Профессиограмма воспитателя
материал на тему
Профессиограмма воспитателя МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivr_kilimchuk_yu.a.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Гуманитарная академия»
Итоговая выпускная работа
слушателя программы профессиональной переподготовки
«Образование и педагогика: педагогика и психология дошкольного образования»
Профессиограмма воспитателя
МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки"
(наименование образовательной организации)
Выполнил:
_Килимчук Юлия Алексеевна____________
Ф.И.О.
________________________ ________22.09.2017_______
подпись дата
г. Екатеринбург
2017 г.
Оглавление
2. Требования к уровню подготовки воспитателя 5
3.1. Критерии успешности воспитателя 6
3.2. Личностные качества воспитателя 6
5. Перспективы и карьерный рост 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
ВВЕДЕНИЕ
Профессия воспитателя или педагога является крайне почетной и уважаемой. Именно воспитатель ответственен за формирование личности воспитанников и развитие их дальнейшей судьбы.
Профессия воспитателя появилась впервые еще в Античной Греции, но не получила была распространена, поскольку воспитанием детей состоятельных людей занимались рабы, а дети крестьян не получали образования вообще. В эволюционирующем обществе , профессия воспитателя переросла в профессию домашнего наставника, чья цель была сосредоточена на воспитании потомства работодателя.
Несколько веков назад, работа воспитателя и педагога обрела массовую направленность, чему способствовало появление первых школ. На плечи воспитателя была возложена огромная задача, заключавшаяся в формировании молодых юношей и девушек, и в последующем направлении на выбранный путь. Нельзя не добавить, что профессия воспитателя имеет высокую актуальность даже сегодня.
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада. Одной из основных задач детского сада - вовлечь ребенка в процесс обучения в детском саду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться, с ними взаимодействовать, усваивает правила общения. В этом плане детский сад играет незаменимую роль.
1. Содержание деятельности
Сферы профессиональной деятельности: наука, образование
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной.
Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
- Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для максимального развития каждого ребенка.
- Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие.
- Изучает склонности, интересы, сферу его дарований.
- Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в группе.
- Организует жизнедеятельность коллектива в соответствии с возрастными потребностями детей.
- Приучает детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями. Помогает каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
- Осуществляет помощь воспитанникам в образовательной деятельности.
- Посещает занятия воспитателей и узких специалистов.
- Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в детском саду.
- Проводит Дни здоровья.
- Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи детскому саду.
- Организует досуг, выполнение режима дня.
- Заполняет журнал, ведет табель посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
- Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
2. Требования к уровню подготовки воспитателя
Хотя данный вид деятельности обрел высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, получить почетное звание педагога не является возможным для каждого.
Сперва необходимо окончить специализированные училища и высшие учебные заведения, которые обучат будущих воспитателей педагогическим методам воздействия на воспитанников.
3. Качества воспитателя
Воспитатель должен иметь глубокие знания по:
- педагогике
- возрастной психологии
- основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
- этике и эстетике
- принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.
Воспитатель ДОУ должен:
- знать и уметь применять методики обучения и развития детей
- уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.
Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:
- владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
- широкая эрудиция
- педагогическая интуиция
- высокий уровень интеллекта
- высокоразвитая нравственная культура.
3.1. Критерии успешности воспитателя
Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.
Отношение к себе: Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.
Отношение к работе: Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.
Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием [2].
3.2. Личностные качества воспитателя
Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:
Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
4. Трудоустройство педагога
Массовость и уникальность профессии. Надо сказать, что в эту непростую профессию чаще всего приходят по призванию. Ведь мало того, что она достаточно тяжёлая - отработав смену, приходится, как и учителю, готовиться к следующему дню - писать конспекты занятий и готовить дидактические материалы, так ещё и заработная плата воспитателя оставляет желать лучшего.
В муниципальных детских садах она совсем невысокая, чуть выше минимальной. В частных же - может быть значительно выше - в два-три раза, но попасть туда даже высококвалифицированным профессионалам достаточно сложно. Вот и получается, что профессия воспитатель - героическая профессия.
Есть ещё один важный момент, о котором следует знать. Это регулярные методические проверки и всевозможные комиссии. Воспитателю не только необходимо быть хорошим детским психологом и организатором, но и чётко выполнять все методические указания, иногда даже вопреки собственному мнению. Прекрасная профессия воспитатель И всё же надо отдать должное - профессия воспитатель детского сада не только сложная, но и очень интересная.
Воспитатель работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 7:00 до 14:00, другой с 12:00 до 19:00 (в среду 1 смена с 7:00 до 15:00, 2 смена с 11:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро-вечер).
5. Перспективы и карьерный рост
Как такового карьерного роста работа воспитателем не предполагает. Существует возможность претендовать сначала на должность старшего воспитателя, дальше на заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, ну и в конце на заведующего дошкольного учреждения, однако, для этого требуется большой опыт работы. Особенно предприимчивые люди могут попробовать открыть частный детский сад или другое образовательное учреждение для детей дошкольного возраста.
6. Формы оплаты труда
Повременная оплата (оклад), согласно единой тарифной сетке, существует в государственных образовательных бюджетных учреждениях.
В частных школах, лицеях на договорной основе работа оплачивается согласно договору, выплачиваются премиальные и бонусы.
Средняя зарплата воспитателя в детском саду около 25 тысяч рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитатель детского сада занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психологической и нравственной стороне становления личности. Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя детского сада становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям.
Воспитатель ДОУ – одна из массовых современных педагогических профессий. Функция современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога. Сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в ДОУ осуществлялся полноценный воспитательно-образовательный процесс.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Основные задачи и содержание работы воспитателя [электронный ресурс] http://alma-mater-spb.ru
- Какими качествами должен обладать воспитатель ДОУ? [электронный ресурс] http://paidagogos.com/?p=8049
- Воспитатель детского сада [электронный ресурс] http://мой-ориентир.рф
- Воспитатель детского сада: плюсы и минусы работы [электронный ресурс] http://work-place.net/?p=70
- Коллективный договор МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Гусельки" на 2015-2018 г. [текст]
- Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. – М. : Просвещение, 2006.
- Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». [текст]
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [текст]
- Воспитатель детского сада [электронный ресурс] http://profigrama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФЕССИОГРАММА - «Каким я вижу воспитателя».
ПРОФЕССИОГРАММА - «Каким я вижу воспитателя». (разрабатывала когда училась в колледже)...
Профессиограмма воспитателя детского сада
Основные понятия профессиограммы воспитателя детского сада....
Профессиограмма воспитателя детского сада
Краткое описание профессии "Воспитатель"...
Профессиограмма педагога
Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, воспитателя, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми он должен обладать, знания...
"Профессиограмма современного педагога ДОУ"
Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к специалисту....
Профессиограмма воспитателя ДОУ
В данной работе раскрывается суть профессии «воспитатель»: требования, предъявляемые к педагогическим кадрам, функциональные обязанности, навыки и умения, личные качеств, профессиональные ...
Методическая разработка "Технология проведения социологических опросов, правила составления анкет. Профессиограмма воспитателя ДОУ"
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в професси...