ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
литературное воспитание ребенка | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Истоки читательского таланта, как и много других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их ( на эти особенности читательского отклика обратил внимание А. Пушкин: «…над вымыслом слезами обольюсь»). Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать у детей очень высока.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной». Эти слова К. Батюшкова имеют отношение и к вопросам чтения. У ребенка - память сердца. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим… Но если ребенок – отзывчивый читатель, зачем наши рассуждения о работе с книгой?
К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш.Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, А.Милна, А.Линдгрен и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.
Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая сказку С.Я.Маршака «Усатый-полосатый», невольно втягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый (он делает то, что и должен делать котенок). В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучит уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.
В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.
Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты еще в 30-е гг. Л.С.Выготский так говорил о программе детского сада: «Эта программа должна быть сходна со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть программой самого ребенка» (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.-М., 1956.-с.434). Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства» (Там же. С.436).
Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.
Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой – изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего начинается литературное воспитание ребенка?
С чего начинается литературное воспитание ребенка?...
Литературное воспитание детей в семье
Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их вообра...
Консультация для родителей «Литературное воспитание ребенка в семье»
Консультация для родителей «Литературное воспитание ребенка в семье»...
Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...
С чего начинается литературное воспитание ребенка.
Художественная литература — важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравст...
Консультация «Литературное воспитание ребенка в семье».
laquo;Литературное воспитание ребенка в семье»....