Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Помогает систематизировать работу по перспективному планированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopl._tem._planirovanie_v_podg._gr.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Сентябрь | Азбука безопасности. 1.Зачем нужно знать свой адрес. 2.Ребенок и дорога. 3.Ребенок один дома. 4.Ребенок и незнакомые люди. 5.Ребенок и природа. | Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения. Знакомить с всевозможными опасными ситуациями. Помочь запомнить номера телефонов специальных служб, обучить речевым формулам телефонного разговора. Систематизировать знания ПДД. Помочь запомнить некоторые дорожные знаки, воспитывать культуру поведения в общественных местах, в транспорте. Дать представление об опасностях, подстерегающих дома (газ, электроприборы, колющие, режущие предметы, лекарственные препараты). Разобрать ситуации, приводящие к возникновению пожара. Обучать правилам безопасного поведения по отношению к незнакомым людям. Научить говорить нет, если старший приятель пытается вовлечь в опасную ситуацию. Обучать правилам безопасного поведения по отношению к бездомным животным. Дать представление о безопасном поведении в природе (ядовитые растения, грибы, клещи, возможность заблудиться). | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Дидактическое упражнение. «Мой адрес», Кому и когда можно говорить свой адрес. Рассмотреть ситуации, когда нужно вызвать специальные службы (скорую помощь, полицию, пожарных, горгаз). Познакомить детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, используя тематические картинки и макет улицы. Дид. игра «Путешествие по квартире». Беседа «Наши помощники и враги». Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослых. Беседа «Если в дверь позвонил незнакомец». Беседа «Сигналы опасности в природе». Дид. игра «Раз грибок, два грибок». Познакомить детей с тематическим подбором сюжетных картинок по всем разделам темы. ООД «Наши помощники и враги». Рисование «На чем люди ездят». «Светофор». Аппликация «Грибы съедобные и ядовитые». Ручной труд «Книжка-малышка по безопасности. | Беседы с детьми о безопасном поведении. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Сентябрь | Осень. 1.Осенние в жизни живой и неживой природы. 2.Плоды и семена. Размножение растений. 3.Дикие и домашние животные осенью. 4.Труд людей осенью. 5.Осень в работах писателей, поэтов, художников. | Расширять и уточнять представления детей о трех периодах осени (ранняя, золотая, поздняя) и признаках, соответствующих им. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с жизнью домашних и диких животных в разные сезоны. Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных осенью; об их пищевой зависимости др. от др. Уточнить в чем заключается труд людей с наступлением осени. Вспомнить какие виды труда связаны с содержанием животных, работой на полях, лугах, в садах. Знакомить с работами художников, произведениями поэтов, писателей на осеннюю тематику. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Поощрять детей отражать свои впечатления о природе в рассказах о ней, в художественно-эстетическом творчестве. | . Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Наблюдать за ветром, облаками, называть состояние погоды: пасмурно, ветрено, дождливо, ясно. Беседа об осени. Вопросы на уточнение. Загадки по теме. Рассматривание иллюстраций. Беседа о взаимосвязи природных явлений с растительным миром. Графическая модель строения растений. Жизненный цикл растений. Д/игра «Узнай дерево по коре», «С чьей ветки детки», «Назови части растений». Изготовление гербария. Сбор природного материала для ручного труда. Беседа о жизни животных осенью. Как животные готовятся к зиме. Беседа о труде людей осенью. Участие в сборе урожая. Заучивание стихов, чтение художественных произведений по теме. Рассматривание и сравнение картины «Золотая осень» И.И. Левитана и «Октябрь» Е.Е. Волкова. Рассматривание и сравнение осенних листьев, плодов, семян (разнообразие форм, величины, оттенков). Ознакомление с осенними цветами (георгины, астры, хризантемы). Составление композиций. ООД «Осень в гости мы зовем» Рисование. «Ветка рябины». «Осеннее дерево под ветром и дождем». Аппликация. «Ветка рябины». Ручной труд. «Панно» (из семян растений). | Наблюдения в природе. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Октябрь | Огород. Овощи. 1.Виды растений. 2.Овощи. Условия необходимые для жизни. 3.Труд человека по выращиванию овощей. 4. Сбор урожая. Заготовка на зиму. 5.Зачем человеку овощи. Витамины. | Расширять и уточнять знания детей о растениях. Развивать умения классифицировать объекты природы по определенным признакам. Уточнять представления детей об овощах. Учить определять овощи по описанию, на вкус. Учить сравнивать объекты, используя схему-план (форма, цвет, где растет и т. д.). Учить замечать сходство и различие. Знакомить детей с сельскохозяйственным трудом. Закрепить знания о заготовке овощей на зиму. Воспитывать любовь к родной земле, к людям, работающим на земле. Развивать стремление больше узнать о необходимом продукте, о здоровом питании. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о разнообразии растений на земле. Рассматривание иллюстраций разных видов растений (леса, луга, поля, сада). Рассказ о факторах, необходимых для жизни растений. Загадки об овощах. Показ объектов. Обследование объекта. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Где что растет», «Что сначала, что потом», «Узнай на вкус», «Сосчитай овощи», «Магазин. Овощи», «Вершки-корешки». Составление описательного рассказа по опорной схеме. Рассматривание иллюстраций с изображением сбора урожая. ООД «Поговорим об овощах». Рисование. «Вкусные дары щедрой осени». «Что созрело в огороде». Лепка «Вылепи какие хочешь овощи». Оригами «Корзиночка». | Сбор урожая. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Октябрь | Сад. Фрукты. 1.Фрукты. «Чудесный мешочек». 2.Что подскажет язычок (узнай на вкус). Орган обоняния нос (узнай по запаху). 3.Труд людей в саду. 4.Переработка фруктов. 5.Здоровые зубы. | Формировать представление о плоде и семени с опорой на модель. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах фруктов. Учить детей различать и называть фрукты по характерным признакам. Развивать память, учить обследовательским действиям. Упражнять в определении вкуса фруктов. Определение фруктов по запаху. Обучать составлению описательного рассказа с использованием символов. Воспитывать бережное отношение, уважение к труду садовода. Закрепить представление о значении свежих плодов для здоровья детей, о способах их использования в пищу. Помочь осознать вред микробов (мыть фрукты перед едой). Научить дифференцировать понятия «здоровье» и «болезнь». Рассказать - как беречь зубы. Воспитывать бережное отношение к своему организму. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа «Что растет саду». Загадки о фруктах. Рассматривание предметных картинок, реальных объектов. Обследование объекта. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Узнай на вкус», «Собери урожай», «Сосчитай фрукты», «Что сначала, что потом». Игры с разрезными картинками. Сюжетно-ролевая игра «Магазин. Фрукты.» Беседа о труде садовода. С помощью картинок выстроить последовательность производственного процесса по переработке фруктов. Приготовление витаминного салата. ООД «Собираем урожай фруктов». Рисование «Вкусные дары щедрой осени». «Что созрело в саду». Аппликация «Ваза с фруктами». Р/труд «Туесок». | Сбор урожая. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Октябрь | Деревья. Грибы. 1.Лес – наше богатство. 2.Строение. Плоды, семена, размножение. 3.Растения поздней осенью. 4.Экологические знаки. 5.Растения красной книги. | Учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды. Все растения – живые. Роль растений в жизни человека. Растения – начало пищевой цепочки. Разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки. Особенности строения деревьев (ствол, листья, ветви, корни). Назначение всех органов дерева. Дать представление о деревьях и кустарниках средней полосы. Учить детей распознавать деревья наиболее распространенных пород по листьям, коре, кроне. Размножение деревьев. Способы распространения семян. Воспитывать правильное отношение к природе. Познакомить с жанром плаката, учить детей создавать плакаты на тему бережного отношения к природе. Уточнить и расширить знания детей о грибах, о мерах предосторожности при сборе грибов. Научить сравнивать и описывать грибы. Особенности строения грибов. Дать представление о связи между деревьями и грибами. Учить детей распознавать грибы по внешнему виду. Дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Составление модели строения деревьев и кустарников; модели функций корня, ствола, листьев. Рассказ воспитателя о деревьях и кустарниках средней полосы. Зарисовка схемы «Условия, необходимые для роста растений». Рассматривание предметных картинок, наблюдение за растительностью ближайшего окружения (деревья и кустарники на участке). Чтение стихов и загадок по теме; рассматривание дидактических картинок (деревья), иллюстраций (лес); познавательное сообщение (береза). Дидактические игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Узнай дерево по коре, кроне, листьям», «С чьей ветки детки». Загадки по теме. Знакомство с красной книгой. Рассказ воспитателя о грибах. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, муляжей. Д/игра «Съедобное – несъедобное». «Четвертый лишний». «Чего не стало». «Сосчитай от 1 до 5». Чтение В. Сутеев. Под грибом. Русская народная сказка. Война грибов. Ситуация «Собери грибы в корзину». Знакомство с красной книгой. ООД «Поздняя осень. Деревья». Рисование «Осенняя береза». «Облетели с деревьев последние листья». Лепка «Грибы в корзине». Р/труд «Гриб». | Поход за грибами (по возможности). |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Октябрь | Перелетные птицы. 1.О тех, кто летает. 2.Птицы города, леса. 3.Обитатели болот и водоемов. 4.Беседа о птицах местного края. 5.Красная книга родного края. | Формировать обобщенное представление о птицах, как, о животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Развивать познавательный интерес к птицам и их природным особенностям. Закреплять знания о перелетных птицах, учить находить и узнавать их. Уточнить знание об общих признаках строения птиц. Развивать умение видеть особенности в их внешнем виде и поведении. Вызвать желание всматриваться в знакомые объекты. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждениях сравнительного характера. Учить устанавливать причинно-следственные связи (между образом жизни и местом обитания). Отлет перелетных птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоемов. Познакомить детей с водоплавающими птицами, их повадками и средой обитания. Уточнить и расширить знания о разнообразии птиц. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края. Познакомить с птицами, занесенными в красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Установить последовательность отлета птиц, сделать зарисовку. Графическая модель строения птиц. Составление описательного рассказа по схеме. Составление загадок-описаний. Рассматривание картинок с изображением птиц, Наблюдение на прогулке. Рассказ воспитателя о птицах родного края. Загадки. Слушание аудиозаписи «Звуки леса». Обводки, трафареты, штриховка по теме. Д/игры. «Собери картинку», «Лото», «Кто где живет», «Зимующие и перелетные птицы», «Птичий двор». М/п. игры. «Летает – не летает». Чтение. Р. Сарби. Прощание с журавлями. Инсценировка: К. Ушинский. Пойманная птичка. Составление экологических знаков. ООД «Что мы знаем о перелетных птицах». Рисование «Летят перелетные птицы». «Сказочная птица». ЛАппликация «Птицы на ветках». Р/труд «Птица». | Изготовление кормушек. Чтение энциклопедий. Наблюдение в природе. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Ноябрь | Одежда. 1.Путешествие в прошлое одежды. 2.Классификация одежды по сезону, по назначению. 3.Производство одежды. Профессии людей, связанных с производством одежды. Швейная фабрика. 4.Ткань.Ее свойства. 5.Одежда и здоровье. | Знакомство с понятием одежда, головные уборы. Систематизация словарного запаса; развитие навыков словообразования и словоизменения. Развивать желание больше узнать о предметах народного быта, воспитывать потребность в познании рукотворного мира. Познакомить с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Классификация одежды, место, время пользования разной одеждой. Сезонная одежда. Сравнение и описание одежды, детали одежды. Дать представление о характере труда на швейной фабрике. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметом и материалом из которого он изготовлен. Познакомить с некоторыми свойствами ткани. Помочь с помощью различных действий определить свойства ткани. Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа об истории возникновения русского народного костюма. Рассматривание иллюстраций костюмов разных народов. Предметных картинок и реальных предметов из кукольного гардероба. Беседа-практикум. «Наводим порядок в шкафу». «Как заботиться о своей одежде». «Как правильно одеваться». Д/упр. «Застегни и расстегни». Д/игра. «Разложи по шкафчикам». «Помоги одеться». «Магазин». «Ателье». Беседа. «Кто изготавливает одежду». Беседа о тканях. Уточнение знаний о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Рассматривание образцов тканей, исследовательские действия. Обводки, раскраски, рисование по точкам. Сравнение и описание одежды. Составление описательного рассказа. Знакомить с национальным костюмом мордовского народа. Приобщать к декоративной деятельности, учить украшать национальным узором разные предметы (варежки, платье и т. д.). ООД «Узнаем из чего сделаны костюмы и платья». Рисование «Ателье мод». «Кукла в национальном костюме». Аппликация «Украсим рукавички». Р/труд «Ателье для кукол». | Правила ухода за одежной. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Декабрь | Мебель. 1.Путешествие в прошлое мебели. 2.Строение и назначение мебели. 3.Откуда берется мебель. Где и из чего производят мебель. 4.Профессии людей, связанных с производством мебели. 5.Правильная осанка. Соответствие мебели росту человека. | Научить понимать назначение предметов домашнего обихода. Закрепить знания о родовом понятии «мебель», ее классификации. Научить определять некоторые особенности предметов (части, форму). Учить сравнивать предметы (внешнее и функциональное сходство и отличие предметов мебели). Дать представление о том, где и из чего делают мебель. Профессии людей, работающих на производстве мебели. Дать первичное представление о скелете, мышцах, что такое правильная осанка. Обучать здоровье сберегающему поведению. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Загадки по теме. Сравнение и описание предметов мебели. Составление описательного рассказа. Раскраски, обводки, штриховка, рисование по точкам. Изготовление мебели из коробков, для ориентирования в пространстве, работа со схемой. Рассматривание картинок с изображением интерьера кухни, спальни, жилой комнаты. Рассматривание картинок с изображением различных предметов мебели. Д/игры. «Доскажи словечко». «Помоги расставить мебель». «Из чего сделано». «Посчитай предметы». «Четвертый лишний». Беседа-практикум «Как правильно сидеть». Рассматривание картинок, на которых изображены люди с нарушением осанки. ООД «Путешествие в страну вещей». Рисование «Украсим кукольную мебель». «Рисуем то, что умеем». Аппликация «Волшебные полоски». Р/труд «Мебель для гномов». | |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Сентябрь | Человек. Части тела и лица. 1.Человек часть живой природы. 2.Строение человека. 3.Рождение, рост, развитие, социальные роли. 4.Здоровый образ жизни. Спорт. 5.Ребенок и болезнь | Сформировать у детей представление о том, что человек часть живой природы. Факторы окружающей среды необходимые для жизни. Продолжать расширять знания детей о своем организме. Дать представление о строении человека. Учить различать понятия «часть тела», «орган». Познакомить с особенностями строения и функциями внутренних органов. Показать детям различие и сходство людей разных рас. Выстроить последовательность порядка роста и развития человека. Познакомить с многообразием социальных ролей человека. Поддерживать и развивать интерес к миру взрослых, вызвать желание подражать тому, что достойно подражания. Осознать наличие общественных норм и правил поведения. Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Освоить простейшие приемы первой помощи в свободной деятельности и в организованной образовательной деятельности. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни. Формировать представление о правильном питании. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье, соблюдать личную гигиену. Прививать интерес к спорту. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | «Говорящие рисунки» - разработать схемы, отражающие условия необходимые для жизни человека. Сравнение человека и животного. Пиктограммы настроений. Д/и. «Назови части тела», «Превращения». Загадки о частях тела и лица. Рассматривание анатомических плакатов. Д/и. «Путешествие пирожка». «Составь полезное меню». Беседы о гигиене слуха, о профилактике заболеваний глаз, о желудке и кишечнике, об охране и укреплении, об осанке и т. д. Рассматривание кожи рук через микроскоп. Чтение. Д. Крупская «Чистота». В. Бондаренко «Язык и уши». С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык». Е. Пермяк «Про нос и язык». ООД «Части тела, части лица». Рисование «Автопортрет». «Портрет буратино». Лепка. «Девочка пляшет». Р/труд «Веселые человечки». | |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Сентябрь | До свидания, лето! День знаний. 1.День знаний. 2.Растения летом. 3.Мир животных летом. 4.Мои впечатления о лете. 5.До свиданья, лето! | Дать знания о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Развивать познавательный интерес к школе, к книгам. Воспитывать уважение к профессии учителя. Обобщить знания об изменениях в природе летом. Труд и отдых летом. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Экскурсия к школе, беседы о школе. Чтение. В. Лифшиц. Первоклассник. И. Токмакова. Букваринск. Г. Гребенцев. В первый класс. К. Ущинский. Четыре желания. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про козявочку. Д/игра «Собери портфель», С/р. игра «Школа». Д/игра «Когда это бывает?». Беседа о летних природных явлениях, о жизни животных и растений в летний период. Беседа о труде взрослых летом, о любимых летних играх и забавах детей. ООД «До свиданья, лето!» Рисование «Как я провел лето». «Букет первоклассника». Лепка «Мое любимое животное». Р/труд «Цветы на поляне». | Поход к ближайшей школе на школьную линейку. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Декабрь | Зима. 1.Неживая природа зимой. 2.Живая природа зимой. Изменения в жизни животных и растений. 3.Труд людей зимой. 4.Зимние забавы. 5.Красота зимней природы в произведениях поэтов, писателей и художников. | Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Дать представление о том, как изменился труд людей зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассматривание картин на зимнюю тематику. Календарь наблюдений. Беседа о зиме. Рассматривание иллюстраций, объектов живой и неживой природы. Рассказы детей о жизни диких животных и птиц зимой. Рассказ о разных агрегатных состояниях воды. Исследовательские действия с водой, снегом, льдом. Наблюдение за работой снегоуборочной машины. Помощь дворнику в уборке снега. Подборка стихов: А. С. Пушкин, И. С. Никитин, В. И. Суриков, Н. А. Некрасов и др. Запись произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»). Рассматривание картин. И. Шишкин «Зима». И. Грабарь «Сказки инея». Рассказывание. В. И. Одоевский «Мороз Иванович». С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Совместные игры. Постройки из снега. ООД «В гости к зимушке-зиме» Рисование «Идет волшебница-зима». «Рисуем разных снеговиков». Лепка «Девочка в зимней шубке катает снежный ком». Р/труд «Снежинка». | Зимние забавы. Совместный труд. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Ноябрь | Домашние животные. 1.Сравнение диких и домашних животных. 2.Условия, необходимые для жизни домашних животных. 3.Труд людей по уходу за домашними животными. 4.Профессии людей, ухаживающих за домашними животными. 5.Правила безопасного поведения по отношению к домашним животным. | Сформировать обобщающее понятие «домашние животные». Уточнить признаки домашних животных. Показать, чем они отличаются от диких. Развивать умение производить сравнительный анализ. Упражнять в группировке диких и домашних животных. Установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Формировать знания о приспособлении домашних животных к разным природным условиям. Познакомить с трудом животноводов. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за животными. Дать детям верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассказ воспитателя об истории происхождения домашних животных. Загадки о животных. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Животные». Составление рассказов-описаний. Трафареты, обводки, раскраски, рисование по точкам, штриховка. Д/игры. «Кто что ест». «У кого кто». «Угадай, о ком рассказали». «Кто чем защищается». «Кто где живет». «Кто как голос подает». «Чей, чья, чье, чьи». «Сосчитай баранов». «Назови профессию». Рассказ о труде животноводов, чем он интересен, полезен. Учить передавать в движениях, жестах повадки животного. ООД «Кто такие домашние животные». Рисование «Собачка». «Дымковский конь». Аппликация «Овечка с ягненком». Р/труд «Кошечка». | Рассматривание энциклопедии. Просмотр тематических фильмов. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Февраль | Домашние птицы. 1.Сравнение диких и домашних птиц. 2.Условия, необходимые для жизни домашних птиц. 3.Труд людей по уходу за домашней птицей. 4.Профессии людей, ухаживающих за домашней птицей. 5.Правила безопасного поведения по отношению к домашним животным | Сформировать обобщающее понятие «домашние птицы». Формировать умение узнавать птицу, называть части тела. Уточнить признаки домашних птиц. Показать, чем они отличаются от диких (возможность удовлетворять потребности в пище). Развивать умение выделять жизненные проявления птиц. Развивать умение производить сравнительный анализ. Упражнять в группировке диких и домашних птиц. Установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека. Познакомить с трудом по разведению домашней птицы. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за животными. Дать детям верные представления о правилах обращения с незнакомыми животными | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассказ воспитателя об истории происхождения домашних птиц. Загадки о птицах. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Птицы». Составление рассказов-описаний. Трафареты, обводки, раскраски, рисование по точкам, штриховка. Д/игры. «Кто что ест». «У кого кто». «Угадай, о ком рассказали». «Кто чем защищается». «Кто где живет». «Кто как голос подает». «Чей, чья, чье, чьи». «Сосчитай». «Назови профессию». Рассказ о труде животноводов, чем он интересен, полезен. Учить передавать в движениях, жестах повадки птиц. ООД «Путешествие в деревню». Рисование «Цыпленок и утенок гуляют на поляне». «По замыслу». Лепка «Уточка». Р/труд «Курочка». | Рассматривание энциклопедии. Просмотр тематических фильмов. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Декабрь | Новый год. 1.История возникновения праздника. 2.Новогодние обычаи. 3.Фабрика Деда Мороза. 4.Домашние традиции. 5.За что я люблю Новый Год. | Формировать представление о праздниках на Руси. Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа. Познакомить с новогодними обычаями нашей страны и других стран. Развивать творческое начало. Ручную умелость. Уточнить, какие праздничные традиции существуют в семье. Объяснить, почему поздравляют с Новым Годом и высказывают добрые пожелания. Воспитывать заботливое отношение к родным и близким, вызвать желание поздравить их с праздником. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассказ воспитателя о том, как встречают Новый Год в разных странах. Новогодние костюмы народов мира. Рассматривание иллюстраций, посвященных празднованию Нового Года, обратить внимание на ярко украшенные елки, на сияние елочных огней. Рассматривание новогодних открыток. Изготовление новогодних открыток и игрушек. Учить составлять рассказ из личного опыта. Чтение. «Мороз Иванович». «Двенадцать месяцев». ООД «Новогодний праздник». Рисование «Сказочный дворец Деда Мороза». «Новогодняя елка». Аппликация «Приглашение на елку». Р/труд «Изготовление гирлянд и игрушек на елку». | Совместная подготовка к празднику. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Ноябрь | Дикие животные. 1.Дикие животные зимой. 2.Обитатели лесов. Пищевые цепочки. 3.Животные нашего края. 4.Животные красной книги. 5.Экологические знаки. | Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке диких и домашних животных. Уточнить знания о диких животных. Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к сезонным изменениям. Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года. Развивать представление о взаимосвязи обитателей леса, об их пищевой зависимости др. от др. Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу. Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. Рассматривание красной книги. Беседа на тему «Экология – человек – животные». ООД «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Рисование «Животные». «Ежик с кленовым листом на спине». Лепка «Зайчик». Р/труд «Зайчик». | Рассматривание энциклопедии. Просмотр тематических фильмов. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Февраль | Зимующие птицы. 1.Птицы зимой. 2.Кочующие птицы. 3.Птицы города. 4.Как помочь птицам перезимовать. 5.Птицы, занесенные в красную книгу. | Систематизировать знания о зимующих птицах. Формировать умение узнавать птицу, называть части тела. Развивать умение выделять жизненные проявления птиц. Учить различать их по существенному признаку от других птиц (возможность удовлетворения потребности в пище). Дать представление о птицах города, о кочующих птицах. Воспитывать заботливое отношение к живой природе. Знакомить с птицами, занесенными в красную книгу. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Наблюдение за птицами на участке. Рассматривание следов на снегу. Загадки о птицах. Рассказ воспитателя о поведении птиц зимой. Рассматривание иллюстраций. Д/игры. «Узнай по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как передвигается?», «Кто как голос подает?», «Назови ласково», «Собери картинку», «Летает-не летает». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. Разгадывание кроссворда. Рассматривание красной книги. Беседа на тему «Экология – человек – птицы». Чтение. Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. К. Ушинский. Пойманная птичка. Проказы старухи зимы. ООД «Птичья столовая» Рисование «Сорока - белобока». «Совушка – сова». Лепка «Учимся лепить птиц». Р/труд «Сова». | Изготовление кормушек. Просмотр передач о природе. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Декабрь | Транспорт. 1.Путешествие в прошлое транспорта. 2.Виды транспорта. Его строение и назначение. 3.Кто работает на транспорте. 4.Мы пешеходы. 5.Мы пассажиры. | Закрепить знания детей о родовом понятии транспорт. Закрепить знания о классификации транспорта. Учить сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее, и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт на наземный, подземный, воздушный и водный. Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением. Научить понимать назначение и функции автомобиля; закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размер, назначение). Определять материал и его признаки. Понимать, что человек создает машины, чтобы облегчить свою жизнь. Систематизировать правила этичного и безопасного поведения в транспорте и на дороге. Закрепить знание ПДД.
| Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Экскурсия к проезжей части. Наблюдение за работой водителей, транспорта. Познавательное сообщение о прошлом транспорта. Рассматривание предметных картинок, иллюстраций: «На дорогах нашего города». Д/игры. «Четвертый лишний», «Кто чем управляет», «Дорисуй и раскрась». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Познавательное сообщение о ПДД. Образовательные ситуации: «Мы пешеходы», «Мы пассажиры». Познакомить детей с дорожными знаками, правилами дорожного движения, используя тематические картинки и макет улицы. ООД «От кареты до ракеты». Рисование «Автобус». «Какие автомобили привозят продукты в магазин». Лепка «Ветер по морю гуляет…». Р/труд «Автобус». | Обучать детей ПДД. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Февраль | Посуда. Наша пища. 1.Путешествие в прошлое посуды. 2.Откуда берется посуда. Профессии людей, связанных с производством посуды. 3.Строение посуды. Стекло, его свойства. 4.Классификация посуды. 5.Безопасное поведение на кухне. | Закрепить знания детей о родовом понятии посуда. Расширять представление об истории посуды. Закрепить знания о классификации посуды. Учить сравнивать различные виды посуды, находить различия и общее, и по общим признакам (место где она используется) классифицировать посуду на кухонную, столовую, чайную. Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом. Закрепить умение выделять некоторые особенности предмета (форму, части, размер, назначение). Определять материал предмета, его признаки и свойства. Обучить безопасному поведению на кухне. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассматривание предметных картинок, реальных предметов, игрушечной посуды. Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов. Словообразование (название посуды, данное по продуктам). С/р. игра «Магазин». Д/игры. «Четвертый лишний». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)». Чтение. К. Чуковский. Федорино горе. ООД «Из чего сделана посуда». Рисование «Кружка, украшенная элементами гжельской росписи». «Тарелочка». Лепка «Устроим выставку посуды». Р/труд «Кружка для гномов». | Совместная работа на кухне. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Январь | Профессии. 1.Многообразие социальных ролей человека. 2.Что такое работа. Разнообразие профессий. 3.Профессии родных и близких. 4.Человек трудился всегда. 5.Общественно-полезная работа, выполняемая детьми. | Формировать представление о том, что труд существовал всегда, но менялись его средства и формы в связи с техническим прогрессом. Поддерживать интерес к разным профессиям, их взаимосвязи. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Расширять представление детей о труде взрослых, рассказать о людях разных профессий. Показать важность каждой профессии для других людей и для всей страны. Воспитывать стремление быть полезным окружающим. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о многообразии социальных ролей человека. Беседа о том, где и кем работают родители. Рассказать о предприятиях города и их продукции. Люди каких профессий трудятся в городе. Разучивание пословиц и поговорок о труде. Д/игры. «Кому что нужно». «Назови профессию по орудиям труда». «Назови профессию, зная, чем занимается человек». «Умные машины». «Определи предметы, облегчающие труд». Чтение. Д. Родари. Чем пахнут ремесла. В. Маяковский. Кем быть? Картинки, иллюстрации по теме. Целевые экскурсии. ООД «Все профессии важны, все профессии нужны». Рисование «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили». «Веселый клоун». Аппликация «Космическая ракета». Р/труд «Кораблик». | Рассказ родителей о своей профессии. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Февраль | День Защитника Отечества. 1.Детям о празднике. 2.Наша Армия. 3.Музей боевой славы. 4.Профессии пап. 5.Как стать сильными. | Актуализировать знания детей о празднике. Дать начальные представления о Российской армии – надежной защитнице нашей Родины. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской армии, желание в будущем стать защитниками Отечества. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска). Знакомить с народной традицией – проводы в Армию. Продолжать знакомить с земляками, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Воспитывать гордость за историческое прошлое своей страны. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять гендерные представления. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, умелыми, достойными защитниками Родины. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Чтение произведений об Армии. Заучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций. Слушание музыки на военную тематику. Рассматривание карты, границ России. Картинок с изображением военных разных родов войск – танкисты, артиллеристы, ракетчики, пограничники, летчики, моряки, пехотинцы; а также предметных картинок с изображением отдельных предметов, необходимых каждому из этих родов войск, - танк, пушка, самолет, собака, ракета, корабль и т. д. Д/игра. «Скажи правильно». Усвоение словообразования существительных, обозначающих воинов-защитников, различных военных профессий. ООД «Наша Армия». Рисование «Солдат на посту». «Наша Армия родная». Аппликация «Маленький солдат». Р/труд «Самолет». | Рассказ папы (дедушки) о службе в армии. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Март | Мамин праздник. Семья. 1.Моя родословная. 2.Детям о празднике. Моя мама. 3.Кем работают мои родители. 4.Семейные традиции. 5.Трудовые обязанности членов семьи. . | Формировать представление о семье, семейных и родственных отношениях, развивать чувство семейной сплоченности, потребности заботиться друг о друге, радовать своих близких. Учить называть членов семьи и ближайших родственников (по линии матери и отца). Дать представление о празднике. Учить рассказывать о своей маме, как о самом дорогом человеке. Воспитывать чуткое и бережное отношение к близким людям, потребность радовать их добрыми делами. Воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку. Формировать представление о доброте как о положительном качестве. Расширять знания о женских профессиях, знаменитых женщинах. Воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно относится к женщинам. Правила этикета. Воспитывать уважение к пожилым, желание им помогать, ухаживать за ними. Показать роль бабушек и дедушек в жизни семьи, детей, внуков. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать уважение к пожилым, желание им помогать, ухаживать за ними. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о празднике 8-Марта. Разучивание стихов и песен к празднику. Рассказать о том, как надо беречь, жалеть маму, бабушку. Беседа. «За что я люблю свою маму (бабушку)». «Кем работает моя мама». «Как я помогаю дома». Чтение. В. Сухомлинский. Моя мама пахнет хлебом. Рассмотреть альбом «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Выставка. «Женские портреты». ООД «Наши мамы». Рисование «Портрет мамы». «Папа и мама гуляют с ребенком». Аппликация «Мимоза». Р/труд «Подарок маме». | Совместное поздравление мамы (бабушке). Семейные традиции. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Март | Весна. 1.Сезонные изменения в неживой природе. 2.Животные весной. 3.Первоцветы. 4.Труд людей весной. 5.Охрана здоровья. | Закреплять и обобщать знания детей о временах года, о сезонных изменениях в природе. Уточнять и систематизировать знания о характерных признаках весны. Научить понимать связи между явлениями неживой и живой природы. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных и растений. Воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Знакомить с сезонными видами труда. Учить детей здоровье сберегающему поведению. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Наблюдение признаков наступления весны в природе. Календарь природы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи). Слушание музыкальных произведений по теме (П.И. Чайковский «Весна»). Вопросы на уточнение знаний о погоде. Загадки о весне. Чтение русских народных песенок и закличек по теме. Беседа по стихотворению «Весна» С. Сурикова. Чтение В. Бианки «Три весны», «Лесной хор». Рассматривание иллюстраций о жизни животных весной. Беседа. «Какие изменения происходят с растениями весной». Пересадка комнатных растений. Словарная работа. Ледостав. Ледоход. Разлив. ООД «Весна идет, весне дорогу». Рисование «Ранняя весна». «Пришла весна – прилетели птицы». Аппликация «Весенняя ветка в вазе». Р/труд «Скворечник». | Наблюдение в природе. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Январь | Наш город. Дом и его части. 1.Мой город. 2.Улица, на которой я живу. 3.Дом и его части. 4.Строительные профессии. 5.Адрес. Что это такое? | Знакомить детей с малой Родиной. Находить родной город и республику на карте. Расширять знания детей о городе: исторических и памятных местах, местах отдыха людей, познакомить с историей города, закрепить название района, окружающих улиц. Дать понимание того, что родной город – это место, где проживает ребенок и его семья, работают родители; есть места для отдыха людей и удовлетворения их потребностей: приобретения продуктов, вещей, поддержания здоровья, занятий спортом. Закреплять и расширять знания о городских зданиях. Развивать познавательный интерес к городу-труженику. Дать понятие о строительных профессиях. Развивать умение группировать, объединять профессии по общему признаку; воспитывать чувство уважения к труду и бережное отношение ко всему, что людей окружает. Воспитывать интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности, уважение к труду взрослых. Познакомить с историческими событиями и известными личностями – почетными жителями города. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа «Я живу в Саранске». Чтение стихов о Мордовии, Саранске. Рассматривание открыток с изображением достопримечательностей города, фотографий, иллюстраций в книгах о городе. Посещение краеведческого музея. Д/игра «Экскурсоводы». Закрепление знаний о Саранске. Д/игра «Из чего построен дом». «Жилое – нежилое». Игры со строительным материалом. Уточнение адреса детского сада, домашнего адреса, расположения и названий ближайших улиц и тех, на которых живут дети группы. Д/упражнение «Назови свой адрес». Назначение зданий (жилые, административные, заводы, фабрики), этажность, из какого строительного материала сделаны. ООД «Для чего нужны дома». Рисование «Я и мой дом». «Улица города». Лепка «Что мы умеем и любим лепить». Конструирование «На строительной площадке». | Выставки рисунков «Мой город». |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Ноябрь | Обувь. Головные уборы. 1.Путешествие в прошлое обуви и головных уборов. 2.Классификация по сезону, по назначению. 3.Производство. Профессии людей, связанных с производством. Обувная фабрика. 4.Кожа. Мех. Их свойства. 5.Одежда и здоровье. | Знакомство с понятием обувь, головные уборы. Систематизация словарного запаса; развитие навыков словообразования и словоизменения. Развивать желание больше узнать о предметах народного быта, воспитывать потребность в познании рукотворного мира. Классификация обуви и головных уборов, место, время пользования. Сезонная одежда. Сравнение и описание обуви, головных уборов, из каких материалов изготавливаются, из каких частей состоят. Дать представление о характере труда на обувной фабрике. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметом и материалом из которого он изготовлен. Познакомить с некоторыми свойствами кожи, меха. Помочь с помощью различных действий определить свойства ткани. Ребенок должен узнать, что головные уборы и обувь защищают человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть надо правильно одеваться. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа об истории возникновения русского головного убора. Рассматривание иллюстраций. Предметных картинок и реальных предметов из кукольного гардероба. Беседа-практикум. «Наводим порядок в шкафу». «Как заботиться о своей обуви». «Как правильно одеваться». Д/упр. «Застегни и расстегни». Д/игра. «Разложи по шкафчикам». «Помоги одеться». «Магазин». «Обувь». Беседа. «Кто изготавливает обувь». Беседа о коже. Уточнение знаний о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Рассматривание образцов тканей, исследовательские действия. Обводки, раскраски, рисование по точкам. Сравнение и описание обуви и головных уборов. Составление описательного рассказа. ООД «Узнаем из чего сделана обувь». Рисование «Украшение шапочки». «Девочка». Лепка по замыслу. Р/труд «Сапожок». | Обучать элементарным приемам ухода за обувью и головными уборами. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Лес. 1.Что вы знаете о лесе? 2.Обитатели леса. Кто главный в лесу? 3.Правила поведения в лесу. 4.Лесные профессии. 5.Лес в жизни человека. Дары леса. | Дать детям элементарные представление о лесе как о зеленом доме растений и животных, показать их взаимосвязь. Расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в названии конкретных растений и их видов; уточнить представление об условиях жизни, систематизировать представления о частях живого организма. Обогатить и закрепить знания и представления о животных живущих в наших лесах, растительном мире нашего леса. Дать представление о «много- этажности» леса. Уточнить представление о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, прививать культуру поведения в лесу. Познакомить с профессиями, связанными с лесом. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе, расширять кругозор. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Познавательное сообщение «Что такое лес». Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Предметные картинки с изображением растений и животных леса. Д/игры. «Четвертый лишний». «Узнай животное по описанию». «Кто чем питается?». «Кто где живет?». «Кто больше назовет деревьев, кустарников, трав». Рассказ воспитателя о лесных обитателях с использованием наглядного материала. ООД «Путешествие в лес». Рисование «Очарован лес стоит». «Зайчик под елочкой». Аппликация «В лесу». Р/труд «Елочка». | Поход в лес (по возможности). Посадка деревьев. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Май | День Победы. 1.Великая отечественная война. 2.Народ-победитель. 3.Наша Армия. 4.Будем в Армии служить. Дети участники военных действий. 5.Герои нашей республики. О названии улиц родного города. | Обогатить знания детей о великом и светлом празднике Дне Победы. Уточнить знания о ВОВ. Военные и трудовые победы. Активизировать знания о российской Армии, воспитывать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Чтение художественных текстов на военную тематику. Ю. Коваль «Путешествие на границу». З. Александрова «Дозор». А. Барто «На заставе». Л. Кассиль «Твои защитники». С. Михалков «Наши защитники». Выставка солдатской атрибутики (гимнастерка, пилотка, ремни, погоны). Рассматривание «Плакаты военного времени». Рассматривание иллюстраций об Армии. Беседа с целью уточнения знаний об Армии – защитнице нашей Родины. Заучивание: Е. Благинина «Шинель», «День Победы». Посетить могилу неизвестного солдата. Конкурс совместных рассказов «Страницы войны в нашей семье». Фотовыставка «Как служили наши папы». Изготовление одежды для кукол: моряки, солдаты. ООД «Этих дней не смолкнет слава». Рисование «Салют над городом». «Пограничник с собакой». Лепка «По всей России обелиски, как души рвутся из земли». Р/труд «Пилотка». | Посещение памятных мест. История семьи – участники ВОВ. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Насекомые. 1.Виды. 2.Места обитания. 3.Польза которую они приносят. 4.О чем говорит яркая окраска. 5.Береги насекомых. | Дать представление о классификации животного мира. Насекомые (виды, названия, места обитания). Расширять знания о строении, названии, особенностях поведения, способах передвижения. Развивать умение пользоваться моделью при определении принадлежности к выделенной группе. Развивать умение видеть признаки сходства и различия между ними. Развивать представление о правильном поведении по отношению к объектам живой природы. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Наблюдение за насекомыми на прогулке (участок, клумба, огород). Вопросы на уточнение знаний. Загадки по теме. Составление описательных загадок. Д/игра «Назови, кто это» Рассматривание иллюстраций. Вопросы на уточнение знаний. Познавательное сообщение воспитателя о насекомых. Зарисовка жизненного цикла божьей коровки. Знакомство с моделью существенных признаков насекомых. Раскраски, трафареты, обводки, разрезные картинки, рисование по точкам, штриховка. ООД «Поговорим о насекомых». Рисование «Не обижайте муравья». «Паук в паутине». Лепка «Божья коровка». Р/труд «Бабочка». | Чтение энциклопедий. Наблюдение в природе. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Май | Времена года. Лето. 1.Сезонные изменения в живой природе. 2.Природные явления. 3.Звери и их детеныши. 4.Птицы. 5.Труд людей весной. | Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления природы. Формировать умение обобщать по существенным признакам. Прививать интерес к природе родного края, развивать умение наблюдать за изменениями, которые происходят в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений. Учить наблюдать за явлениями природы. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных. Развивать представление о характерных признаках лета. Уточнять и развивать знания о жизни объектов живой природы летом. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Наблюдение признаков наступления лета в природе. Календарь природы. Заучивание примет, поговорок, стихов. Рассматривание картин о природе (пейзажи). Слушание музыкальных произведений по теме. Вопросы на уточнение знаний о погоде. Загадки по теме. Чтение русских народных песенок и закличек по теме. Рассматривание иллюстраций о жизни животных. Беседа. «Какие изменения происходят с растениями». Пересадка комнатных растений. Работа на цветнике и огороде. ООД «Времена года. Лето» Рисование «Круглый год», «Жаркое лето» Лепка «» Р/труд «Вертушка» | Планирование летнего отдыха. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Животные холодных стран. 1.Арктика. Тундра. 2.Обитатели. особенности строения, приспособление к условиям жизни. 3.Роль в жизни человека. 4.Животные красной книги. 5.Природоохранная функция человека | Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке животных. Познакомить с условиями жизни животных севера. Уточнить знания о животных. Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к условиям жизни. Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года. Развивать представление о взаимосвязи обитателей севера, об их пищевой зависимости др. от др. Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу. Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о животных севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Изготовление самодельной книги о животных и их среде обитания. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Назови одним словом», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. Рассматривание красной книги. Беседа на тему «Экология – человек – животные». ООД «» Рисование «Что мы любим больше всего рисовать», «Пингвины в Антарктиде» Лепка «Белое море…» Р/труд «Пингвин» | Рассматривание экологии в картинках. Поход в зоопарк. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Май | Школа. Школьные принадлежности. 1.Кто работает в школе. 2.Кто учится в школе. 3.Каким должен быть ученик. 4.Школьные принадлежности. | Дать начальное представление о школе. Закрепить знания детей о школьных принадлежностях. Закрепить умение выделять некоторые особенности предметов (форму, части, размер, назначение). Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом. Определять материал предмета, его признаки и свойства. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Экскурсия к школе, беседы о школе. Чтение. В. Лифшиц. Первоклассник. И. Токмакова. Букваринск. Г. Гребенцев. В первый класс. К. Ущинский. Четыре желания. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про козявочку. Д/игра «Собери портфель», С/р. игра «Школа». Рассматривание иллюстраций о школе. Знакомство с людьми разных профессий, связанных со школой. Школьные принадлежности. Рассматривание предметных картинок, реальных предметов. Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов. Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)». ООД Рассматривание картины «Дети идут в школу» Рисование «До свиданья д/сад», «Букет для моей воспитательницы». Лепка «Лепим буквы и цифры» Р/труд «Стаканчик» | Посещение ближайшей школы. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Март | Книги. 1.История возникновения. 2.Кто пишет книги. 3.Художники-иллюстраторы. 4.Где «живет книга». Библиотека в нашей группе. 5.Бумага, виды, изготовление. | Познакомить детей с историей возникновения книги, с первым книгопечатником Иваном Федоровым. Донести в доступной форме общие для всех ценности. Первый букварь для детей. Напомнить жанры. Выяснить, с творчеством каких детских писателей знакомы дети. Каких детских художников-иллюстраторов знают дети. Когда появились первые библиотеки. Читальный зал. Самая большая библиотека в России. Бумага, виды, изготовление, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением предмета и материалом. Определять материал предмета, его признаки и свойства. Бережное отношение к книге. Ремонт книг. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассматривание книг в нашей библиотечке в группе (сказки, стихи, рассказы). Беседа о значении книги в жизни человека: «Книга друг человека». С/р. игра «Библиотека». Рассматривание иллюстраций разных художников-иллюстраторов. Знакомство с людьми разных профессий, связанных с созданием книги, работой в библиотеке. ООД «Что может рассказать книга» Рисование «Иллюстрации к любимой сказке». «Книжка-малышка» Аппликация «Книжка-малышка» Р/труд «Альбом для малышей» | Создание домашней библиотеки. Чтение детям. Рисунок к любимому произведению. |
Тема №3 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Май | Цветы. 1.Полевые, луговые, садовые цветы. Строение. Размножение. 2.Роль цветов в жизни насекомых. 3.Кто ухаживает за цветами на цветнике. 4.Зачем люди разводят цветы. 5.Цветы, занесенные в красную книгу. | Расширять и уточнять знания детей о растениях, упражнять в названии конкретных растений и их видов; уточнить представление об условиях жизни, систематизировать представления о частях живого организма. Обогатить и закрепить знания и представления о взаимосвязи насекомых и цветущих растений. Уточнить представление о значении цветов в жизни человека: оздоровительное, эстетическое. Познакомить с профессиями, связанными с разведением цветов. Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, чувство сопереживания и сопричастности природе, расширять кругозор. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Рассматривание предметных картинок, реальных предметов. Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам, вырезывание по контуру, выкладывание силуэтов. С/р. игра «Магазин». Д/игры. «Четвертый лишний». «Найди по образцу». «Закончи предложение». «Сосчитай предметы (1, 2, 3, 4, 5)». Знакомство с людьми разных профессий, связанных с озеленением ООД «Май для цветов рай» Рисование «Первоцветы», «Астры» Лепка «Цветы. Барельеф» Р/труд «Тюльпан» | Работа на цветнике. |
Тема №1 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Животные жарких стран. 1.Пустыня. 2.Саванны. 3.Обитатели. особенности строения, приспособление к условиям жизни. 4.Животные красной книги. 5.Природоохранная функция человека | Учить правильно пользоваться обобщающими словами. Углубить представления детей о многообразии живых существ населяющих нашу планету. Познакомить с условиями жизни животных в пустыне. Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к среде обитания. Развивать представление о взаимосвязи обитателей пустыни, об их пищевой зависимости др. от др. учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о животном и растительном мире пустыни. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей». «Кто где живет». Игра «Хорошо-плохо». «Назови одним словом». Пантомима «Каких животных мы знаем». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. Рассматривание красной книги. Беседа на тему «Экология – человек – животные». ООД «» Рисование Животные жарких стран». «Животные далеких стран». Аппликация «Верблюд» Р/труд «Слон» | Рассматривание экологии в картинках. Поход в зоопарк. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Животные холодных стран. 1.Арктика. Тундра. 2.Обитатели. особенности строения, приспособление к условиям жизни. 3.Роль в жизни человека. 4.Животные красной книги. 5.Природоохранная функция человека | Познакомить детей с особенностями природных условий тундры. Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Учить правильно пользоваться обобщающими словами, упражнять в группировке животных. Познакомить с условиями жизни животных севера. Уточнить знания о животных. Дать представление о внешнем виде, повадках, питании, о приспособлении к условиям жизни. Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года. Развивать представление о взаимосвязи обитателей севера, об их пищевой зависимости др. от др. Дополнить представление о животных занесенных в красную книгу. Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о животных севера. Рассматривание иллюстраций. Вопросы поискового характера. Д/игры. «Узнай животное по описанию», «Назови одним словом», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Кто как защищается?», «Кто как голос подает?», «Назови детенышей». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. Рассматривание красной книги. Беседа на тему «Экология – человек – животные». ООД «» Рисование «Что мы любим больше всего рисовать». «Пингвины в Антарктиде» Лепка «Белое море…» Р/труд «Пингвин» | Рассматривание экологии в картинках. Поход в зоопарк. |
Тема №2 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Апрель | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | . | |||
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
март | Рыбы. 1.Строение. 2.Среда обитания. 3.Что растет в воде. 4.Правила для рыболовов. 5.Природоохранная функция человека | Учить правильно пользоваться обобщающими словами. Познакомить детей с представителями водных животных. Расширять и систематизировать знания детей о классе рыб (название, строение, способы питания, размножения). Познакомить с условиями жизни рыб. Развивать умение находить причинно-следственные связи (место обитания и питание). Делать сравнительный анализ наблюдений в разное время года. Развивать представление о взаимосвязи, об их пищевой зависимости др. от др. Продолжать знакомить с правилами поведения в живой природе. Разъяснять необходимость охраны водных животных, растений и среды их обитания. Составить экологические правила для рыбаков | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о рыбах. Рассматривание иллюстраций, загадки, вопросы поискового характера на уточнение знаний. Д/игры. «Узнай по описанию», «Чей, чья, чье, чьи», «Кто где живет?», «Как появляются рыбки». Трафареты, обводки, штриховка, раскраски, рисование по точкам. Составление описательного рассказа. ООД «В речном царстве, прибрежном государстве» Рисование «На дне морском». «Рыбки в аквариуме». Лепка «Рыбки играют» Р/труд «Пескарь» | Рассматривание экологии в картинках. Поход в зоопарк. |
Тема №4 | Программное содержание. | Образователь-ная область. | Формы, способы и методы реализации. | ||
Январь | Орудия труда. 1.Многообразие социальных ролей человека. 2.Что такое работа. Разнообразие профессий. 3.Профессии родных и близких. 4.Человек трудился всегда. 5.Общественно-полезная работа, выполняемая детьми. | Формировать представление о том, что труд существовал всегда, но менялись его средства и формы в связи с техническим прогрессом. Поддерживать интерес к разным профессиям, их взаимосвязи. Развивать способность к умозаключениям, суждениям. Расширять представление детей о труде взрослых, рассказать о людях разных профессий. Показать важность каждой профессии для других людей и для всей страны. Воспитывать стремление быть полезным окружающим. | Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. | Беседа о многообразии социальных ролей человека. Беседа о том, где и кем работают родители. Рассказать о предприятиях города и их продукции. Люди каких профессий трудятся в городе. Разучивание пословиц и поговорок о труде. Д/игры. «Кому что нужно». «Назови профессию по орудиям труда». «Назови профессию, зная, чем занимается человек». «Умные машины». «Определи предметы, облегчающие труд». Чтение. Д. Родари. Чем пахнут ремесла. В. Маяковский. Кем быть? Картинки, иллюстрации по теме. Целевые экскурсии. ООД «Все профессии важны, все профессии нужны». Рисование «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили». «Профессии, которые мне нравятся». Аппликация «Плывет, плывет кораблик». Р/труд «Кораблик | Познакомить детей с рабочим инструментом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»
Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...
комплексно- тематическое планирование по лексическим темам (пр. программа основанная на материаллах программы " Детство" в соотвестсвии с ФГОСТ
подготовительная группа 1,2, 3, 4 недели декабря...
Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе
Это помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей группы,что способствует целенаправленному системному...
Комплексно - тематическое планирование по лексической теме "Животные Севера"
У детей дошкольного возраста необходимо формировать способности понимать и любить окружающий мир, бережно к нему относиться....
комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", старшая группа
Комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", сторшая логопедическая группа. Цель - помощь воспитателям коррекционных садов в создании календарно - темати...
«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные требования (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализаци...