Лепбук по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Кулагина Наталия Владимировна

Лепбук

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

 

Пояснительная записка

        Пособие  содержит практический материал  для   проведения  занятий с одним ребенком или подгруппой детей  на основе «лэпбука» с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала. «Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры. К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
В лепбуке собрано несколько игр по духовно-нравственному воспитанию.
 

1.д/и «Узнай храм»

 

Цели и задачи: знакомить детей с внешним устройством Храма;

с особенностями архитектуры;

 дать представление о различиях соборов и храмов;

расширять словарный запас детей;

способствовать развитию образного восприятия Храма;

воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материалы и оборудование: картинки с изображением Храмов, соборов..

Предварительная работа: рассказ воспитателя о храмах, соборах, просмотр картинок.

Ход игры: воспитатель показывает картинки, дети вспоминают названия храма или собора и рассказывают о нем.

 

2. д/и «Угадай праздник по картинкам»

 

Цели и задачи: закрепить знания детей о праздниках,  их событиях и смыслах;       побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии,

воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам.

1.Рождество.

2.Масленица

3.Пасха.

4.Зул

5.Цаган -Сар

Материалы и оборудование: карточки картинки с ассоциативным изображением праздников.

Ход игры: Воспитатель достает одну картинку, а ребенок пытается узнать, что праздник эта картинка обозначает. Если ребенок не справляется, достается вторая картинка, третья. Когда, ребенок отгадал, что за праздник изображен на картинке он рассказывает все, что знает об этом празднике.

 

3. д/и  «Мой ангел»

Программное содержание:

*расширять представления детей о сотворении мира Богом;

*уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;

*воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов

Ход игры:

1.                     Рассказ педагога об ангелах.

Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы — символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.

2.                     Вспомнить  у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.

3.                     Раскрашивание шаблонов  ангелов.

4.                     Выставка готовых работ .

 

4.д/и  «Раскрась пасхальное яичко»

Программное содержание:

*                       знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;

*                       поддерживать в детях чувство пасхальной радости; 

*                       содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Ход игры:

1.                     Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
           В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы исповедуем веру Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой.     Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство.

2.                     Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.

3.                     Изготовление пасхальных подарков.

4.                     Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их – кто больше найдет.

5.                     выставка готовых работ.

6.                     Можно разрезать готовые раскашенные яички а затем предложить детям собрать как пазл яичко.

5.д/и «Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела.

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки, картинки героев.

 

6.д/и «Собери флаг России»

Цель:

· Формирование знаний о флаге и его символике цвета

· Развитие у детей чувства патриотизма и любви  к своей Родине.

Задачи:

· Формировать чувство любви к родному краю на основе приобщения к родной природе культуре и традициям

· Представление о России как о Родной стране

· Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Материал: картинки флага и герба вырезанные из картона

Ход игры:

1.                    Рассмотреть с детьми флаг России

2.                     Уточнить его цвета, последовательность

3.                    Предложить детям собрать флаг и герб из деталей.

 

 

7.д/и «Хорошие и плохие поступки»

 

Цель и задачи:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы.

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Материалы и оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков, картинки фишки добрый и злой смайлик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить на столе картинки с хорошими поступками к доброму улыбающемуся смайлику, а плохие поступки к злому смайлику, при этом ребенок соотнося картинку к смайлу рассказывает почему он так считает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_duhovno_nravstven.docx225.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №3 «Ягодка»

Лепбук по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Выполнила: воспитатель ср.гр. №4

Кулагина Н.В.

г.Элиста

Лепбук

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Пояснительная записка

        Пособие  содержит практический материал  для   проведения  занятий с одним ребенком или подгруппой детей  на основе «лэпбука» с целью изучения нового и закрепления  ранее изученного материала. «Лэпбук» (lapbook), или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры. К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести: познание и прививание православной культуры и традиций; раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов; гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка; формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям; одухотворение жизненного пространства ребенка; защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
В лепбуке собрано несколько игр по духовно-нравственному воспитанию.

1.д/и «Узнай храм»

Цели и задачи: знакомить детей с внешним устройством Храма;

с особенностями архитектуры;

 дать представление о различиях соборов и храмов;

расширять словарный запас детей;

способствовать развитию образного восприятия Храма;

воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материалы и оборудование: картинки с изображением Храмов, соборов..

Предварительная работа: рассказ воспитателя о храмах, соборах, просмотр картинок.

Ход игры: воспитатель показывает картинки, дети вспоминают названия храма или собора и рассказывают о нем.

2. д/и «Угадай праздник по картинкам»

Цели и задачи: закрепить знания детей о праздниках,  их событиях и смыслах;       побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии,

воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам.

1.Рождество.

2.Масленица

3.Пасха.

4.Зул

5.Цаган -Сар

Материалы и оборудование: карточки картинки с ассоциативным изображением праздников.

Ход игры: Воспитатель достает одну картинку, а ребенок пытается узнать, что праздник эта картинка обозначает. Если ребенок не справляется, достается вторая картинка, третья. Когда, ребенок отгадал, что за праздник изображен на картинке он рассказывает все, что знает об этом празднике.

3. д/и  «Мой ангел»

Программное содержание: 

  • расширять представления детей о сотворении мира Богом;
  • уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном;
  • воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов

Ход игры:

  1. Рассказ педагога об ангелах.

Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы — символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких.

  1. Вспомнить  у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела.
  2. Раскрашивание шаблонов  ангелов.
  3. Выставка готовых работ .

4.д/и  «Раскрась пасхальное яичко»

Программное содержание:  

  • знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью;
  • поддерживать в детях чувство пасхальной радости;  
  • содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Ход игры:

  1. Рассказ воспитателя о пасхальных традициях.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств".
           В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы исповедуем веру Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой.     Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство.

  1. Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров.
  2. Изготовление пасхальных подарков.
  3. Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их – кто больше найдет.
  4. выставка готовых работ.
  5. Можно разрезать готовые раскашенные яички а затем предложить детям собрать как пазл яичко.

5.д/и «Вспомни сказку»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела.

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку.

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки, картинки героев.

6.д/и «Собери флаг России»

Цель:

  • Формирование знаний о флаге и его символике цвета
  • Развитие у детей чувства патриотизма и любви  к своей Родине.

Задачи:

  • Формировать чувство любви к родному краю на основе приобщения к родной природе культуре и традициям
  • Представление о России как о Родной стране
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

Материал: картинки флага и герба вырезанные из картона

Ход игры:

  1. Рассмотреть с детьми флаг России
  2.  Уточнить его цвета, последовательность
  3. Предложить детям собрать флаг и герб из деталей.

7.д/и «Хорошие и плохие поступки»

Цель и задачи:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы.

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Материалы и оборудование: картинки с изображением хороших и плохих поступков, картинки фишки добрый и злой смайлик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить на столе картинки с хорошими поступками к доброму улыбающемуся смайлику, а плохие поступки к злому смайлику, при этом ребенок соотнося картинку к смайлу рассказывает почему он так считает.

C:\Users\Асер\Desktop\документы мои в сад\image-0-02-05-29687e94edc0d4fab730dfb5dd9e8bce641ee401758dadda57dc9eace758d476-V.jpg

C:\Users\Асер\Desktop\документы мои в сад\дид игра дух нрав.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Лепбук по духовно-нравственному развитию

Лепбук по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Пояснительная записка        Пособие  содержит практический материал  для   проведения ...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...