Семинар-практикум по теме "Театр физического оздоровления детей дошкольного возраста"
материал на тему

лариса алексеевнамакарова

Цель:

  1. Повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Закрепить знание методик проведения НОД по физической культуре и подвижных игр, форм организации двигательной активности детей вне НОД;
  2. Совершенствовать навык решения педагогических ситуаций;
  3. Повысить практический опыт владения содержанием игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ: «ТЕАТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Как говорил Гиппократ «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»

ОПРОС:

Ведущий: - А что вы делаете чтобы у вас была полноценная радостная жизнь (бросает мяч каждому участнику и задает этот вопрос)

Ведущий: Можно сделать вывод: Что во время игры с мячом были задействованы несколько функций: речевая, двигательная, мыслительная.

Ведущий: А теперь на 1-ый, 2-ой расчитайся:

Под номером один – у нас будет группа раннего возраста «Почемучки»

Под номером два – у нас будет группа дошкольного возраста « Всезнайки»

Ведущий: А теперь назовите возраст ваших групп.

Ведущий: Назовите виды деятельности характерные вашему возрасту в соответствии с ФГОС.

Ведущий: Можно ли все эти виды деятельности использовать для физического развития и оздоровления? (Например какие) (Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность).

Ведущий:  Так как мы  вами заговорили о двигательной активности, я хочу попросить всех выйти и вместе со мной  немного подвигаться под музыку, а в этом нам поможет помогатор.

 Ведущий: Есть такая программа Николая Николаевича Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста», с которой мы используем некоторые элементы.  Однообразные занятия по физкультуре можно превратить в увлекательные занятия – спектакли, дарящие детям радость.

Каждое занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки – схемы, музыка.

На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.

Театр — игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. В работу введено новое педагогическое понятие «Физкультурная сказка», напоминающая педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссѐр, а дети являются актѐрами.

Ведущий: Расскажу я вам сказку дивную – не очень короткую, да и не очень длинную, а такую, как от меня до вас! А вы мне помогайте, сказку разыграйте. Подготовила я для вас подсказки, - а будет у нас о физической культуре сказка.

 В некотором детсадовском царстве, в некотором образовательном государстве жили-были Педагоги. Долго работали они в детском саду. Всего у них было вдоволь: и знаний, и умений. Слыли они людьми компетентными, имели большой опыт и были рады дарить тепло своей души детям малым. Педагоги были уверены в себе, знали, что они мастера своего дела, и гордились этим.

И вот настал час проверить их компетентность.

 Задание1 Выберите правильный ответ:

  1. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является….
  • Подвижная игра;
  • Утренняя гимнастика;
  • Физминутка;
  • Прогулка;
  • НОД по физкультуре

  1. Способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в т.ч. двигательной – это….
  • Сила;
  • Выносливость;
  • Быстрота;
  • Ловкость;
  • Гибкость

3 .Способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении, которая является компонентом любого движения - это….

  • Равновесие;
  • Глазомер;
  • Быстрота.

Ведущий: В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Объём ныне используемых оздоровительных упражнений в практике нашего детского сада весьма большой. Вот чем нас и заинтересовала программа Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольника», своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий.

Двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач.

На этом фоне возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика. Изучая методику проведения занятий по степ-аэробике, я бы хотела вас познакомить с некоторыми элементами упражнения.  

Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой)

В чём преимущества степ-аэробики перед обычной аэробикой? «Степ» в переводе с английского языка означает «шаг»

 Всё, что нужно, - это уметь красиво двигаться. 

В результате систематических занятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.

Наша с вами задача будет сегодня: в овладение основных шагов в степ-аэробике; создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
 Ведущий: Радовались педагоги, что всё у них ладится, но хотелось руководителю чего-то большего, креативного. Как-то раз сидели Педагоги под Деревом мудрости, наслаждались звуками природы, журчаньем ручья, щебетанием птиц – и были в самом лучшем расположении духа. Думу думали Педагоги, как же им сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее.

Но тут над Деревом собрались тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка – звуки ветра) и принес ФГОС. От неожиданности вскочили Педагоги, а ФГОС говорит им строго-престрого,

Слова ФГОС – «Идите туда, не зная куда, и сделайте так, не зная как».

Ведущий: Испугались Педагоги обрушившихся на них перемен, растерялись, плечами пожимают в недоумении, а ФГОС начал их успокаивать, говорить,

Слова ФГОС – «Не кручинитесь, опыта и знаний у  вас вдоволь.

Слова ФГОС -  «Даю вам   в помощь чудо-чудное – свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса». А также  вам даю очки дивные- креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

Ведущий: Сам ФГОС пошёл дальше по стране дошкольного образования, а педагоги заглянули в свиток новшеств, прочитали принципы необычные и снова стали думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами?

Ведущий:  А Педагогический процесс тут как тут. Педагоги его и так стали крутить, и сяк вертеть, строить и перестраивать. Много вопросов возникло у Педагогов по образовательной области «Физическое развитие» (обсуждение).

Задание 2. Из каких частей состоит НОД по физической культуре?

Ведущий :Физкультурное занятие состоит из трех частей.

Первая часть вводная:

  1. в ней используются строевые упражнения такие как: ходьба и бег, упражнения на внимание, упражнения на формирование стопы, осанки, танцевальные движения, подскоки, могут быть упражнения в равновесии, завершается перестроением на выполнение комплекса

Вторая часть основная. 

  1. Состоит из Обще- развивающих упражнений и Основных видов движений

Обще - развивающие упражнения это упражнения направленные на все группы мышц, порядок выполнения сверху вниз, учитывается возраст ребенка, индивидуальные особенности.

Основные виды движений, это движения в виде: ползания, лазания, упражнений на пресс, упражнений на равновесия, метания и т.д.

Завершает эту часть подвижная игра разная по тематике, основная задача подвижной игры большая подвижность детей. Длительность этой части:

Последняя часть занятия это заключительная часть в этой части используются: Ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения, игра малой подвижности , подведение итогов занятия. Упражнения на расслабления.

  • Ведущий: Припомнили Педагоги, что в свитке было сказано: должны они «предусматривать решение программных образовательных задач по физическому развитию не только в совместной деятельности с детьми, но и в самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.
  • Задание: Каковы формы организации физической деятельности в режимные моменты?
  • Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа в день, а в неделю не менее 5-6 часов.
  • Такую активность можно обеспечить следующими мероприятиями:
  •  Утренняя гимнастика
  •  Физкультурные минутки и физкультурные паузы  
  • Физкультурная НОД
  •  Физкультурные досуги и развлечения
  •  Спортивные праздники  
  • Подвижные и спортивные игры в зале и на улице  
  • Организация самостоятельной двигательной деятельности детей  
  • Гимнастика после сна  
  • Пробежки на участке  


Ведущий: А теперь мы вам хотим попросить выйти на веселую утреннюю зарядку.( Солнышко лучистое)

Ведущий: Справились педагоги с заданием, молодцы, отлично выполняли упражнения. Кликнул тогда Педагогический процесс главную девицу-красавицу, без которой не видит он своего существования. Прилетела краса ненаглядная на необычном зонтике. Догадались педагоги, что ее имя мудреное (Игра). Задумали Педагоги с ней познакомиться и подружиться. Но как? Пока думу думали, она улетела. Словом, запутались Педагоги в каком направлении им идти? Вспомнили они о клубочке волшебном, указывающем правильную дорогу. Бросили его перед собой и отправились в путь.

По дороге засомневались педагоги, а правильно ли они с детьми играют?

Задание 3. Давайте вспомним методику организации подвижных игр с учётом возраста детей.

  1. Организация игры включает в себя подготовку к ее проведению, т.е. выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры.
  2. Методика проведения подвижной игры включает: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап — это объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и ее оценка.

Вылетает игра: «Здесь что-то говорили обо мне

 Подвижная игра  «Стадо и волк».

Ведущий: А сказка наша между тем продолжается,

И снова нам Педагоги встречаются.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Вновь оказались педагоги под Деревом мудрости. Много они нового узнали, много интересного открыли, да поняли, что все это можно осилить, когда все вместе за дело берутся.

Ведущий:  Задумались Педагоги и не заметили, как очутился перед ними ФГОС. А ФГОС глянул на Педагогов ласково, одобрил их деяния.

Слова ФГОС: «Для воплощения в жизнь замечательных идей не обойтись нам педагогам  без помощи Родителей и Социальных партнеров, а уж заручившись их поддержкой, можно творить в свое удовольствие и во благо детей малых! И результат деяний всегда будет превосходным.

Ведущий: Стали Педагоги приглядываться - так и есть. И решили они всегда приходить на помощь родителям и сотрудничать с Социальными партнерами. Переходим к следующему Заданию. Решите педагогические ситуации

Ситуация 1

Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно. Почему?

В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на автобусе.

- Значит, ребенок устает, - делает предположение воспитатель.

- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец. - Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!

Прав ли отец?

Решение. Когда малыш долго находится в статичном положении (стоит, сидит и т. п.), нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры как бы отдыхают, набираясь сил.

А какую бы вы предложили игру пятилетнему Виталику во время дороги в детский сад и показать.

«Какой? Какая? Какое? Какие?»

  1. Задайте ребенку вопрос: «Каким бывает мяч, совочек (любой хорошо знакомый ребенку предмет) ?»
  2. Предложите подобрать подходящие к предмету свойства:

Например:

  • Мяч бывает большим или маленьким, красным или синим, пластмассовым или резиновым;
  • Белка – …(пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, проворная, торопливая);
  • Дом - ... (деревянный, каменный, высокий, низкий, двухэтажный, пустой, старый, новый,

кирпичный);

  • Облака - …(пушистые, лёгкие, белые, воздушные, высокие, красивые)

Море волнуется раз.

«Где, что можно делать?»

        Спросите у малыша, что можно делать:

  • в лесу? ( гулять, собирать грибы, слушать птиц, отдыхать, наслаждаться красотой, дышать воздухом);
  • на реке? (купаться, нырять, ловить рыбу, кататься на лодке);
  • в детском саду? (играть, общаться с друзьями, узнавать что-то новое, учиться, танцевать, петь, конструировать, рассматривать книги);
  • в магазине? (делать покупки, рассматривать товар, расспрашивать продавца о товаре).
  • Играем в ладоши

 – игра на внимание и скорость реакции. Известная игра «улица Пушкина, дом Колотушкина» или такая же «На златом крыльце сидели: царь царевич, король, королевич». Можно играть вдвоем и больше. Детки и сами могут предложить разные современные интерпретации этой игры . Играющие берутся за руки ладонями кверху так, чтобы правая была вверху, а левая внизу. Каждый говорит фразу из текста и хлопает правой ладонью по руке соседа. В определенный момент задача того, кто хлопает попасть по руке соседа, а задача соседа вовремя успеть убрать свою ладонь. Выигрывает самый быстрый.

Ведущий: Поняли Педагоги: где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов. Вот так Педагоги живут-поживают,

горя не знает.

Вот какие дела порой случаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается-

Это только начало нового пути,

А я желаю Вам удачи и творческих идей,

Чтобы этот путь достойно пройти!

Мораль сказки:

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймет,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет………

Анализ нашего семинара:

Цель:

  1. Повышение компетентности педагогов в области организации двигательной активности детей в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. Закрепить знание методик проведения НОД по физической культуре и подвижных игр, форм организации двигательной активности детей вне НОД;
  2. Совершенствовать навык решения педагогических ситуаций;
  3. Повысить практический опыт владения содержанием игровой деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...

Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих  дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...

Семинар-практикум для воспитателей "Обучение общеразвивающим упражнениям детей дошкольного возраста"

Общеразвивающие   упражнения  занимают значительное место в общей системе физического воспитания  детей  дошкольного возраста. Общеразвивающие   упражнения  в детском сад...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях ДОУ при сотрудничестве с семьей

Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. Именно в детском возрасте формир...

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум " Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста" Цель: •         Повышение профессиональной компетентн...

Семинар-практикум для воспитателей "Театральные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры-этюды, творческие задания, игры-путешествия для дошкольников....