурный уровень, обеспечивающий, с одной стороны, достойное развитие личности в цивилизованном обществе, с другой стороны, - безопасность общества и его поступательное движение.
Прагматически обучение искусствам должно органично входить в общую подготовку человека к будущей трудовой деятельности, где всё больше требуются такие качества личности как воображение, самостоятельность мышления и решения проблем, коммуникативность, инициативность. Именно выработка таких качеств и является хотя и побочным, но важнейшим эффектом в занятиях искусством. Не последняя роль в этом отношении принадлежит и музыкальному воспитанию, а среди его составляющих – искусству хорового пения.
Хоровое пение не должно рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего неминуемого выступления на сцене. Хоровое пение – это часть ёмкого, глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. Мир культуры даёт человеку духовную свободу, то есть возможность выбора в альтернативных условиях. Культура от природы не заложена в человеке, у него нет от природы потребности в культуре, она вносится в духовный мир человека извне, поскольку является механизмом передачи последующим поколением обобщённого социального опыта предыдущих поколений. Хоровое пение в этом случае является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком (ноты, партитуры, гармоническое и полифоническое многоголосие). Но в культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих, но крайне важных для становления и социализации личности моментов: формирование критериев прекрасного и безобразного; регулирование взаимоотношений поющих между собой; определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так, проецируя, и в обычной, повседневной жизни; обучение людей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. В этом плане восстанавливать фундамент культуры надо с понятий права, долга и ответственности, что прекрасно вписывается в культуру хорового пения.
Смысловые координаты хоровой культуры включают ряд моментов (по схеме Л.Кругловой).
1. «Поле» - способы и результаты музыкальной деятельности общественного человека: ритмический, метрический, темповой, ладовой, дикционной, тембровой, интонационной, гармонической, полифонической, формообразующей.
2. Сущность – человеческая: формирование и развитие способностей, метапотребностей, знаний – умений – навыков, в целом – сущностных сил.
3. Продукт хоровой культуры – гармонически развитый человек.
4. История хоровой культуры – музыкально- исторический процесс как смена художественных стилей, детерминированных объективной реальностью и субъектно-творческой деятельностью композитора.
5. Хоровая культура каждого конкретного общества – исторически обусловленная система способов и результатов человеческой музыкальной деятельности.
6. Содержание культурного хорового процесса – развитие сущностных музыкально-творческих сил человека.
7. Структура хоровой культуры воплощена в музыкальном стиле.
8. Внутренний аспект хоровой культуры – духовные ценности, внешний – материальные носители духовного.
9. Развитие хоровой культуры: а) теоретическое, как комплекс хоровых познаний и быстрота перехода от одного к другому; б) практическое, как труд привычка к объективной хоровой деятельности и общезначимым умениям.
10. Ядро хоровой культуры – мораль, самодовлеющее значение долга.
11. Сверх задача хоровой культуры – самоактуализаций личности.
12. Функции хоровой культуры – человекотворческие: способ самоорганизации человека.
13. Социальная детерминированность хоровой культуры выражена в сферах: культура труда (организованность, работоспособность, быстрота реакции), культура быта (доброжелательность, гибкость взаимоотношений, неконфликтность в сочетании с принципиальностью и убеждениями), физическая культура (пение как оздоровительный процесс), художественная, эстетическая, образовательная, воспитательная (качества личности), научная (мораль, критерии личности), культура общения и досуга.
14. Компоненты хоровой культуры – ценности как нормы ориентации (критерии художественного вкуса).
15. Виды культурно-хоровой деятельности: познавательная, нравственная, художественная – решающие для полного развития всех свойств личности человека.
16. Распределение культурно-хоровой продукции касается всех участников: все дающие оказываются берущими и наоборот (обратная связь цепочки творчества «композитор – исполнитель – слушатель»).
17. Критерии хоровой культуры: уровень развития сущностных сил человека, возможность содержательного анализа результатов работы.
18. Эпицентр всех процессов хоровой культуры – система образования и воспитания, стратегия которой – умение самостоятельно учиться, духовная потребность в непрерывном музицировании и музыкальном образовании, музицирование как возможность творческого роста.
Хоровые школы в системе дополнительного образования детей – это музыкальный всеобуч на профессиональной основе. В основе идеи музыкального всеобуча на профессиональной основе лежит принцип непрерывного музыкального образования. Это процесс постоянного музыкального развития человека на протяжении всей его жизни. Смысл непрерывности состоит в развитии способностей и потребности личности, в предоставлении каждому человеку возможности реализовать собственную программу образования. Но это удаётся осуществить только при получении каждым человеком информации по предметам сразу же на высоком профессиональном уровне, более того, «ценность раннего обучения пению» с образовательных структур и состоит в обеспечении преемственности « обучения в детстве с обучением в зрелом возрасте». Кроме того, непрерывность музыкального образования предполагает соблюдение ряда условий: «доступность обучения, вариативность (диверсификация содержания образования), преемственность форм и содержание обучения, интеграция формального и неформального образования (горизонтальная и вертикальная интеграция)». В области музыкального всеобуча такая ситуация возможна при использовании метода начального интенсивного хорового пения, реально осуществимого на практике. Метод отличается доступностью содержания и форм учебного процесса; ориентирован на сохранение и укрепление преемственности отечественных певческих традиций, поскольку пение – это часть культуры, которая обеспечивает духовную свободу личности, а значит – способность к альтернативному выбору в построении своей жизни. Метод позволяет соединить разные – формальные и неформальные формы музыкального образования, а главное – позволяет разработку программ различного уровня, адекватных потребностям и возможностям обучающихся, при этом ориентируясь на формирование метапотребностей и зону перспективного развития, то есть метод – вариативен или диверсификационен, значит – перспективен. Содержательное единство системы непрерывного диверсификационного музыкально-хорового образования обеспечивается стабильностью образовательной программы начального интенсивного хорового пения и технологии постановки голоса, наличием классических критериев образовательного стандарта хорового пения. Целью начального музыкального образования на профессиональной основе является мотивационное самоопределение обучающегося к последующему любительскому музицированию на профессиональной основе с той степенью грамотности, которая предполагает совершенствование «фундамента музыкальности».
Литература:
1. Венгрус Л,А., Начальное интенсивное хоровое пение. –С-Пб, Музыка, 2000.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., АПН НИИ Психология, 1947.
3. Асафьев Б.В., Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /под ред. Орлова С.М., 2 издание. – М., Музыка,1973.
4. Юргитуте А.А., Лечебное воздействие музыки: история, применение, перспектива. – Вильнюс., ВГК, 19901.
5. Асмолова А.Г., Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике оазвития, - Внешкольник, 1997, №9.
6. Алиев Ю.Б., Богин В.Г., Журавлёв И.К., Прогностическая концепция целей и содержания образования. – М.: РАО, институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, ИТПИМИО, 1994.
7. Бруднов А.К., От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей. – Внешкольник, 1995, №1.
8. Голованов В.П., Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр «Школьная книга», 2001.
9. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. – Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». – С-пб., 1998.
10. Поташник М.М., Лазарев В.С., Управление развитием школы. – М., 1995.
11. Разбивная Г.А., Степанов С.Ю., Сотворчество в управлении образованием. – Петрозаводск, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Консультация для педагогов ДОУ «Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования в ДОУ»
Современная жизнь все больше ориентируется на инклюзию. И профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до ...
«Система формирование информационной компетентности у педагогов дополнительного образования»
Применение информационных технологий в учебном процессе объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих с...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...