Методы литературного воспитания в Д.О.У.
материал на тему
Литературное воспитание детей дошкольников.Методы развития детей в соответствии с возрастом.Ребенок в мире художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_v_mire_hudozhestvennoy_literatury.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы литературного воспитания в Д.О.У.
Книга вводит ребенка в самое сложное и интересное в жизни - в мир ,человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, пробуждении мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Нужно уметь открыть ребенку то, чудо, которое несет в себе книга, то упоение мысли и образов, которые рисует детская фантазия при погружении в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок умеет слагать слоги и слова - это начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения - нечто иное.
Воспитателю нужно осуществить задачи: ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой; воспитание интереса и любви к книге; поддержание желания к постоянному общению с книгой; умение слушать и понимать текст.
Младшая группа.
Складывается первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка главный герой, его внешность действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднено.
Освоение задач осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности: развивающих и игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечений, театрализованных играх.
Основной путь первичного литературного развития ребенка 3-4 лет - знакомство с фольклорными и литературными художественными текстами.
Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
Основные методы литературного развития детей являются следующие:
- Чтение взрослого. Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрировано выразительное рассказывание, при котором воспитатель голосом «рисует» образы и картины происходящего.
- Инсценирование произведения с помощью игрушек и театральных кукол при повторном рассказывании.
- Беседа после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в нее включаются разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности.
- Рассматривание иллюстрации. Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам – картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев(«Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.Васнецова, «Цирк», «Усатый –полосатый» С.Маршака с рисунками В.Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора и т.п.).Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируется на иллюстрации.
- Игры - драматизации (игры - имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность выплеснуть эмоции от услышанного.
- Участие в постановках мини - спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (воспитателей и родителей).
- Вечера литературных развлечений. Их темы должны быть близки личному литературному опыту детей, давать возможность детям проявить свою «начитанность» подвигаться, посмеяться, действительно развлечься, но и закрепить знания художественных произведений. Наиболее адекватной является форма театрализованного досуга, когда воспитатели и дети переодеваются в костюмы, действуют с «ожившими» литературными предметами. Малышам могут быть интересны такие темы как: «В гостях у Кота Котофеевича» по текстам колыбельных песен и потешек, героем которых является кот; «Игрушки» на основе стихов и рассказа об игрушках и играх детей; «В гости к солнышку» по фольклорным и поэтическим произведениям о некоторых явлениях погоды и объектах природы и т.п.
Малыши любят подолгу рассматривать знакомые книжки, и эту возможность им надо предоставить, оборудуя книжный уголок, в котором, помимо литературных текстов, разместить подборки картинок и фотографий на сходную тематику, фигурки настольного и пальчикового театров, изображающих любимых литературных героев.
Средняя группа.
В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом литературных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и различным видам творческой деятельности на их основе. Дети начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге.
Необходимо каждый день целенаправленно знакомить детей с новым текстом или организовывать деятельность на основе уже известного. Важно сочетать чтение литературного текста со слушанием музыки, восприятием произведения изобразительного искусства (например: читать стихи, когда дети слушают музыку и рассматривают репродукции картин).
Методы литературного развития детей 4-5 лет.
- Чтение (рассказывание) взрослого. Искренний интерес, выразительность речи, умелое владение голосом и мимическими средствами педагог может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение.
- Последующее обсуждение способствует углублению восприятия литературного текста детьми, формирование своего отношения к услышанному. Задаем наводящие вопросы.
- Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллюстраций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в процессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.
- Моделирование – предметно- схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Такие модели рисуются воспитателем «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий в произведении.
- Театрализованные игры: игры - драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практикование детей в разных видах художественно - речевой и театрально - игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.
Желательно, чтобы местом целенаправленного ознакомления с текстами стал книжный уголок, а еще лучше – центр художественно - творческой деятельностью, в котором уголок книги дополняется атрибутами для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности дошкольников, что обеспечивает развитие творческих проявлений на основе фольклорных и литературных произведений.
Старшая группа.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерной становится избирательность к произведениям определенного вида (сказка, реалистичная проза, поэзия) и содержания (приключенческое, природоведческое, лирическое, фантастическое, историческое). Дети стремятся поделиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, рассказать о переживаниях, которые вызвало произведение, пересказать понравившийся сюжет, прочитать наизусть любимое стихотворение.
Методы литературного развития детей 5-6 лет.
- Чтение.
- Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых мастера художественного слова, чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках.
- Беседа после чтения способствует углублению восприятия литературного текста детьми.
- Чтение с продолжением развивает у детей устойчивый интерес к книге, вызывает радость от встречи с полюбившимися героями, мотивирует на запоминание прослушанного, предоставляет возможность пофантазировать о том, что будет дальше.
- Беседы о книгах, в которых с детьми обсуждаются их внешний вид, деятельности писателя и художника - иллюстратора, художника – оформителя, процесс изготовления и печатания книг, правила общения с книгами.
- Метод проектов. Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей.
- «Детское книгоиздательство» - изготовление книжек самоделок.
- «Детская библиотека» - организация библиотеки из самодельных книг.
- «Выставки книг» - тематические выставки «Поэты и художники о природе» и т.д.
- Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. Мероприятия проводят примерно раз в месяц. Их тематика зависит от специфики читательских интересов детей и педагогов.
- Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно - творческой деятельности. Их темы определяются знаменательными датами «календаря праздников» и памятными датами жизни писателей и поэтов.
Подготовительная группа.
На седьмом году жизни у детей наблюдаются углубление и дифференциация читательских интересов, проявляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Слушание, восприятие и понимание литературного текста приближаются к уровню собственно эстетической деятельности.
Основными методами литературного развития детей 6-7 лет являются следующие:
- Чтение (рассказывание взрослого), который знакомит дошкольников с литературными текстами как со своими добрыми друзьями. При этом педагог обращает внимание детей на источники получения книги: принес из дома сам воспитатель или кто-либо из детей. Взяли книгу в библиотеке, обменялись, посоветовал почитать интересный человек и т. п. При этом подходе ознакомление с литературой станет гуманитарным процессом, покажет детям тот интерес к книге, который есть в обществе.
- Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, это будет способствовать восприятию литературно - художественного вкуса детей, развивать способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка, улавливать музыкальность, звучность, красоту и поэтичность русского литературного языка.
- Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи дошкольников при чтении, рассказывание, в театрализованных постановках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способствовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и выразительности речи.
- Беседа после чтения. Важно помочь ребенку «встать над героем», рассматривать события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем.
- Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей.
- Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: познакомить с историей появления книги в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка.
- Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы («Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному.», «Что такое сказка?»).
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошкольников младшего возраста.
- Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно - творческой деятельности.
- Метод проектов. Цель проектной деятельности – помочь детям овладеть разными средствами речевой выразительности: чтение стихов выразительно и эмоционально окрашено, используя мимику, жесты.
Важным направление работы с детьми подготовительной группы станет ознакомление с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг. Это предполагает сообщение детям отдельных сведений из их биографии (желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, то есть, что близко и понятно дошкольникам.), знакомство с произведениями этих авторов и элементарный анализ их произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего начинается литературное воспитание ребенка?
С чего начинается литературное воспитание ребенка?...
Статья на тему: "Сенсорное воспитание детей с ЗПР. Задачи,формы и методы сенсорного воспитания".
Задачи,формы и методы сенсорного воспитания....
Литературное воспитание детей в семье
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их вообра...
Консультация для родителей "Литературное воспитание ребёнка в семье".
Консультация призвана помочь родителям привить культуру чтения ребёнку....
ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и поним...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...