Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
методическая разработка по художественной литературе ( группа) по теме
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_vospitanie_doshkolnika.docx | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
На конкурс воспитательных систем. Номинация «Опыт воспитательной работы в условиях реализации ФГОС дошкольного образовния»
ВОСПИТАНИЕ В РЕБЁНКЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 85,
Мурманск, ул. Магомета Гаджиева дом 14-А, тел/факс 43-12-17.
«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы… внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона»
В.В. Путин
Ничто так не характеризует степень развития общества, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент.
Н.А.Рубакин
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать ему любовь к чтению, к художественному слову, уважение к книге. В обращении Всероссийского конгресса в поддержку Чтения говорится: «Страна с нечитающим населением – это страна отвёрточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешёвой рабочей силы». В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению решением президента РФ 2015 год в Российской Федерации объявлен Годом литературы. Задачами Года литературы стало формирование внутри страны такой среды, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.
За последнее десятилетие читателей в нашей стране стало на 18% меньше, а регулярно читают книги своим детям только 7% родителей (когда – то их было 80%). Чтение перестало быть национальным приоритетом, а нация - читающей. Аудио и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека.
В преддверии Года литературы в России, перед ДОО встала задача модернизация системы литературного воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В основу системы литературного воспитания МБДОУ № 85 были заложены положения М.С. Аромштам о том, что при знакомстве детей с художественной литературой, художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщенно. А эмоции – это коммуникационная база человеческого развития. Эти положения прописаны и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где вопросы приобщения детей к художественной литературе рассматриваются на стыке двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие», и определяются как:
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает их знаниями об окружающей действительности, формирует целостную картину мира, содействует развитию речи. С другой стороны, именно художественная литература вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий и способствует формированию первичных ценностных представлений.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Основная цель: заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей
Основная идея: преодоление прагматического подхода к чтению художественной литературы, когда литература не всегда понимается как явление искусства, к которому надо приобщать детей.
Основной путь:
- Воспитание интереса к книге!
- Последовательный перевод ситуативных интересов детей в личностные интересы.
- Реализация деятельного подхода в литературном образовании дошкольников, который позволит активно включать литературный опыт ребёнка в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели необходима была специальная работа с детьми, педагогами и родителями, в которой решались бы следующие задачи:
- Расширить круг читательских интересов дошкольников, познакомить их с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя)
- Формировать готовность к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя)
- Формировать готовность к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя)
- Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя)
Формирование у воспитанников интереса к художественной литературе предусматривало:
- конструирование воспитательной системы на основе модели субъект субъектного взаимодействия педагогов, детей и родителей
- конструирование образовательного процесса на основе возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, выявления их интересов и потребностей
- использование современных педагогических технологий литературного развития дошкольников, поиск эффективных форм и методов приобщения детей к художественной литературе
- открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива с социальными институтами детства в вопросах литературного образования (библиотеки, детские театры)
- НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Как говорилось ранее, воспитание грамотного читателя это: воспитание разностороннего, разборчивого, вдумчивого, заинтересованного и критически мыслящего читателя. Задачей дошкольного учреждения стало построение такой системы, реализация которой позволила бы сформировать в дошкольнике задатки всех этих качеств.
Модернизации системы литературного воспитания велась в следующих направлениях:
- организация сотрудничества детей и взрослых в процессе ознакомления с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребёнка
- создание условий для развития у воспитанников, в процессе знакомства с художественной литературой, любознательности, желания изучать и исследовать окружающий мир, развитие воображения и фантазии ребёнка
- обеспечение принципа многообразия и вариативности в вопросах литературного воспитания воспитанников
- создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы предметно-развивающей среды в части литературного воспитания
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Реализация системы литературного воспитания дошкольников предполагала пошаговое решение возникающих проблем:
- 1 шаг: Определение круга детского чтения, с целью формирования и развития литературного вкуса у дошкольников
- 2 шаг. Создание предметно-развивающей среды, с целью формирования у дошкольников готовности к рациональному выбору книг
- 3 шаг. Отбор технологий литературного развития дошкольников, содействующих повышению уровня восприятия детьми литературного произведения, с целью формирования готовности к полноценному восприятию прочитанного
- 4 шаг. Реализация задач литературного развития детей в разных видах совместной и самостоятельной деятельности взрослых и детей на основе знакомых детям фольклорных и литературных текстов, с целью развития познавательно-речевых и творческих способностей дошкольников
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Важнейшей задачей воспитателя и родителей стал отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Как показала практика, педагоги и родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.
В ДОО были выработаны правила выбора литературных текстов для детей:
- целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;
- его принадлежность к подлинному искусству;
- художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
В рекомендованный круг детского чтения, определённый Образовательной программой ДОУ, вошли:
- фольклор,
- книги для детей,
- детское творчество,
- детские газеты и журналы,
- произведения юных авторов.
В список был включён и ряд произведений, обязательных, без которых дошкольное детство невозможно себе представить. Это произведения прошедшие проверку многими поколениями читателей, классические произведения:
- - народные сказки,
- - произведения К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто, Н.Носова,
- - сказки Ш.Перро, Х.Андерсена, А.Линдгренд.
Список рекомендуемой литературы для чтения детям был составлен согласно возрастным категориям воспитанников (Приложение № 1).
Тематика произведений настолько разнообразна, насколько требует читатель:
- детство;
- детская игра, игрушки;
- природа, животный мир;
- взаимоотношения детей и взрослых; семья, долг перед родителями и родственниками; интернационализм; честь и долг перед Родиной;
- война и героизм;
- исторические периоды;
- человек и техника.
При формировании круга детского чтения мы учитывали и половые различия между детьми. Для девочек подбирали книги о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам предлагается литература о смелости, о мужестве, о героях, о путешествии, изобретениях, о поведении людей в трудных ситуациях.
Наряду с этим, мы учли, что существует семейное, домашнее чтение. Это вариативная часть чтения, которая зависит от знания детской литературы, вкуса, предпочтения, образования родителей и играет положительную роль в сохранении уникальности ребенка-слушателя, ребенка-читателя. Поэтому нами были подобраны рекомендательные списки художественной литературы для чтения детям дома. В основу формирования семейного круга детского чтения были положены рекомендации Н.А. Коротковой, кандидата психологических наук, ведущего сотрудника Института развития дошкольного образования РАО, рассмотренный в аспекте структуры (художественной формы) или жанрового многообразия художественных произведений.
Типология литературных текстов с учётом жанрового и содержательно-смыслового многообразия
«Реалистические миры» | «Вымышленные сказочные миры» | «Комбинированные миры» | «Перевёрнутый мир» |
Моделируют действительность через реалистическое пространство и время «здесь и теперь», в котором живёт персонаж-ребёнок с его человеческим окружением. Например, Алёша- Почемучка из повести Житкова «Что я видел?» | Моделируют действительность через условно-неопределённое пространство и время «там и тогда», некогда в тридевятом царстве… с особой галереей образов-персонажей. Например, Буратино, Незнайка | Сочетаются вымышленные и реалистические элементы. Например, А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» | Своеобразное сочетание реалистического и вымышленного, в котором нарушаются привычные связи вещей и событий в пространстве и времени. Например, Д.Родари «Джельсамино в стране лжецов» |
При определении круга детского чтения и с целью оказания помощи воспитателям в планировании работы, был составлен календарь знаменательных дат, который помог организовать разные виды детской деятельности, определив тематику детских праздников, выставок.
Календарь мероприятий, посвящённых Году литературы в Российской Федерации на 2015 год
Дата | Событие | Мероприятия |
5 января | 95 лет со дня рождения Сладкова Н.И. (1920 – 1996), русского писателя. | Выставки книг природоведческого содержания |
2 февраля | 160 лет со дня рождения Гаршина В.М. (1855 – 1888), русского писателя, критика. | Чтение детям сказки «Лягушка - путешественница», инсценирование произведения |
6 марта | 200 лет со дня рождения русского писателя и поэта Петра Павловича Ершова (1815-1869). | Проект «Что за чудо эти сказки» Выставка детско – родительских творческих работ по мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк - горбунок» |
2 апреля | 210 лет со дня рождения Андерсена Х.К. (1805 – | Флешмоб «Мама, почитай мне сказку Андерсена» |
11 июля | 110 лет со дня рождения Кассиля Л.А. (1905 – 1970), русского писателя. | Чтение «Твои защитники», рассказы для детей о Великой Отечественной войне. Организация игр по мотивам произведений. Рисование «Дети за мир». |
14 августа | 155 лет со дня рождения Сетон-Томпсона, Э (1860 – 1946), канадского писателя, художника-анималиста, естествоиспытателя. | Чтение рассказов о животных Рассматривание иллюстраций Выставка детско – родительских работ по мотивам произведений Сетон-Томпсона |
21 сентября | День воинской славы России (635-я годовщина победы русских полков над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве). | Проект «Русские богатыри» Чтение былин об Илье Муромце, Садко |
3 октября | 120 лет со дня рождения Есенина С.А. (1895 – 1925), русского поэта. | Литературные гостиные с рассматриванием картин русских художников, слушанием произведений русских композиторов |
23 октября | 95 лет со дня рождения Родари Дж. (1920 – 1980), итальянского писателя. | Галерея сказочных героев (по сказке «Чипполино») Коллаж – спектакли по произведениям Дж. Родари |
30 декабря | 30 декабря – 110 лет со дня рождения Хармса Д. (1905 – 1942) | Литературный праздник по стихам с юмористическим смыслом Д.Хармса, Г.Остера, Б.Заходера |
Определив круг детского чтения, нами был выведен алгоритм литературного образования воспитанников: от фольклора, литературы своего народа к классике детской мировой литературы.
Занимаясь развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители пришли к выводу, что взрослые сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.
- СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В соответствии с концепцией ФГОС ДО, как стандарта условий, основной нашей задачей стало оформление современных центров книги в каждой группе детского сада.
Для оформления таких центров нами были разработаны следующие рекомендации:
- Каждый центр книги должен предусматривать наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества;
- В библиотечных зонах должна быть разнообразная по жанрам литература: стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги;
- В библиотечных зонах должны быть представлены разные типы книг: книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки - вырубки, книжки – панорамы.
- В групповой библиотеке каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее, при желании взять её домой
Особенности оформления библиотечной зоны группы
Возраст детей | Особенности оформления центра книги | Деятельность в центре книги |
2 – 4 года | 3-4 книги-картинки (по несколько экземпляров) Отдельные картинки, тематические альбомы Наборы для театрализации | Чтение, беседы по картинкам, приучение к рассматриванию картинок, объяснение правил пользования книгой |
4 – 5 лет | 4-5 книг на витрине, остальные в шкафу, Реквизит для теневого театра, инсценировок, материал для ремонта книг, слайды Подборки картинок и фотографий, фигурки настольного театра, изображающие любимых литературных героев. | Чтение, беседы по картинкам, прочитанным сюжетам, приучение к рассматриванию картинок, правила пользования книгой, навыки бережного обращение с книгой, поручения – навести порядок в уголке книги, отобрать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивание переплета |
5 – 7 лет | Оформляется как центр художественно-творческой деятельности: атрибуты для театрализованной, изобразительной и музыкальной деятельности Книги различных жанров и тематики, на витрине 8-10 книг, остальные в шкафу "Полочки умных книг", подборки книг из серии "Читаем сами". Тематические выставки книг по актуальным вопросам | Чтение, беседы по картинкам, прочитанным сюжетам, приучение к рассматриванию картинок, правила пользования книгой, навыки бережного обращение с книгой. Поручения – навести порядок в уголке книги, отобрать книги, нуждающиеся в ремонте, подклеивании переплета. Организация книжных выставок, беседы о писателях, художниках, литературные утренники, викторины |
В библиотечных зонах группы педагоги устраивают тематические выставки книг. Цель таких выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или социально важную тему. Это выставки сказок А. С. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого «Рассказы о детях и для детей», книг А.Барто, К.Чуковского, С. Маршака. С. Михалкова; выставки «Лесные истории» на основе природоведческих книг, подборки книг по краеведению, саамские сказки. Тема выставки всегда бывает важной, актуальной для детей, связанной с темой планирования, предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника.
Эффективным приёмом воспитания интереса к книге мы считаем личный пример взрослого. Поэтому педагоги цитируют книги, делятся своими детскими впечатлениями и обсуждают с детьми литературные произведения, которые в данный момент выставлены в книжном центре группы. Воспитатели вместе с детьми ходят в книжные магазины и библиотеки, где выбирают книгу для группы. Мы считаем, что ребенок, который видит взрослого с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ФОРМ И МЕТОДОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Отбор технологий литературного воспитания дошкольников основывался на принципах воспитания «грамотного читателя». В примерной программе дошкольного образования «Детство» представлены разнообразные, содействующие повышению уровня восприятия детьми литературного произведения, формы и методы работы. Они стали для нас основой работы с воспитанниками. Для развития речи и творческих способностей детей педагоги также активно используют технологию Джанни Родари «Грамматика фантазии», направленную на развитие воображения ребёнка в процессе знакомства с литературными произведениями.
Нами была сделана попытка систематизации основных методов в соответствии с возрастными особенностями восприятия детьми литературного произведения.
Чтение литературного текста взрослым | ||
0 – 3 лет | 4 – 5 лет | 5 – 7 лет |
Медленное, чёткое, выразительное чтение | Искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами педагог должен увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение | Педагог сдержанно выразителен в целях предоставления ребенку большей свободы фантазирования и формирования «видений» событий и героев литературного текста |
Беседа как основной метод целенаправленного литературного развития | ||
Вопросы по содержанию произведения, характеристикам героя | Активизировать желание детей эмоционально откликаться на воображаемые события литературного текста, «содействуя» и сопереживая героям. Помогать наводящими вопросами, обращенными к личному опыту, понять основное содержание произведения, установить последовательность событий в тексте, вычленить и назвать наиболее яркие поступки и действия героев, дать им элементарную обобщенную характеристику (добрый, хитрая). | Помочь выразить отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; установить причинные связи, воспринять логику следования завязки, кульминации и развязки истории; представить в воображении героев, их внешний вид, некоторые черты характера, их поступки и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношений людей, объяснить явные мотивы поступков и скрытые мысли, чувства героя; обратить внимание и осознать значение в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика. |
Рассматривание иллюстраций к литературному произведению | ||
Предпочтение отдаётся книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев. (младшим дошкольникам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета) | Рассматривание книжных иллюстраций решает несколько задач: - ориентируют детей в последовательной связи событий, - напоминают содержание текста в процессе его пересказывания, - помогают представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания смысла произведения. | Рассматривание иллюстраций разных художников к одному тексту, умение высказываться о своем отношении к рисунку (что нравится, почему по-разному нарисованы одни и те же герои и события). |
Инсценирование литературных произведений | ||
Инсценирование с помощью игрушек или театральных кукол по знакомым детям литературным произведениям | Привлечение детей к инсценированию с помощью игры – драматизации, игрушек или театральных кукол по знакомым детям литературным произведениям | Практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений |
- РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ЛИТЕРАТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу литературного развития воспитанников были заложены положения ФГОС ДО об обеспечении деятельностного подхода и концепция формирования событийно организованного образовательного пространства.
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы было использовано нами как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Как показала практика, реализация литературного образования дошкольников в единстве всех компонентов, способствовала становлению разных видов деятельности.
Возраст детей | Основной путь литературного развития | Деятельность, организованная на основе литературного произведения |
2 – 4 года | Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, сопровождают наблюдения за явлениями природы. Каждый день организуется специальная образовательная ситуация по ознакомлению детей с фольклорным и литературным текстом | Образовательные игровые ситуации по знакомству с малыми жанрами фольклора – потешками и прибаутками Обыгрывание потешек, стихов, Игровая образовательная ситуация «Подскажи словечко» |
4 - 5 лет | Каждый день целенаправленно организуется знакомство детей с новым текстом или организуется деятельность на основе уже известного, сочетаются чтение со слушанием музыки, восприятием произведений искусства | Пересказ сказок и рассказов Совместное составление сказки Игры – драматизации Праздник книги Интеграция разных видов деятельности на основе литературного произведения |
5 – 7 лет | Организуется обмен впечатлениями о прочитанном, обсуждение содержания книг, поведения и характера героев, рассказы о тех переживаниях, которые вызвала книга | Речевое творчество на основе народных сказок: «Сказка + слово», «Салат из сказок», «Сказка на новый лад», Литературные игры, викторины, литературные вечера Рассказы о писателях Проектная деятельность «Детское книгоиздательство» Спектакли – коллажи по литературным произведениям Театрализованная деятельность по мотивам литературных текстов |
Как видно из таблицы, освоение задач литературного развития дошкольников реализуется в организованных педагогом совместных видах деятельности (развивающих, проблемно-игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх). Для активизации самостоятельной литературной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных используются средства предметно-развивающей среды.
Выделим здесь наиболее эффективные, на наш взгляд, виды детской деятельности, способствующие повышения интереса к книге и чтению.
Вид деятельности | Описание |
Театрализованные игры | Игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра для обеспечения практикования детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений. Данные игры дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного |
Литературные игры | Игры по литературным текстам - эффективный метод развития речевых и литературных способностей детей. Технология Дж. Родари «Грамматика фантазии» для развития детского воображения |
Детские и детско – родительские проекты | Различные темы проектной деятельности могут быть объединены вокруг трех крупных идей: детское книгоиздательство, детская библиотека, выставки книг. |
Детское книгоиздательство | Изготовление книжек-самоделок с рисунками и рассказами о произведениях, пересказами и творческими рассказами по аналогии со знакомыми текстами; создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями «Сказка — ложь, да в ней намек», «Как писатель помог мне понять...», «Что узнали мы из книг» |
Детская библиотека | Организация библиотеки из самодельных книжек, а также оформление и систематизация книг детской библиотеки в группе |
Выставки книг | Подготовка вместе с детьми тематических выставок для детей разных возрастных групп «Сказки нашего детства», «Любимые литературные герои», «Поэты и художники о природе» |
Вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления. | Их темы близки личному и литературному опыту детей, дают возможность детям проявить свою «начитанность», подвигаться, посмеяться, действительно «развлечься», закрепить знания художественных произведений. |
Как показала практика, использование различных форм и методов работы способствовало литературному развитию детей в единстве всех компонентов, обеспечило расширение литературного опыта, углубление читательских интересов, развитие восприятия художественного текста в единстве его содержания и формы. Реализация системы литературного образования дошкольников помогла становлению разных видов детской деятельности на основе знакомых литературных произведений.
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА ПО ВОСПИТАНИЮ ГРАМОТНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Реализация системы литературного воспитания дошкольников в детском саду имеет ряд особенностей.
Приоритет в ознакомлении детей с художественной литературой отдан совместной деятельности взрослых и детей. В распорядок дня детей каждой группы включено ежедневное чтение художественных произведений вне занятий по 15 – 20 минут (в зависимости от возраста детей). Это утренние часы, время перед сном (дети могут находиться в постелях), после сна, чтение в вечерние часы. При этом процесс чтения не имеет никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Известный писатель В.Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга". Чтение книги проходит в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным. Цель организации чтения художественных произведений в совместной деятельности воспитателя и детей обуславливается ситуацией: создание необходимого эмоционального фона перед / после какого-либо вида деятельности; восполнение знаний ребенка после болезни; смена эмоционального состояния ребенка; воспитание необходимых качеств и др. В часы досуга педагоги активно используют чтение с продолжением.
В непосредственно образовательной деятельности чтение выделено как самостоятельный вид занятия. Начиная со второй младшей группы планируются образовательные ситуации по знакомству с художественной литературой (1 раз в две недели).
Содержание образовательной деятельности направлено на:
- Расширение читательских интересов детей
- Восприятие литературного текста
- Творческая деятельность на основе литературного текста
Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется в образовательных ситуациях разного вида:
- Тематические (чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);
- Теоретические (чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста);
- Творческие (чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);
- Аналитические (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей).
Ознакомление с литературным произведением проходит в разных формах:
- чтение или рассказывание одного произведения,
- чтение нескольких произведений, объединённых одной тематикой (о весне, о жизни животных);
- объединение произведений различных видов искусства, чтение и рассматривание картины, чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой;
- чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, медиапрезентацией, видеофильмом).
Содержание работы с детьми при организации каждого вида занятия усложняется от возраста к возрасту, меняется количество разных видов занятий. Так, в группах среднего возраста больше проводится тематических занятий. В группах старшего возраста преобладают аналитические занятия, которые позволяют ребенку понять суть текста, его содержательные и художественные особенности.
Педагоги детского сада активно используют художественную литературу как смысловой фон других видов совместной деятельности взрослых и ребенка. Если внимательно отнестись к большим литературным текстам, то можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и путешествия, устройство мира, в котором они живут, их путешествия могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми. Например, удачно ли выбрал Винни-Пух средство для спасения? Что надёжнее – пустой горшок или зонтик, не утонет ли пустой горшок? (А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»). Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г.Остер «Сказочные рассказы») Придумайте свои мерки.
Художественная литература активно включается в проектную деятельность дошкольников. В рамках Года литературы был реализован проект «Что за чудо эти сказки», посвящённый 200 – летию русского писателя П.П. Ерщова. Были проведены занятия по знакомству со сказкой «Конёк - горбунок», организованы тематические выставки, конкурс детско – родительских творческих работ по мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк - горбунок».
В рамках празднования юбилея Г-Х. Андерсена были организованы презентации книг великого датского сказочника, театрализованные игры по мотивам его произведений, портретная галерея героев сказок Андерсена. Большой интерес вызвала такая форма работы, как флешмоб «Мама, почитай мне сказку Андерсена» (Приложение № 1).
К Дням воинской славы Росии были приурочены мероприятия по знакомству старших дошкольников с былинным эпосом русского народа. Наши воспитанники узнали, что слово «былина» в народной речи употреблялось в значении «быль», «былое». В древние времена повелось петь былины и сказывать сказки. Былины знали наизусть и исполняли их немногие знатоки – сказители под гусли. Детям очень понравился поэтический язык былин, используемые в них метафоры (Владимир – красно солнышко), сравнения (брови – чёрные соболи). Педагоги знакомили детей с картинами В.М. Васнецова «Богатыри» и музыкальными отрывками из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина
Традиционными в детском саду стали Дни юмора, где дети знакомились с творчеством детских поэтов Д.Хармса, Г.Остера, Б.Заходера.
В детском саду был организован литературно – художественный конкурс, посвящённом творчеству А.Л. Барто, С. Маршака, С.Михалкова. В конкурсе активное участие приняли родители и сотрудники детского сада, которые вместе с детьми читали произведения любимых детских писателей.
До конца года планируется провести Есенинские чтения, реализовать проект «Страна Фантазия» по творчеству Дж. Родари.
Здесь же хотелось бы отметить, какие способы мы используем для того, чтобы создать условия для общения ребёнка с книгой:
- для того, чтобы детям раннего возраста было удобнее листать страницы книги, на верхних углах некоторых книг мы наклеиваем кусочки губки. Это добавляет дополнительное пространство, и ребёнок легко перелистывает страницу, не порвав её. Такие книжки мы назвали «Пушистые страницы».
- Некоторым детям легче переворачивать страницы, если к ним добавлены закладки. В качестве их мы использовали большие скрепки, палочки от мороженого
- Чтобы сохранить старую растрёпанную книжку мы делали «Книжки с защитой» - делили книгу на отдельные страницы и вкладывали в альбом с защитной плёнкой
- Чтобы закрепить книжки на витрине на заднюю обложку приклеивали липучку
- Делали самодельные аудиокниги – записывали и прослушивали чтение педагогов
- Вместе с детьми создавали самодельные книжки, оформляя их как обычно, или делали слайды для просмотра на компьютере
- УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Для реализации воспитательной системы «Маленький читатель» возникла необходимость перестройки традиционной системы управления образовательным процессом. В ходе изучения опыта дошкольных образовательных учреждений России и собственных исследований, нами были апробированы несколько управленческих структур. Из них наиболее перспективной, на наш взгляд, является модель горизонтально-сетевой структуры, основу которой составляют полуавтономные структурные подразделения, имеющие свои вполне определённые цели, задачи, функции и отвечающие за тот или иной раздел деятельности.
Такая структура позволила нам включить в процесс управления представителей всех социальных групп (сообществ) дошкольного учреждения, построить систему литературного воспитания дошкольников с учётом «развивающей» стратегии взаимодействия. В основе этого взаимодействия – диалог структурных компонентов, вступающих в этом случае в равноправные отношения друг с другом.
Деятельность по реализации системы управления литературным образованием воспитанников велась по трём направлениям: работа с педагогическим коллективом ДОО, организация разных видов деятельности воспитанников с целью привития воспитанникам интереса и любви к чтению, взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах повышения престижа домашнего чтения.
- Работа с педагогическим коллективом ДОУ
Проблемы обновления форм и методов литературного развития воспитанников обсуждались на заседаниях педагогических советов. Было организовано широкое обсуждение данного вопроса, с привлечением родителей и общественности, через социальную сеть ВКонтакте. В группе «Детский сад № 84 г. Мурманска» была открыта тема «Воспитание у дошкольников интереса к книге». В процессе обсуждения были обозначены проблемы: взрослым легче посадить ребёнка перед телевизором или компьютером, чем почитать книжку; сами взрослые стали меньше читать, плохо знают детскую литературу, родители затрудняются в выборе книг для детей. Педагогами и родителями были предложены эффективные, на их взгляд, методы воспитания интереса к книге, такие как метод проектов, литературные вечера, литературные викторины, метод – провокация (остановка чтения на самом интересном месте); ритуалы, связанные с чтением книг; КВН, книжные ярмарки, презентация книг. Были даны рекомендации об особенностях привития интереса к книге в зависимости от темперамента дошкольника, его ведущего канала восприятия (визуал, аудиал, кинестетик).
В целях повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах литературного образования дошкольников был разработан механизм совершенствования педагогического мастерства по данной проблеме: создана творческая лаборатория по проблемам литературного развития дошкольников. Педагоги разделились по рабочим группам, сгруппированным по интересам. Данные группы работали над решением вопросов формирования круга детского чтения, отбора эффективных методов литературного развития дошкольников, разработки дизайн – проектов книжных уголков, использования медиа - технологий при ознакомлении с художественной литературой.
Методическая поддержка педагогов осуществлялась через цикл консультаций по проблемам литературного образования дошкольников, организацию литературно – музыкальных гостиных, где педагоги более глубоко могли познакомиться с творчеством детских писателей и поэтов, иллюстраторов детских книг. Был проведён практико – ориентированный семинар «Реализация деятельностного подхода в процессе литературного образования дошкольников». В рамках семинара были проведены мастер – классы, где педагоги делились опытом привития детям интереса к книге. Особенный интерес вызвали мастер - классы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами, использование сказки при организации разных видов деятельности, приёмы развития речи, фантазии и творчества воспитанников в процессе работы по технологии ДжанниРодари «Грамматика фантазии»
В ДОО организован медиа - центр, задачами которого является накопление информационных материалов для проведения мероприятий с детьми и родителями по мотивам литературных произведений.
- Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах повышения престижа домашнего чтения.
Родители воспитанников постоянные участники всех мероприятий, проводимых в рамках литературного воспитания дошкольников. Вместе с детьми они создавали рукописные книги «Мои любимые стихи А. Барто», «Улица героя», «Моя рыбацкая семья»; принимали участие в конкурсах детско – родительских рисунков и поделок по мотивам литературных произведений. Новой для нас формой работы с родителями стала организация флешмобов по литературным произведениям. В 2015 году был проведён книжный флешмоб «Мама, почитай мне сказку Андерсена». Родителям было предложено в выходной день с 16 до 21 часа прочитать детям любую сказку Г-Х. Андерсена и поделиться своими впечатлениями. В понедельник дети принесли прочитанные им книги в группу и делились впечатлениями от прочитанного. Данную форму мы планируем использовать в работе, в планах детского сада проведение книжного флешмоба «Папа, почитай мне книжку перед сном».
В процессе реализации литературного образования дошкольников, педагогами были выработаны рекомендации для родителей, которые мы назвали «Секреты КнижногоШкапа или как вырастить настоящего читателя» (Приложение № 3) и «Интересные уловки
или маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша» (Приложение № 4).
- Обеспечение открытости воспитательной системы
В рамках литературного образования воспитанников детский сад тесно сотрудничает с ГОБУК «Мурманская областная детско – юношеская библиотека». Педагоги постоянные участники областных информационно – методических мероприятиях детско –юношеской библиотеки. Сотрудники библиотеки выезжали в детский сад с презентациями детских книг, большой интерес у детей вызвали занятия, где им была предоставлена возможность познакомиться с оформлением детской книги: книжки – игрушки, книжки – вырубки и др. Наши воспитанники постоянные читатели детской библиотеки № 9, находящейся на улице Александра Невского. Совместными усилиями педагогов и библиотекарей проведён цикл занятий по знакомству с творчеством детских писателей.
Постоянный гость детского сада передвижной монотеатр кукол «Сюрприз», основанный в 1996 году профессиональным актёром, режиссёром и театральным педагогом Анатолием Юрьевичем Обижаевым. Спектакли по литературным произведениям вызывают большой интерес у наших воспитанников и их родителей. Литературные гостиные для детей проводятся с приглашением мурманской детской поэтессы Светланы Сергеевны Муниной и детского поэта и композитора Ирины Яковлевны Ярмак.
- РЕЗУЛЬТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
Результатом реализации воспитательной системы ДОО можно считать следующие показатели:
- у воспитанников дошкольного учреждения повысился интерес к чтению художественной литературы: по данным педагогического мониторинга интерес к книге повысился с 40% до 80%
- педагогами обобщён опыт работы по проблемам: «Знакомство старших дошкольников с былинным эпосом» (воспитатель Калиновская Кристина Константиновна), «Воспитание читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста» (воспитатель Фишкова Татьяна Анатольевна), «Радостное чтение. Воспитание дошкольников средствами художественной литературы» (воспитатель Глущевская Галина Михайловна), «Использование сказки для развития коммуникативных компетенций дошкольников» (воспитатель Голубева Наталья Владимировна), «Использование фольклора при организации жизнедеятельности детей раннего возраста» (воспитатель Пронникова Людмила Семёновна).
- воспитанники детского сада постоянные участники муниципальных и региональных мероприятий, направленных на пропаганду повышения у детей и их родителей интереса к художественной литературе:
год | мероприятие | Результат |
2013 | Городской конкурс чтецов среди воспитанников дошкольных учреждений, посвящённый 125-летию С.Я. Маршака | Победители 1 место |
2013 | Конкурсы чтецов на телеканале «Арктик - ТВ» | Благодарность за участие |
2014 | Региональный конкурс семейной фотографии «Накроем стол для любимого литературного героя» в рамках программы «Разговор о правильном питании» | Победитель Хмельницкая Маша |
2014 | Участие во Всероссийской занимательной викторине по сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» | Диплом педагога, подготовившего победителя |
2014 | Литературно – художественный конкурс, посвящённый творчеству А.Л. Барто | |
2013 | Участие педагогов в областных информационно – методических мероприятиях ГОБУК «Мурманская областная детско – юношеская библиотека» | Сертификаты |
2015 | Благодарность МБУК «Центральной детской библиотеки г. Мурманска» за совместную творческую деятельность, направленную на развитие познавательных, творческих способностей детей, активное участие в мероприятиях библиотеки – филиала № 9, за приобщение детей к систематическому чтению научно – познавательной и художественной литературы (директор МБУК «ЦДБ города Мурманска») |
Литература:
- Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций, составитель Н.В. Нищева // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014
- Л.М. Гурович «Ребенок и книга» // Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014
- Как привить ребенку любовь к чтению: 10 заповедей родителя http://www.doktorpapa.ru
- Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя http://festival.1september.ru
Приложение № 1.
Флешмоб
«Мама, почитай мне сказку Ганса Христиана Андерсена!»
А давайте почитаем вместе! Вместе всё всегда интересней! Можно делиться впечатлениями, узнавать новое, чувствовать себя причастным, находить новых друзей! Чтобы читать было интересней, мы предлагаем вам литературный флешмоб.
Флешмоб – это такая спланированная заранее акция, где множество людей делают одно и то же. В нашем случае читают. Но не просто читают, а на заданную тему.
Приложение № 2.
- Рекомендательный список книг, которые следует прочитать детям (шпаргалка для воспитателей родителей)
- 2-3 года
1. «Радуга-дуга», стихи, сказки и потешки с иллюстрациями Васнецова
2. «Рифмы матушки Гусыни» в переводе К. Чуковского, С. Маршака
3. Барто, Агния. «Игрушки», другие стихи для малышей
4. Доктор Сьюз «Сказки»
5. Левин, Вадим. «Глупая лошадь»
6. Маршак, Самуил. «Мои первые сказки», «Сказки, песни, загадки»
7. Михалков, Сергей. Некоторые стихи.
8. Мориц, Юнна «Стихи»
9. Поттер, Беатрис. «Ухти-Тухти», «Флопси, Мопси и Ватный хвост»
10. Русские сказки о животных («Колобок». «Теремок», «Репка» и т.д.)
11. Сутеев, Владимир. «Сказки и картинки».
12. Токмакова, Ирина. «Карусель»
13. Ушинский, Константин. «Сказки».
14. Хармс, Даниил. «Стихи»
15. Чуковский, Корней. «Сказки». - 3-4 года
16. Бианки, Виталий. «Сказки».
17. Гаршин, Всеволод. «Лягушка-путешественница».
18. Дональдсон, Джулия. «Груффало». «Дочурка Груффало». «Улитка и кит», и др.
19. Заходер, Борис. Стихи для детей.
20. Карл, Эрик. «Очень голодная гусеница», «Морской конёк».
21. Карпова, Инна. «Шофер».
22. Крокетт Джонсон . «Гарольд и фиолетовый мелок».
23. Нильсон, Ульф. «Мы ищем необычные машины».
24. Пляцковский, Михаил. «Ромашки в январе».
25. Розен, Майкл. Оксенбери, Хелен. «Идём ловить медведя».
27. Ротраут, Сузанне Бернер. «Карлхен растёт», и другие произведения о крольчихе Карлхен.
28. Скарри, Ричард. «Город добрых дел».
29. Цыферов, Геннадий. «Как лягушонок искал папу», и другие рассказы.
- 5-6 лет
30. Аксаков, Сергей. «Аленький цветочек».
31. Александрова, Татьяна. «Домовенок Кузька»
32. Барто, Агния. Стихи для детей.
33. Биссет, Дональд. «Сказки».
34. Блайтон, Энид.«Знаменитый утенок Тим».
35. Братья Гримм. Сказки.
36. Буш, Вильгельм. «Плих и Плюх».
37. Висландер, Джуджа. Нордквист, Свен. «Маму Му и Ворон».
38. Даль, Владимир. «Сказки»
39. Детская энциклопедия в картинках «Машины».
40. ДиКамилло, Кейт. «Свинка Мила. Веселые истории».
41. Ершов, Пётр. «Конек Горбунок»
42. Житков, Борис. «Что я видел»
43. Иванов, Альберт. «Про Хому и Суслика»
44. Кетчпул, Майкл «Как сдвинуть с места бегемота».
45. Киплинг, Редьярд. «Маугли».
46. Киплинг, Редьярд. «Рикки Тикки Тави», и другие рассказы.
47. Козлов, Сергей. «Сказки про Ежика и Медвежонка», «Львенок и Черепаха».
48. Козлов, Сергей. «Ёжик в тумане», другие сказки.
49. Кротов, Виктор. Серия про Червячка Игнатия.
50. Крюкова, Тамара. «Крошка Ежик», «Кенгуренок Руни», «Паровозик Пых», «Автомобильчик Бип», «Динозаврик ищет маму»
51. Курляндский, Александр. «Про попугая Кешу».
52. Лебедев, Валентин. «Сашины сказки».
53. Лебедева, Галина. «Приключения огуречной лошадки».
54. Линдгрен, Астрид. "Малыш и Карлсон", "Пеппи Длинныйчулок", "Приключения Эмиля из Ленненберги".
55. Линдгрен, Астрид. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». «Пеппи Длинныйчуло́к». «Эльфа и носовой платочек».
56. Маар, Пауль. «Семь суббот на неделе».
57. Максимович, Нина. «Катя и дедушка».
58. Мамин-Сибиряк, Дмитрий. «Серая шейка», «Аленушкины сказки».
59. Манч, Роберт. «Хоть что-то хорошенькое», «Хвостик Стефани», «Томас и комбинезон».
60. Маршалл, Марк. «Львенок потерялся!».
61. Маттер, Филипп. «Волчонок и динозавры», «Волчонок встречает Новый год».
62. Медведев, Валерий. «Баранкин, будь человеком!», «Приключения солнечных зайчиков».
63. Милер Зденек, Петишка Эдуард, Доскочилова Гана. Серия про Кротика
64. Милн, Александр. «Винни-Пух и все-все-все» (пер. Бориса Заходера).
65. Михалков, Сергей. «Праздник непослушания».
66. Мориц, Юнна. «Большой секрет для маленькой компании», и др.
67. Носов, Николай. «Незнайка и его друзья», рассказы.
68. Нурдквист, Свен. «Рождество в домике Петсона», «Охота на лис», и другие произведения про Петсона и котенка Финдуса.
69. Одоевский, Федор. «Мороз Иванович», «Городок в табакерке».
70. Остер, Григорий. «Котенок по имени Гав», «Вредные советы», «38 попугаев», «Приключения Пифа».
71. Остер, Григорий. Сказки про Мартышку, Слоненка и Удава.
72. Пастернак, Евгения. «Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире».
73. Перро, Шарль. Сказки.
- 10. Пушкин, Александр «Сказки»
74. Пляцковский, Михаил. «Дневник кузнечика Кузи».
75. Постников, Валентин. «Приключения Карандаша и Самоделкина».
76. Поттер, Беатрис. «Бельчонок Тресси и его друзья», «Кролик Питер и его друзья», «Мышонок Джонни и его друзья», «Сказки кошки Табиты».
77. Прейсн, Альф. «Про козленка, который умел считать до десяти».
78. Прокофьева, Софья. «Маша и Ойка», «Приключения желтого чемоданчика» и др.
79. Ракитина, Елена. «Серёжик».
80. Рауд, Эно. «Муфта, Полботинка и Моховая борода». «Сипсик».
81. Родари, Джанни. «Чиполлино».
82. Руденко, Татьяна. Мелик-Пашаева, Мария. «Ехали машины».
83. Рэнкин, Лора. «Лисичка Рути и Неправда».
84. Сабитова, Дина. «Сказки про Марту», «Мышь Гликерия».
85. Седов, Сергей. «Сказки про мам», «Сказки про королей».
86. Сербина, Олеся. «Автомобильчик ТУМ».
87. Скарри, Ричард. «В городе добрых дел», «Спасибо и пожалуйста. Книжка о хорошем поведении».
88. Скарри, Ричард. «Книжка про машинки».
89. Сладков, Николай. «Лесные сказки», «Под шапкой-невидимкой», «Разноцветная земля», «Загадочный зверь», «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна»
90. Степанов, Владимир. Стихи для детей.
91. Стюарт.ю Амбер. «Кроличьи уши»
92. Сутеев, Виктор. «Сказки».
93. Толстой Лев «Детские книги», «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок», «Филиппок», былины в обработке для детей.
94. Толстой, Алексей. «Приключения Буратино».
95. Уилсон, Карла. «Когда Медведик просыпается», «Когда Медведик спит», «Новый друг Медведика», «Рождество Медведика».
96. Урбан, Дюла. «Все мыши любят сыр».
97. Усачев, Андрей. «Про Бабу-Ягу» и др.
98. Усачёв, Андрей. «Стихи для детей». «Умная собачка Соня».
99. Успенский, Эдуард. «Крокодил Гена и Чебурашка», «Дядя Федор, пес и кот», «Про Веру и Анфису».
100. Ушинский, Константин. «Рассказы и сказки».
101. Фалконер, Ян. Истории про свинку Оливию – «Оливия», «Оливия спасает цирк», «Оливия и пропавшая игрушка», «Оливия и настоящий оркестр», «Оливия встречает новый год».
102. Франс, Анатоль. "Пчелка"
103. Фридман, Клэр. «Во всем виновата огромная синяя панда!».
104. Харрис, Дж. «Сказки дядюшки Римуса».
105. Хогарт, Энн. «Мафин и его веселые друзья».
106. Холаберд, Кэтрин. «Анжелина-балерина», «День рождения Анжелины», «Анжелина во дворце», «Анжелина – звезда шоу».
107. Хрусталева, Елена. «Тайна заколдованного леса».
108. Цыферов, Геннадий. «Жил на свете слоненок», «Дневник медвежонка», «Как лягушонок искал папу», «Медвежонок и ослик», «Паровозик из Ромашково», «Как Лягушонок искал папу», «Маленький великанчик».
109. Чарушин, Евгений. «Про Топку и про всех».
110. Чарушин, Евгений. «Тюпа, Томка и сорока».
111. Чижиков, Виктор. «Петя и медвежонок Потап».
112. Чуковский, Корней. «Телефон», «Мойдодыр». «Крокодил и солнце». «Тараканище», и др.
113. Шварц, Евгений. «Рассеянный волшебник», «Два брата», «О потерянном времени» и другие сказки.
114. Шевченко, Алексей. «Сказки козы Люськи».
115. Шим, Эдуард. «Лесные сказки».
116. Шкловский, Олег. Шиманов, Александр. «Катавасия, или Черный кот с оранжевыми глазами».
117. Шмидт, Анни. Серия «Саша и Маша».
118. Экхольм, Ян. «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
119. Юрье, Женевьева. «Праздник полнолуния», «Хитрый лис», «Ура, летим!», «Веселый карнавал», «Урок рисования».
120. Янссон, Туве. «Сказки долины Муми-троллей»
121. Янссон, Туве. «Шляпа волшебника» и др.
122. Яснов, Михаил. Стихи для детей. - 6 до 7 лет
123. Баум, Л. «Страна Оз»
124. Белоусов, Сергей. «Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина».
125. Волков, Александр. «Волшебник изумрудного города», и др. произведения серии.
126. ДиКамилло, Кейт. «Удивительное путешествие кролика Эдварда».
127. Доннер, Кэрол. «Тайны анатомии»
128. Зальтен, Феликс. «Бемби».
129. Катаев, Валентин «Цветик-семицветик»
130. Костюков Дмитрий, Сурова Зина. «Про космос».
131. Кэролл, Льюис. «Алиса в стране чудес» (в переводе Б. Заходера)
132. Лагерлеф, Сельма «Путешествие Нильса с дикими гусями»
133. Лагерлеф, Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
134. Лагин, Лазарь. «Старик Хоттабыч».
135. Ларри, Ян. «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
136. Лебеденко, Пётр. «Сказки Тихого Дона».
137. Метерлинк, Морис. «Синяя птица».
138. Милн, А. «Винни Пух и все-все-все»
139. Олеша, Юрий. «Три толстяка»
140. Олкотт, Луиза. «Маленькие женщины».
141. Парр, Мария. «Вафельное Сердце», «Тоня Глиммердал».
142. Портер, Элинор. «Полианна».
143. Сабитова, Дина. «Там где нет зимы», «Три твоих имени», «Цирк в шкатулке».
144. Сахарнов, Святослав. «Рассказы о животных».
145. Сент-Экзюпери, Антуан де. «Маленький принц».
146. Сетон-Томпсон, Эрнест. «Маленькие дикари», «Рольф в лесах».
147. Твен, Марк. «Приключения Тома Сойера».
148. Токмакова, Ирина. «Аля, Кляксич и буква А», «Может, Ноль не виноват», «Счастливо, Ивушкин!».
149. Трэверс, Памела. «Мэри Поппинс», «Мэри Поппинс возвращается», и др.
150. Хикс, Эстер и Джерри. «Сара».
151. Чеповецкий, Ефим. «Непоседа, Мякиш и Нетак».
152. Юхансон, Георг. «Мулле Мек собирает автомобиль».
Приложение № 3.
- Секреты Книжного Шкапа
- или как вырастить настоящего читателя
Дорогие родители! Вы часто спрашиваете, как привить ребенку любовь к чтению? Недавно в журнале "Малышок" вышла очередная статья на эту тему. Давайте делиться секретами того, как вырастить настоящего читателя.
Время. Читать детям начинаем с самой младшей группы детского сада. Главное, выбрать правильное время для чтения. Не читайте насильно, если ребенок хочет поиграть и побегать. Читаем детям, когда они не устали и у них хорошее настроение.
Место. В каждой группе выделено специальное место для чтения, уютный и укромный уголок. Он тихий, удобный, с хорошим освещением. Часто дети читают лежа на ковре, и это не вредно, если малыш лежит на животе, света достаточно, а расстояние до книги около 30 см.
Техника чтения. Чтение ребенку вслух - задача не из легких. Читайте медленно и выразительно, хорошо проговаривая все звуки, варьируйте текст (например, вставляйте имя ребенка в стихи о детях), меняйте интонацию и голос в зависимости от того, какой персонаж говорит, звукоподражайте, читайте стишки нараспев. Читайте ребенку даже тогда, когда он научится читать сам, этим вы определяете для него зону ближайшего развития: то, что он еще не в состоянии сегодня прочитать сам, но воспринимает в вашем прочтении, и через некоторое время вернется к книге самостоятельно.
Хранение. Пусть все, что связано с чтением, будет привлекательным для малыша. Выделите отдельную полку для хранения детских книг и красиво оформите ее, не забыв спросить совета у вашего главного читателя. Убедитесь в том, что полка удобная и легко доступна малышу.
Обсуждайте и сочиняйте. Говорите о героях прочитанных книг и их поступках, высказывайте свое отношение. Учите ребенка сочинять истории, фантазируйте, пересказывайте старые сказки на новый лад, приписывайте героям невероятные поступки, придумывайте их дальнейшую судьбу и свои варианты развития сюжета. Внесите что-то новое в знакомые истории, пусть малыш придумывает персонажей и имена для них, определяет финалы историй и т.д. Этим вы сформируете у ребенка творческое воображение. Сочиняйте вместе сказки, рисуйте иллюстрации и дарите самодельные книги друзьям, бабушкам и дедушкам. Героем книги может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить проблему, преодолеть страх или научить чему-то новому.
Интерактивность. Оживите книгу, читайте по ролям, разыгрывайте сценки в лицах, ставьте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Пусть ребенок исполняет одну из ролей и будет внутри книги. Такая театрализация позволяет ненавязчиво донести и закрепить мысли, которые иначе усваиваются с трудом. Есть множество вариантов театра: костюмированный, пальчиковый, магнитный, театр теней, бумажный, марионеточный и пр. Устраивайте настоящие представления по прочитанным книгам, расклеивайте афиши и выдавайте билеты. После двух лет можно сводить малыша в кукольный театр и посмотреть постановку любимой сказки. Рисуйте героев книг, лепите их из пластилина и природных материалов, и разыгрывайте истории. Можно создать собственный мультфильм-комикс. Пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и схематично нарисует основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует озвучить «мультфильм». Пишите письма полюбившимся героям (тут, возможно, придется присылать от них ответы). Покажите малышу диафильмы по прочитанным сказкам. Они воспринимаются легче, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, к тому же, диафильмы лишь помогают понимать текст книги, а не заменяют его действием.
Ритуал. Регулярное чтение в одно и то же время является ритуалом, который действует на ребенка успокаивающе, являясь признаком стабильности и опоры в жизни. Можно читать за завтраком или даже когда малыш сидит на горшке. Но лучше всего сделать успокаивающее чтение традиционным перед сном. Это не только отложиться в подсознании ребенка, но и даст дополнительную близость и теплоту общения с малышом, создаст особую доверительную атмосферу между вами и ребенком. Выбирайте для чтения на ночь проверенные временем, уже знакомые ребенку истории, это поможет ему расслабиться перед сном.
Традиция. Выделите особенный день и время для семейного чтения по кругу, хотя это и не просто при сегодняшнем ритме жизни. Такое чтение может не только развлечь, но и утешить и поддержать ребенка, дать ему новые знания и вдохновить. Эмоциональное «чтение-общение», период «пристального внимания», очень важно для детей, ведь это время, когда мама и папа откладывают все свои дела, сажают его на колени, обнимают за плечи и начинают читать.
Повторение. Читайте одну и ту же книжку столько раз, сколько ребенок просит. Повторение важно для малышей, потому что они хотят учиться. Вскоре вы заметите, что он уже помнит наизусть любимые отрывки и старается употреблять ключевые фразы в своей речи. К тому же перечитывание любимой книги в энный раз создает для ребенка ситуацию комфортности, он заранее знает все повороты сюжета, поэтому обращает внимание на отдельные слова и фразы, замечает новые смысловые нюансы.
Мера. Остановитесь до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше читать меньше, но регулярно.
Соответствие возрасту. Выбирайте книги по возрасту, достаточно сложные, чтобы они могли завладеть вниманием ребенка, и в то же время достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий. Не страшно, если что-то в прочитанном окажется неясным, опережающее чтение тоже полезно, но сюжет в таких книгах должен быть доступен на разных уровнях. Если дома несколько детей дошкольного возраста, не делайте разграничения в чтении младшим и старшим, старшие обычно активно обсуждают и проговаривают произведения для малышей, что полезно всем.
Актуальность. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает именно ваш ребенок. Ранимые и впечатлительные дети боятся авантюрных историй, в отличии от искателей приключений. Предлагайте актуальные книги, сообразно интересам и увлечениям ребенка на данный момент. В идеале читайте ребенку те книги, которые интересны вам обоим. Постарайтесь заранее прочесть то, с чем собираетесь познакомить ребенка. Помните о тематическом разнообразии произведений и о сезонном принципе в подборе литературы.
Иллюстрации. Побуждайте интерес ребенка к картинкам. Со временем он начнет не только листать страницы, но и слушать. Учите малыша обращать внимание на детали иллюстраций, на цветовое решение, на то, как художник передает настроение героев. Пересказывая по картинке фрагмент произведения, малыш развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного.
Вопросы. Отвечайте на вопросы, которые малыш задает по ходу чтения, объясняйте непонятные слова и предложения по его просьбе. Задавайте вопросы сами, не переходите на длинные монологи, просите ребенка пересказать небольшие отрывки, обсуждайте прочитанное вместе. Вместе ищите в книгах ответы на вопросы ребенка. Наряду с художественными книгами для детей раннего возраста есть и обучающая литература для ознакомления с окружающим миром, расширения кругозора, развития внимания и памяти. Особое место занимает чтение словарей, энциклопедий и научно- популярной литературы.
Совместный поход. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин и библиотеку, и дайте ребенку возможность выбирать самому.
Ценность. Воспитывайте отношение к книге, как к чему-то ценному. Дарите книги малышу на каждый праздник вместе с другими подарками. Когда ребенок идет к кому-то в гости, включайте книгу в детский подарок, как нечто особенное. Воспитывайте бережное отношение к книгам, объясняйте, что их нельзя кидать на пол, рисовать в них, мять или рвать страницы. После прочтения их надо обязательно класть на место. При сознательных попытках испортить книгу, уберите ее в шкаф, и объясните, почему вы так поступили.
Приложение № 4.
- ИНТЕРЕСНЫЕ УЛОВКИ
или маленькие хитрости, которые помогут заинтересовать чтением даже самого непоседливого и активного малыша
Искушение. Выберите книгу, которая может заинтересовать малыша, сядьте поодаль и начните громко выразительно читать ее сами себе. Если ребенок не присоединяется, прикройте страницу рукой, как-будто читаете что-то сверхсекретное.
Аудиозапись. Купите книгу с CD-диском. Научите ребенка пользоваться проигрывателем, чтобы он мог сам включать запись, слушать ее и одновременно листать иллюстрации. Пойдите еще дальше и попробуйте метод записи на магнитофонную пленку. Запишите несколько книжек сами, а потом попросите ребенка записать сказку для друга или родственника, с художественным чтением – собачьим лаем, скрипом дверей и прочими атрибутами. Но не увлекайтесь, прослушивание дисков не заменит живой мамин голос и обсуждение прочитанного.
Подписка. Подпишитесь на интересные для ребенка журналы на его имя, для этого сходите вместе на почту.
Волшебное появление. Обыграйте появление в доме новой книги. «Почта» может придти по почте, «Остров сокровищ» можно вместе отыскивать по маршруту на пиратской карте и т.д. Войдя в дом с «Энциклопедией гномов» скажите, что только что получили эту книгу от гномов, и они просили прочесть ее малышу. Заведите «волшебный сундук», в котором иногда будут появляться книги на самые актуальные для ребенка темы.
Интрига. Во время чтения с малышами, делайте небольшие паузы на самых интересных местах. С детьми постарше, читая одну и ту же книгу несколько дней, прерывайтесь в интригующих моментах глав. Такое чтение с продолжением не только поддерживает интерес, но и способствует развитию памяти и внимательности.
Старые книги. Почитайте с ребенком свои старые детские книжки, расскажите, как вам читали их бабушки и дедушки.
Собственные книги. Сделайте собственные книги. Придумайте истории про самого малыша и нарисуйте иллюстрации, или сделайте книгу из фотографий ребенка с подписями.
Рисование. Если ребенку сложно сконцентрироваться на сюжете книги, предложите ему рисовать в то время, как вы читаете. Во время чтения дети обычно рисуют и закрашивают простые фигуры, выполняя механическую работу, не требующую сосредоточения и вдохновения. Беспокойные руки заняты и не мешают уму воспринимать услышанное. Если трудности остались, пробуйте фоновое чтение.
Чтение - это не только приятное времяпровождение, но еще и весомый шаг к развитию образного мышления и интеллекта вашего малыша, формированию грамотной речи и письма, облегчению процесса обучения и получению новых впечатлений. Ведь с каждой прочитанной книгой ваш маленький человек становится богаче на целый мир другого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Опыт работы...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС (г. Иркутск)
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных ...
"ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС"
Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни....
«Развитие финансовой грамотности дошкольников в условиях введения ФГОС».
Развития финансовой грамотности дошкольников в условиях введения ФГОС.Дает детям возможность получить знания и развить навыки посредством сбалансированной системы решения вопросов социального и ...
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Данный теретический материал может быть полезен педагогам ОДО - даны теоретические обоснования актуальности процесса патритического воспитания дошкольников....
«Работа ДОУ как методический центр интеграции усилий ГИБДД и ОО по воспитанию безопасности дорожного движения среди дошкольников в условиях введения ФГОС ДО».
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения....
«Система работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»
Эффективные формы работы, как компоненты, благоприятной речевой среды, способствующие содержательной жизни детей в детском саду, которые обогащают и активизируют их речь....