Проект "Моя семья"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
Детско-родительский проект
«Моя семья»
Разработала: воспитатель
МАДОУ «Колокольчик» город Когалым
Абдулкафарова Зельфира Нажмудиновна
Когалым 2017
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста; родители воспитанников; педагоги.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Актуальность.
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта « Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет.
Образовательная область | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа. НОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение». Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Дидактическая игра: «Домашний труд». |
Социально – коммуникативное развитие | Рассказы детей о семье. Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку). НОД: прочтение и обсуждение рассказов В.Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее». Чтение стихотворений: Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом». Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму». |
Художественное – эстетическое развитие Музыка, рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование. | НОД: рисование «Мой автопортрет». «Моя счастливая семья»; аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо». Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе. |
Речевое развитие | НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»,«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи. Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье. Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». |
Физическое развитие. | Физкультминутка «Семья». Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево». |
Работа с родителями | Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо». Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации «Моя родословная». Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома». Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту». Индивидуальные семейные консультации. |
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы): педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы.
- Самые родные для ребенка люди?
- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?
- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?
- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?
- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?
- Кем вы приходитесь бабушке?
- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?
- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?
- Как можно назвать одним словом этих людей?
- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?
- Что такое семья?
- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?
На первом этапе работы по проекту выявить проблему, цель проекта и его основные задачи, содержание. Определить участников проекта, разработать перспективное планирование по работе с детьми, составить план взаимодействия с родителями.
2 этап (подготовительный).
Разработать перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Подобрать наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. Детям дать задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Генеалогическое древо». В группе, в процессе самостоятельной деятельности с воспитанниками рассмотреть фотоальбомы, слайды; почитать книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассмотреть картинки о семье, модель Генеалогического древа.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми провести беседы тему, «Моя семья»; «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет»; «Моя родословная; Генеалогическое древо»; «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение»; викторину «В какой сказке встречаются семьи». С детьми составить рассказ по пентаграмме на тему «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)». Заучить стихотворение О. Высотской «Моя семья». Обсудить с детьми поговорки и пословицы о семье, рассказов В.Осеевой «Волшебное слово» и «Хорошее»; почитать стихотворений Р.Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой». На занятиях по изобразительной деятельности предложить детям отразить свои впечатления о семье в рисунках, аппликациях. Полученные знания закрепить в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр. Предложить детям и родителям принять участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья», по изготовлению аппликации «Моя родословная. Генеалогическое древо».
4 этап (заключительный).
В конце проекта устроить выставку детских работ: рисунков по теме «Моя счастливая семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями.
Ожидаемые результаты:
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники, повысить педагогическую культуру родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6. Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
7. Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!".
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....