Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
статья

Павлова Светлана Владимировна

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

·                                 Их легко составить

·                                 Можно запомнить быстро и качественно много информации

·                                 При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение

·                                 Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)

·                                 В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

·                                 Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

·                                 изучение нового материала

·                                 закрепление материала

·                                 обобщение материала

·                                 планирования деятельности

·                                 подготовка проекта, презентации

·                                 написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

·                                 упорядочивания и систематизации информации

·                                 конспектирование

 

Примеры использования мыслительных карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- активизировать деятельность

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

Слушатели делятся на 4 группы, вытягивают лист с заданием и приступают к составлению карты. После завершения работы каждая группа представляет вниманию присутствующих свою карту с объяснением.

Темы для выбора: день рожденье супруга, посещение театра, отпуск, ремонт квартиры, тур за границу, рождение малыша в семье, дача, поход через перевал с ночевкой.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена.

Мыслительная карта (от англ.сл. MindMap) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.

Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

  • Их легко составить
  • Можно запомнить быстро и качественно много информации
  • При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
  • Экономия  времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
  • В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
  • Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала
  • планирования деятельности
  • подготовка проекта, презентации
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • упорядочивания и систематизации информации
  • конспектирование

Примеры использования мыслительных карт

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Свойства мыслительных карт:

-  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

- Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

- Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

- Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

- Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

- Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Данный метод дает возможность:

- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность

- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

- активизировать деятельность

- выявлять причины затруднений

- корректировать знания воспитанников

 В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт вы поймёте - главное чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.

От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.

От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.

Слушатели делятся на 4 группы, вытягивают лист с заданием и приступают к составлению карты. После завершения работы каждая группа представляет вниманию присутствующих свою карту с объяснением.

Темы для выбора: день рожденье супруга, посещение театра, отпуск, ремонт квартиры, тур за границу, рождение малыша в семье, дача, поход через перевал с ночевкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми"

Цель данного семинара: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных ...

Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с дошкольниками

Мастер - класс«Использование мыслительных карт Тони Бьюзена в работе» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических осно...

Тезисы "Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности"

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в проектной деятельности....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

"Метод мыслительных карт" Тони Бьюзена в работе с дошкольниками.

quot;Метод мыслительных карт" - как один из способов разработки проектов в работе с дошкольниками....

Использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена в работе с детьми

Использование мыслительных карт  в работе с детьми...