Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»
консультация на тему
Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-minutki.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка игровых тренингов для организации «ТРИЗ-минуток»
Младший дошкольный возраст
Математическое развитие
Метод морфологического анализа (ММА).
Знакомство с различными признаками: геометрическими формами, цветом, размером. По «волшебной дорожке» (называние морфотаблицы для детей), на которой живут различные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, идет стол. Он встречается с геометрическими фигурами и принимает их форму. «Какой формы будет стол? Чем это хорошо? Чем плохо?»
стол |
Размер – понятие относительное, особенно для детей, у которых нет знаний и опыта. Поэтому при работе с размером, нужно указывать «большой, как что?», «маленький, как что?».
Так, на «волшебной дорожке» живут объекты большого размера (большие, как этот поднос) и объекты маленького размера (маленькие, как ваши ладошки).
По дорожке пойдет пирожок.
Пирожок |
«Когда пирожок встретится с объектами большого размера,
каким он станет?» - «Большим, как этот поднос». «Когда это хорошо?» - «Когда много гостей и можно разделить на всех». «Когда это плохо?» - «Когда ты один, такой большой пирог не съесть». Аналогичная работа проводится с маленьким размером.
Плоскостная «Да-Нет».
Эта игра учит детей ориентироваться в 2-мерном пространстве. Знакомить с данной игрой начинаем также во второй младшей группе после освоения детьми линейной да-нет, т.е. понятий «слева-справа». Для игры используются игрушки (от 11 до 15), расположенные на плоскости стола. Веревочкой стол делится по вертикали. «Это справа от веревочки?» - «Да». (Игрушки слева убирают).Затем вводится понятие «часть стола». Перекладываем веревочку поперек стола. «Это ближняя часть стола?» - «Да» (Снова убирают неподходящие игрушки).Когда остается несколько игрушек, дети спрашивают: «Это справа от лошадки?» или «Это слева от матрешки?».
Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Самые первые Волшебники, с которыми мы знакомим детей – Волшебники Увеличения и Уменьшения. Размер – для детей понятие относительное. Они определяют размер объекта относительно другого объекта. Познакомить детей с понятием «размер» помогают нам эти Волшебники.
Например: Волшебник Уменьшения уменьшил размер мебели в нашей группе. Это хорошо? Для кого хорошо? (Для кукол). Это плохо? Для кого плохо? (Для детей)
Тренинг с Волшебником Уменьшения по преобразованию репки.
Какая по размеру будет репка?
1: Кто ещё бывает такой же по размеру маленький?
2: Кому хорошо, что репка стала маленькой?
3: Кому плохо?
4: Как вытянуть репку, если она такая маленькая?
5: Ребята, а если бы Волшебник Увеличения преобразовала бы размер у репки.
6.Какая по размеру она станет?
7: Кто бывает такой же по размеру большой?
8: Кому будет хорошо, что репка выросла?
9: Кому будет плохо?
10: А как вытянуть репку, если она такая большая?
Линейная "Да-нет"
Цель: Освоение одномерного пространства.
Правила линейной "Да-нет":
- Должно быть нечётное количество цифр.
- Спрашивать про серединное число.
- Никогда не загадывать число.
Игра производится с подгруппой детей. В линию на столе располагаются игрушки (5 игрушек в начале года и доводится до 11 штук к концу года).
Например: пирамидка , мяч, собачка, матрёшка, волчок.
Воспитатель предлагает найти загаданную игрушку.
Сначала находят среднюю игрушку.
Какая игрушка в центре? (собачка)
Затем задают вопрос о направлении от центральной игрушки с точки зрения детей. Воспитатель, предлагая детям задать вопрос, может использовать указательный жест. Задайте мне вопрос про эти картинки (игрушки).
- Это справа от собачки?
- Нет, - говорит воспитатель.
Все игрушки, расположенные справа от собачки убираются вместе с ней. Затем разрешается угадывать перечислением.
- Это пирамидка?
- Нет.
- Это мяч?
- Да.
Затем можно использовать мягкую (из ткани, полиэтилена) ленту с карманами.
Речевое развитие
Анализ проблем в литературных произведениях
«Колобок»
Проблема деда и бабы: оставили колобка на подоконнике при открытом окне.
Действие: Дед и баба поступили не обдуманно
Результат: Колобок укатился в лес.
«Курочка Ряба» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский
Проблема дедушки и бабушки: как разбить яичко.
«Рукавичка» (украинская народная сказка) Обр. Е. Благининой
Проблема зверей: как сделать так, чтобы всем зверям поместиться в рукавичке.
«Теремок» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема зверей: как сделать так, чтобы поселиться в теремке.
«Репка» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема деда: как сделать так, чтобы вытянуть репку.
Решение проблемы: собрал команду и добился результата.
«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) Обр. К.Ушинский
Проблема волка: как сделать так, чтобы козлята открыли.
Проблема козы: как сделать так, чтобы уберечь козлят, спасти их.
Проблема козлят: как сделать так, чтобы не впустить волка.
«Маша и медведь» (русская народная сказка)
Проблема Маши: придумать способ как вернуться домой, уйти к дедушке и бабушке.
Действие: попросила медведя отнести корзину с пирожками дедушке и бабушке.
Проблема медведя: не дать Маше вернуться домой.
Действие медведя: домой не отпускал, выполнил просьбу Маши.
«А что ты умеешь?» (Автор текста В.М.Волотников)
Проблема Тыквенка: найти друга.
Действие: отправился в путь, спас пленников,
Результат: нашел друзей.
Проблема Воробья: помочь Тыквенку.
Действие: предложил свою дружбу.
Результат: стали дружить.
Проблема Волка: съесть зайца, ёжика, белку.
Действие: поймал их и посадил в большую клетку, чтобы потом съесть, а сам лёг спать.
Результат: волк испугался Тыквенка и убежал.
Тыквенок проявил сообразительность по отношению к пленникам; проблема решена - хорошо! Он использовал свои ресурсы и окружения.
«Волк и семеро козлят».
Герой: волк.
Что хотел: съесть козлят.
Что мешало: грубый голос, из-за которого козлята не открывали ему дверь.
Что сделал, чтобы решить проблему: пошел к кузнецу; изменил голос; и стал петь тоненьким голоском.
Кто или что помог решить проблему: кузнец.
Какой получился результат: козлята открыли дверь и волк их съел, но потом погиб.
Совет герою или жизненное правило: добро всегда побеждает зло.
Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, коварство.
«Заюшкина избушка».
Герой: заяц.
Что хотел: вернуть дом.
Что мешало: лиса не пускала.
Что делал, чтобы решить проблему: просил других помочь выгнать лису.
Кто или что помог решить проблему: петух.
Какой получился результат: выгнал лису и они стали жить вместе.
Совет герою или жизненное правило: не пускай чужих в дом; не будь доверчивым.
Какие свойства характера были при решении проблемы: настойчивость.
«Маша и медведь».
Герой: Машенька.
Что хотела: вернуться домой.
Что мешало: медведь не пускал.
Что делала, чтобы решить проблему: напекла пирожков, села в короб, обхитрила медведя.
Кто или что помог решить проблему: она сама ее решила.
Какой получился результат: вернулась домой.
Совет герою или жизненное правило: нет безвыходных ситуаций.
Какие свойства характера были при решении проблемы: сообразительность, решительность, хитрость, мужество.
«Айболит».
Герой: Айболит.
Что хотел: побыстрее добраться до Африки и вылечить всех зверей.
Что мешало: длинный путь с препятствиями.
Что делал, чтобы решить проблему: шел, ехал, плыл, летел.
Кто или что помог решить проблему: кит, орел, волки.
Какой получился результат: добрался до Африки и вылечил зверей.
Совет герою или жизненное правило: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.
«Как коза избушку построила».
Герой: коза.
Что хотела: построить избушку.
Что мешало: страх.
Что делала, чтобы решить проблему: спрашивала совета, искала безопасное место.
Кто помог решить проблему: она сама ее решила.
Какой получился результат: построила избушку в безопасном месте.
Совет герою или жизненное правило: кто ищет, тот всегда найдет.
Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.
«Сказка о глупом мышонке».
Герой: мама мышь.
Что хотел: укачать мышонка.
Что мешало: капризы мышонка.
Что делал, чтобы решить проблему: приглашала разных нянек.
Кто помог решить проблему: кошка.
Какой получился результат: мышонка съела кошка.
Совет герою или жизненное правило: всегда подумай о последствиях.
Какие свойства характера были при решении проблемы: глупость, недальновидность.
«Мойдодыр».
Герой: мальчик.
Что хотел: ленился за собой ухаживать.
Что помешало: Мойдодыр, крокодил.
Что делал, чтобы решить проблему: пытался найти защиту у крокодила и стал мыться.
Кто помог решить проблему: крокодил.
Какой получился результат: он встретил крокодила, вымылся, все вещи к нему вернулись.
Совет герою или жизненное правило: соблюдай чистоту и порядок.
Какие свойства характера были при решении проблемы: аккуратность, самостоятельность.
«Кот, петух и лиса».
Герой: петух
Что хотел: выполнить просьбу кота.
Что мешало: уговоры лисы.
Что делал, чтобы решить проблему: звал на помощь.
Кто помог решить проблему: кот.
Какой получился результат: кот спас его, вернул домой.
Совет герою или жизненное правило: не доверяй, не поддавайся на уговоры посторонних.
Какие свойства характера были при решении проблемы: беспомощность.
Средний дошкольный возраст
Математическое развитие
Линейная "Да-нет"
Можно проводить как с подгруппой, так и со всей группой детей. Количество предметов, расположенных в линию доводится до 15 шт. Затем предметы заменяются тематическими картинками (мебель, посуда), которые помещаются в мягкую полиэтиленовую ленту с карманами.
Последовательность вопросов та же, что и в младшей группе:
- Какая игрушка находится в центре? (по середине?)
- Пирамидка.
- Это игрушка (картинка) находятся справа от пирамидки?
- Нет
Воспитатель перегибает ленту с картинками, оставляя те, о которых дети не спрашивали, и т.д.
Со средней группы можно ввести понятие "между"
Например: В ряд расположены мишка, матрешка, курочка, собачка, мяч, машина, кукла.
- Какая игрушка по середине?
- Собачка
- Загаданная игрушка между собачкой и куклой?
- Нет.
- Она между мишкой и курочкой?
- Да.
Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
В средней группе Волшебники могут увеличивать или уменьшать не весь объект, а какую-то его часть.
Волшебник Увеличения увеличил количество углов в треугольнике. Какую фигуру мы получим? Квадрат или прямоугольник.
При обучении счету также могут помочь Волшебники Увеличения и Уменьшения.
Например, при работе с раздаточным материалом. Дети должны выложить, допустим, 5 елочек, но под влиянием Волшебника Увеличения, который увеличивает все на 2, выкладывают 7 елочек.
Плоскостная «Да-нет».
В средней группе действие со стола переносится на доску. Вместо «ближней части стола» вводится понятие «нижняя часть доски», вместо «дальней части стола» - «верхняя часть доски». Также вводится понятие «угол».
Системный оператор:
Рассмотрим число 4 на нашем «волшебном экране».
3 медведя, треугольник – три угла, три стороны | Четыре времени года, квадрат – 4 угла,, 4 стороны, 4 части суток, | 5 пальцев, 5 страниц в книге, 5 углов в пятиугольнике |
|
|
|
1+1+1 1+2 2+1 | 1+1+1+1 2+2 1+3 3+1 | 1+1+1+1+1 3+2 1+4 2+3 4+1 |
Составление лимерика: по алгоритму
Жила-была цифра 4,
Она в квадрате жила.
В нем было 4 угла
И стороны тоже четыре.
Вот такая цифра жила.
Системный оператор: можно использовать при работе с временными протяженностями.
Рассмотрим на «волшебном экране» такое понятие, как «сегодня».
1.«Каков сегодня день недели?» - «Вторник». «Вторник какой по счету день недели?» - «Второй». «А число какое?» - «31 января». «Что вы можете сказать про 31 число?» - «Это последний день месяца. Завтра будет февраль». «В каждом ли месяце 31 день?» - «Нет, бывает 30, а в феврале 28 или 29».
2.Переходим ко второму окошечку. «Где мы можем увидеть обозначение сегодняшнего дня или услышать?» - «Можно увидеть в календаре (отрывном), на часах может быть число и день недели; на дисплее сотового телефона. Услышать можно по радио или по телевизору, в новостях».
3.Выходим в подсистему (3). Игра «Части-целое» или «Из каких частей состоит сегодняшний день?» - «Из четырех частей суток: утро, день, вечер, ночь. Из часов, минут и секунд».
4. «Какой день был накануне дня сегодняшнего? Как можно о нем сказать?» - «Вчера». «Сегодня 31 января. А какое число было вчера?» - «30 января». «Сегодня вторник, а вчера какой был день недели?» - «Понедельник».
Вчера 30 января понедельник | Сегодня 31 января вторник | Завтра 1 февраля среда |
То же | Час, минута, части суток, секунда | То же |
Кольца Луллия (в математике)
Задание 1.
Форма - объект.
На большом круге – картинки с изображением реальных объектов, на втором круге – геометрические фигуры. Раскрутить круги и совместить сектора с объектом окружающего мира в котором может присутствовать данная форма и формой. Например: дом – прямоугольник (дверь, окно).
Задание 2.
Число – цифра Нужны 2 круга: на одном – разное количество объектов, допустим яблок, на втором – цифры.Совмещаем сектора:
Пространственная «Да-нет»
В средней группе вводится понятие «уровень глаз». Дается оно следующим образом: «Мы – моряки. Поставьте руку над глазами. Вы видите нижнюю часть стены – это ниже уровня глаз. А теперь поставьте руку на нос – вы видите верхнюю часть стены, это выше уровня глаз».
В средней же группе знакомим с понятиями «центральная часть комнаты» и «угол».
Речевое развитие
Типовые приемы фантазирования ТПФ
Сегодня к нам пришел Волшебник Могутолько. Он может выполнять только одно действие. В каких же сказках живет этот Волшебник?
В сказке «Свинопас» горшочек варил только кашу и показывал, что варят в других домах.
В сказке «Емеля» печка только ехала, а в сказке «Гуси - лебеди» печка пекла пироги и разговаривала.
В сказке «Маленький Мук» туфли умели летать.
В сказке «Старик Хоттабыч» был ковер – самолет, который летал.
А скатерть – самобранка, сама накрывала на стол.
А если Волшебник Могутолько дотронется до предметов в группе, то, что они будут делать?
Мяч – сам прыгать;
Мел – сам рисовать на доске;
Книга – сама рассказывает сказки;
Стул – сам подойдет и усадит нас;
Ложка – сама будет подносить пищу в рот.
Анализ литературных произведений
«Пых», украинская народная сказка.
1. Герой: Еж
2. Что хотел: оставить себе репку.
3. Что мешало: ему мешали дед, баба, Алёнушка.
4. Что сделал, чтобы решить проблему: фырчал, угрожал, пугал.
5. Кто или что помог решить проблему: частично решил проблему, репку у него все равно забрали
6. Какой получился результат: лишился репки, попал в руки к девочке.
7. Совет герою или жизненное правило: за чужим погонишься - свое потеряешь.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, вороватость, не предусмотрительность, сердитость.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка.
1. Герой: Иванушка (до превращения)
2. Что хотел: хотел утолить жажду
3. Что мешало: мешал запрет сестры
4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, слушался, шел, просил разрешения, не послушался, нагнулся, напился, превратился.
5. Кто или что помог решить проблему: сам решил свою проблему.
6. Какой получился результат: попил воды, но превратился в козленка.
7. Совет герою или жизненное правило: надо слушаться старших, будь терпелив.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброту, непослушание, не выносливость, не терпеливость.
1. Герой: Иванушка-козленок.
2. Что хотел: хотел спасти свою жизнь.
3. Что мешало: ведьма
4. Что сделал, чтобы решить проблему: просил разрешения, побежал, ходил, звал, слушал, обрадовался, перекувыркнулся, обернулся.
5. Кто или что помог решить проблему: помог слуга.
6. Какой получился результат: спас свою жизнь, жизнь сестры, превратился в мальчика.
7. Совет герою или жизненное правило: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мир не без добрых людей.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: страх, одиночество, не доверчивость.
«Красная шапочка» Ш. Перро
1. Герой: Волк
2. Что хотел: хотел наесться
3. Что мешало: помешала жадность
4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидел, спрятался, вышел, спрашивал, слушал, показал, побежал, прибежал, постучал. Изменил голос, дернул за веревочку, вбежал, накинулся, съел, проглотил, облизнулся, переоделся, лег, ждал, услышал, изменил голос, объяснил, предложил, объяснял, набросился, проглотил, погиб.
5. Кто или что помог решить проблему: доверчивость Красной Шапочки
6. Какой получился результат: голод утолил, но был убит.
7. Совет герою или жизненное правило: от коварства сам пострадаешь.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, жадность, коварство.
«Три поросенка», английская нар. сказка.
1. Герой: Ниф-Ниф.
2. Что хотел: хотел сохранить жизнь
3. Что мешало: мешал волк
4. Что сделал, чтобы решить проблему: вместе с братом шли, пели, шумели, увидели, испугались, застыли, побежали, прибежал, захлопнул, спрятался, выскочил, побежал. Прибежал, вместе с братом захлопнули, слушали, пожалели, открыли, увидели, захлопнули, помчались, успели, добежали, спрятались, дрожали, обрадовались.
5. Кто или что помог решить проблему: Брат Наф-Наф
6. Какой получился результат: Результата добились, остались живы.
7. Совет герою или жизненное правило: Делу время – потехе час.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: леность, непредусмотрительность, несерьезность, не старательность, трусливость, глупость.
«Колосок», украинская народная сказка
1. Герой: Петух
2. Что хотел: проучить мышат
3. Что мешало: нерешительность, не требовательность.
4. Что сделал, чтобы решить проблему: нашел, позвал, спросил, обмолотил, сказал, смолол, сказал, спросил, замесил, испек, вынул, положил, сел, спрашивал, не дал.
5. Кто или что помог решить проблему: сам справился
6. Какой получился результат: результата добился, мышата поняли, что кто не работает, тот не ест.
7. Совет герою или жизненное правило: лучше поздно, чем никогда. Сильная любовь может испортить.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, трудолюбие, не требовательность, приобрел твердость характера.
«Яблоко» В. Сутеев
1. Герой: Заяц
2. Что хотел: хотел съесть яблоко один
3. Что мешало: мешала высота дерева
4. Что сделал, чтобы решить проблему: бежал, увидел, захотел, увидел ворону, крикнул, попросил, поблагодарил, хотел поднять, испугался, закричал, подскочил, спорил, кричал, дрался, лягнул, просил рассудить, рассказал, отвечал, воскликнул, взял, стал довольным.
5. Кто или что помог решить проблему: помогли медведь и ворона
6. Какой получился результат: яблоко разделили поровну
7. Совет герою или жизненное правило: умей благодарить и делиться с ближним. Долг платежом красен.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: внимательность, жадность, находчивость, драчливость, стал понятливый, уважительный.
«Гуси-лебеди», русская народная сказка
1. Герой: Баба-Яга
2. Что хотел: хотела вернуть Иванушку
3. Что мешало: мешала сестра
4. Что сделал, чтобы решить проблему: увидела, закричала, приказала.
5. Кто или что помог решить проблему: гуси-лебеди
6. Какой получился результат: гуси не отняли мальчика
7. Совет герою или жизненное правило: как поживешь, так и прослывешь. Жизнь дана на добрые дела.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, жестокость, хитрость, вредность.
«Жихарка», русская народная сказка
1. Герой: Жихарка
2. Что хотел: не хотел лезть в печку
3. Что мешало: лиса
4. Что сделал, чтобы решить проблему: сел, растопырил ручки и ножки, не лез, говорил, слез, толкнул, закрыл заслонкой, побежал, затопал, сказал.
5. Кто или что помог решить проблему: сам справился
6. Какой получился результат: спасся, а лису зажарил.
7. Совет герою или жизненное правило: не будь жадиной. Корень ученья горек, да плод его сладок.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: жадность, домовитость, хозяйственность, находчивость, смелость, хитрость.
«Снегурочка», русская народная сказка
1. Герой: Дед и баба
2. Что хотел: хотели завести внучку
3. Что мешало: не было детей
4. Что сделал, чтобы решить проблему: горевали, смотрели , вышли, скатывали снег, лепили, удивились, обрадовались, повели в дом, не могли наглядеться.
5. Кто или что помог решить проблему: пример ребятишек
6. Какой получился результат: внучку получили, но потом ее потеряли.
7. Совет герою или жизненное правило: всему свое место.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: одиночество, заботливость, недальновидность.
«Морозко», русская народная сказка
1. Герой: Старуха
2. Что хотел: извести падчерицу
3. Что мешало: нужна была как работница
4. Что сделал, чтобы решить проблему: бранила, заставляла много работать, придумала, заставила старика, отправила, рассердилась, собрала дочку, велела старику, отправила дочку в лес, увидела, горевала.
5. Кто или что помог решить проблему: старик
6. Какой получился результат: результата не добилась и потеряла свою дочь.
7. Совет герою или жизненное правило: не рой другому яму, сам в нее попадешь.
8. Какие свойства характера были при решении проблемы: злость, коварство, вредность, бессердечность, завистливость.
Старший дошкольный возраст
- ТРИЗ-минутки для старших дошкольников по теме краеведение, ознакомление с родным городом, его профессиями.
СЕНТЯБРЬ.
- Системный оператор «Рассматривание автомобиля».
Транспорт наземный | ||
| АВТОМОБИЛЬ- обеспечение удобства человеку при передвижении |
Нет объекта, а функция выполняется: машина времени, компьютер с возможностями предоставления мгновенного попадания в нужное место общения с людьми, закупки, отдыха и т.д. Нет объекта и нет функции: движение осуществляют все окружающее, а человек находится в статическом состоянии |
Колеса, двигатель, кузов, салон, руль, стекла, система управления |
- Рисование автомобиля будущего.
- Кольца Луллия.
1). Большой круг – улицы микрорайона.
Средний круг – достопримечательности, объекты микрорайона (детский сад, магазины, дома, кинотеатр и т.д.)
2). Большой круг – районы города.
Средний круг – достопримечательности.
Малый круг – функции объектов города (выпуск автомобилей, продуктов питания, место отдыха, место для получения знаний и т.д.).
- «Да-нет» на загаданный объект (достопримечательность города).
Примерная последовательность вопросов:
- Это объект нашего города Нягани? (Да).
- Это объект Центрального микрорайона? (Да).
- Это объект для отдыха людей? (Да).
- Это объект для отдыха детей? (Да).
- Это объект, где можно попосмотреть на птиц? (Да).
- Этот объект находится на голубиной площади? (Да).
- Это композиция девочка и голубь? (Да).
ОКТЯБРЬ.
- Системный оператор «Семья».
Человеческое сообщество | ||
Племя, община. Основная функция – выживание (совместная охота, оборона, добывание пищи и т.д.). | СЕМЬЯ
| Описание детей будущего своей собственной семьи, перемен, произошедших с членами семьи. |
Старейшины, вождь, члены племени, охотники, воины, дети. | Родственники: Родители – дети Братья – сестры Муж – жена |
- Использование приема перемещения во времени.
- Заглянуть в прошлое своей семьи и составить рассказ, используя выполненное заранее родословное дерево.
НОЯБРЬ.
- Кольца Луллия.
1). Большой круг – названия основных профессий города (нефтянник, строитель, учитель, воспитатель, врач, продавец, водитель, артист и т.д.).
2). Средний круг – предметы, необходимые для работы (нефтянная вышка, книга, инструменты, указка, компьютер, медицинские инструменты и т.д.).
3). Малый круг – результат труда (нефть и нефтепродукты, дома, здоровые дети и т.д.).
- Составление загадок о профессиях .
Грязный, но не трубочист,
Добывает жидкость, но не воду.
Профессия опасная, но не пожарный /Нефтянник/.
- Составление лимериков о профессиях.
Жил-был веселый воспитатель
Он был больших наук читатель.
Детей он всех любил
И в сад гулять водил
Всем мамам угодил.
Вот какой нужный работник воспитатель!
ДЕКАБРЬ.
- Системный оператор (город Нягань).
Россия, Сибирь | Ханты Мансийский автономный округ | |
Поселок Нях: та же функция. | Нягань Основная функция – условия для жизни людей и их деятельности. | Нягань город будущего |
Деревянные дома, 2 улицы, церковь, телеги, больница, школа, жители поселка | Дома, магазины, школы, театры, детские сады, жители г. Нягани |
- Игра «Хорошо – плохо». Ситуация – «Жить в городе», «Жить в старинном поселке Нях».
- Загадывание загадок о предметах старины (прялка, самовар, люлька).
Нужна малышу, но не игрушка.
Сделана из дерева, но не кровать.
Качается, как дерево на ветру.
Укачивает, как мама.
ЯНВАРЬ.
- Приглашение волшебника времени, перемещение на дальние временные отрезки (машина времени).
- Беседа о появлении праздников Рождество и Новый год.
- Продуктивная деятельность по мотивам «Машины времени» – рисование «Мир в прошлом».
ФЕВРАЛЬ.
Системный оператор (Защитник родины).
Флаг России, герб | ||
Другие дети
Семья мальчика | Летчик, танкисты, моряки – Российская армия
Застава, друзья пограничники | Семья Профессиональная семья |
Мальчик- имя- Антошка | Пограничник – имя Антон функция- охранять границу | Взрослый мужчина- имя Антон Петрович |
Внешность, одежда Свойства характера | Внешность, одежда Свойства характера | Внешность, одежда Свойства характера |
- Плоскостная «Да-нет» по карте России.
Вопросы:
- Это в центре России?
- Это на юге России?
- Это на севере России?
- Это на северо-востоке (юго-востоке, северо-западе) России?
- Это город на правобережье ОБИ?
- Этот город южнее Ханты-Мансийска?
- Это город, в котором есть детский сад «Солнышко» ( в котором мы живем)?
III. Путешествие на машине времени в прошлое Нягани.
- Составление рассказа «Нягань древняя и современная».
- Рисование «Поселок Нях».
Игры-тренинги с признаками
«Исправь ошибку».
Вата легкая, а гиря черная.
Холодильник белый, а ковер мягкий.
У гуся шея длинная, а цыпленок маленький.
Утюг горячий, а кастрюля легкая.
Шуба мохнатая, а брюки маленькие.
Река широкая, а ручей глубокий
Посуда стеклянная, а стул белый
Радуга разноцветная, а лебедь пушистый
Шкаф высокий, а стул старый.
«Что лишнее?»
Снег, одуванчик, халат врача, вата.
Сосулька, мороженое, только что сваренный суп, снег.
Вата, гиря, перышко, снежинка.
«Превращалки»
Был стул- появилась табуретка
Чашка -…
Окно-…
Кофта-…
Диван-…
Математическое развитие
Числовая "Да-нет"
Цель: упражнять в нахождении задуманного числа путём сужения поля поиска (дихотомия). Закрепить цифры.
1 вариант.
Берётся числовая лента с 11-ью цифрами, расположенными в произвольном порядке.
- Я загадала цифру, отгадайте.
- Эта цифра в центре?
- Нет.
- Это справа от восьми?
- Нет.
Лента перегибается, и работают с оставшимися цифрами в том же порядке.
9 | 6 | 4 | 2 | 7 | 8 | 2 | 7 | 0 | 5 | 3 |
- вариант.
Берётся числовая лента с натуральным рядом цифр.
Со средней группы можно спросить о нахождении загаданного числа не только справа или слева, но и том больше оно или меньше серединного.
Например:
- Это 5?
- Нет.
- Это больше 5?
И т. д.
- вариант.
Каждый ребенок работает с индивидуальной числовой лентой, демонстрируя на ней ответ.
- вариант.
Осуществляется переход от практического действия с лентой к действию с числовым рядом в уме, с опорой на наглядность.
- вариант.
Работа с числовым рядом без наглядности.
В дальнейшем можно увеличить числовой ряд до 100.
Плоскостная ДАНЕТКА
В старшей группе при игре в плоскостную «да-нет» используем не картинки, а геометрические фигуры и цифры. Таким образом, закрепляем знание форм, отношений между числами «больше-меньше».
В подготовительной группе можно использовать плоскостную да-нет на географической карте – «географическая да-нет», или на любой картине.
«Геометрические диктанты».
Со старшей группы можно писать геометрические диктанты.
«В центре листа нарисуйте круг. В правом верхнем углу треугольник, в левом нижнем углу квадрат, в правом нижнем углу овал, в левом верхнем углу прямоугольник. Слева от круга напишите букву А, справа от треугольника – цифру 5, выше овала – букву М, слева от круга – цифру 1, снизу от прямоугольника нарисуйте ромб, выше квадрата – трапецию».
Типовые приемы фантазирования (ТПФ).
Волшебник Уменьшения-Увеличения
На доске написаны цифры 7,9,5. Приходит Волшебник Уменьшения и уменьшает все на 3. Дети объясняют, что получается.
7-3=4 9-3= 5-3=2
При решении задач:
Шла хозяйка с рынка, несла в авоське 2 огурца и 3 помидора. Повстречался ей на пути Волшебник Увеличения (он мог все увеличивать на 1). Сколько овощей принесла хозяйка домой?
2+1=3 огурца 3+1=4 помидора
Волшебники Дроби-Объединяй.
Волшебников Дроби-Объединяй очень хорошо использовать в работе над составом числа.
Например, Волшебник Дроби дробит число 9 на единицы, или на 2 меньших
Выполняя подобные задания, очень важно задействовать у детей не только зрительный, слуховой, но и тактильный анализатор. Дети должны и работать с раздаточным материалом и проговаривать выполнение задания: «К четырем прибавить пять, будет девять».
Еще один вариант работы с Волшебником Объединения. На доске разбросаны числа. Детям предлагается объединить их в пары так, чтобы в сумме получилось число, например 9.
В работе с геометрическими фигурами «Волшебник Дроби делит, допустим, квадрат на 4 части. Какие фигуры получатся?» - «Получается или 4 квадрата, или 4 треугольника».
Волшебник Наоборот.
При порядковом счете под влиянием Волшебника Наоборот дети считают не от 1 до 10, а наоборот от 10 до 1. Или не от 10 до 100 десятками, а от 100 до 10.
Выполняя какое-либо математическое действие, дети под влиянием Волшебника Наоборот, меняют знак на противоположный.
4 + 1 = ? В.Н. 4 - 1= 3
В работе с временными понятиями.
Например, такая игра «Неделька, стройся». У детей – карточки с названиями дней недели, по сигналу воспитателя: «Неделька, стройся!» - дети выстраиваются по порядку от понедельника до воскресенья. Под влиянием Волшебника Наоборот дети выстраиваются в обратном порядке – от воскресенья до понедельника.
Точно также можно выстраивать и последовательность месяцев.
Системный оператор:
На «волшебном экране» можно рассматривать и объемные геометрические фигуры. В этом случае нам нужна будет только средняя вертикаль системного оператора.
- «Дети, какая это фигура?» - «Цилиндр». «Это объемная или плоскостная фигура?» - «Объемная».
- «Где встречается подобная форма? Какие объекты имеют такую же форму?» - «Батон колбасы, конфета (когда имеет такую же форму), труба, шляпа фокусника, средняя часть булки».
Колбаса труба конфета шляпа фокусника булка | ||
Примечание: Если рассматриваем фигуру, имеющую вершины, ребра, плоскости (например, треугольную призму), нужно это указать. | ||
- «Из каких плоскостных фигур состоит цилиндр?» - «Из 2 кругов и прямоугольника». Здесь нужно отметить, что, если рассматривать фигуру типа призмы, то нужно указать, не только из каких плоскостных фигур состоит призма, но и сколько вершин и ребер имеет.
- Треугольная призма состоит из 3 прямоугольников и 2 треугольников, кроме того, имеет 9 ребер и 6 вершин.
Метод морфологического анализа (ММА).
На «волшебной дорожке» живут числа. По дорожке сначала пойдет число 1. Если оно идет со знаком «+», то мы его будем прибавлять или присчитывать ко всем числам. Если число 1 со знаком «-«, то мы будем отнимать или отсчитывать его.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
+ 1 |
В начале работы обязательно использовать счетные палочки, любой другой раздаточный материал. И еще хорошо научить детей отвечать полным ответом: «К 2 прибавить 1 будет 3». Или: «От 4 отнять 1 будет 3».
Позднее, когда данный способ работы будет усвоен детьми, работу с наглядным материалом нужно заменить действиями в уме.
Когда мы научим детей присчитывать и отсчитывать по 1, то же самое можно делать с числами 2,3 и т.д. «Волшебная дорожка» (ММА) поможет нам и научить детей образовывать числа второго десятка. На дорожке живут числа от 1 до 9, идет по дорожке число 10 со знаком «+», оно будет прибавляться ко всем числам, живущим на дорожке.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
+10 | ||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Если на дорожке будут жить дни недели, а путешествовать будет день, то мы получаем последующий ( «+»: вторник + день =среда) или предшествующий ( «-«: четверг-день =среда) день недели.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
+ день | |||||||
вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | понедельник |
Закрепление знаний «соседей месяца» ( «+» - последующий, «-« - предшествующий).
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Ноябрь | Дек. | |
- месяц | ||||||||||||
Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Ноябрь |
Кольца Луллия (решение задач)
Задание 1
«Составь задачу и реши ее».
На первом кольце – цифры, на втором – знаки «+» и «-«, на третьем круге – тоже цифры.
Дети раскручивают кольца, составляют пример, а потом по примеру придумывают условие задачи. Можно составлять задачи с определенным числом, или знаком, т.е. на сложение или вычитание.
Например: нам нужно составить задачу на сложение с числом 5. Раскрутив кольца. Получаем следующий вариант:5+3.
Составляем задачу: на ветке сидели 5 птиц. К ним прилетели еще 3 птицы. Сколько птиц стало на ветке?
Воспитатель зачитывает условие задачи: 5+3 =?
И все вместе ее решают 5+3=8.
Очень важно научить детей выделять составляющие задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
В данном случае условием будет: «На ветке сидели 5 птиц. К ним прилетели еще 3».
Вопрос задачи: «Сколько птиц стало на ветке?»
Решение: 5+3=8
Ответ: «Стало 8 птиц».
Задание 2.
«Составь неравенство или равенство»
На первом круге цифры, на втором знаки > < =. Причем знаки «больше» и «меньше» лучше ставить - галочкой вверх и галочкой вниз.
Раскручиваем круги, получаем неравенство: 4<7 или 7>4.
Задание 3.
«Составь число из 2-х меньших».
В подготовительной группе мы должны научить детей составлять число из 2-х меньших. И здесь нам помогут кольца Луллия. На всех трех кольцах – цифры. Раскручиваем, получаем: 9 это 5 + 4
«ДА-НЕТ» (в математическом развитии)
Числовая да-нетка.
1 | 3 | 0 | 7 | 2 | 9 | 4 | 8 | 5 | 10 | 6 |
В числовой да-нетке закрепляется не только ориентировка «справа», «слева», «между», но и знание детьми цифр, отношений между числами «больше-меньше» («Это число меньше 8?»).
В подготовительной группе числовой ряд можно выстроить из десятков и, таким образом, отрабатывать счет десятками.
Можно также работать с числовым рядом без наглядности, по представлению (в подготовительной группе).
Вместо чисел можно использовать геометрические фигуры. Получаем геометрическую «Да-нет».
Здесь закрепляются знания детьми геометрических фигур. Возможны вопросы: «У этой фигуры 3 угла?» или «У этой фигуры все стороны равны?» и т.д.
И в числовой, и в геометрической «да-нет» расположение объектов может быть не только слева направо, т.е. по горизонтали, но и сверху вниз.
Т.е. по вертикали, тогда у нас будет вертикальная «да-нет». И вопросы будут задаваться следующим образом: «Это выше (ниже) середины?».
На линейной «Да-нет» могут отрабатываться и временные понятия, например, дни недели, или месяцы.
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье |
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
Здесь вопросы будут звучать так: «Это раньше (позже) четверга?», «Это до (после) вторника?».
Когда последовательность дней недели, месяцев, детьми усвоена, можно также брать да-нетку без опоры на наглядность, по представлению.
Определение времени
В подготовительной группе, когда знакомим детей с часами, можно научить их играть в «да-нет» на часовом циферблате». Эта «да-нет» хороша тем, что она учит определять время и закрепляет понятия «раньше-позже».
В данном случае серединой числовой оси будет время – 6 часов.
Устанавливаем стрелки на 6.00. Первый вопрос:
- Это 6 часов?
- Нет.
- Это раньше 6 часов?
- Да.
Мысленно находим середину. Это ось, которая проходит через 9 и 3.
- Это до 9 часов?
- Нет.
- Это после 9 часов?
- Да.
- Это 10 часов?
- Нет.
- Это 11 часов?
- Да.
Так, как 11 часов может быть и в первой половине дня и во второй (23 часа), можно уточнить:
- Это в первой половине дня?
- Нет.
- Это во второй половине дня?
- Да.
- Это 23 часа?
- Да.
Речевое развитие
Анализ литературных произведений
«Заяц - хвастун» русская народная сказка (в обработке О. Капицы).
1. Герой: Заяц
2. Что хотел герой: Хотел, чтобы его уважали, боялись.
3. Что мешало: Трусость
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: Хвастался
5. Кто или что помог решить проблему: Случай с вороной
6. Какой результат получился: Его стали уважать, он преодолел свою трусость
7. Совет герою или жизненное правило: Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: Смелость, находчивость, сообразительность.
«Лисичка-сестричка и серый волк» русская народная сказка (в обработке М. Булатова).
1. Герой: Лиса
2. Что хотел герой: хотела есть
3. Что мешало: мешала ее лень
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: лежала, притворялась, выбрасывала, убегала.
5. Кто или что помог решить проблему: хитрость
6. Какой результат получился: лиса наелась, но за счет волка
7. Совет герою или жизненное правило: ум и хитрость - вдоволь сытость. Не будь простофилей!
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: хитрость, притворство, сообразительность
«Сивка- Бурка» русская народная сказка (в обработке М. Булатова).
1. Герой: Иванушка
2. Что хотел герой: хотел поймать коня
3. Что мешало: сила, увертливость коня
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: взял, пошел, пришел, сел, сидит, не спит, жует, дожидается, подкрался, накинул, вскочил, ухватился
5. Кто или что помог решить проблему: Ловкость Иванушки
6. Какой результат получился: поймал коня
7. Совет герою или жизненное правило: вот пускай никто не говорит, что раз дурак, то ни на что не годен.
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: ловкость, сообразительность, находчивость
«Крошечка - Хаврошечка» русская народная сказка (в обработке А. Н. Толстого).
1. Герой: мачеха
2. Что хотел герой: хотела извести падчерицу
3. Что мешало: корова, которая помогала Хаврошечке
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: била, журила, заставляла выполнять тяжелую работу
5. Кто или что помог решить проблему: дочери мачехи
6. Какой результат получился: мачеха не добилась своего- не извела падчерицу
7. Совет герою или жизненное правило: сделав худо, не жди добра
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: злость, жестокость
«Айога» нанайская сказка в обработке Д. Нагишкина.
1. Герой: Мать
2. Что хотел герой: хотела проучить дочь
3. Что мешало: жалость
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: просила, отдала другой девочке лепешку
5. Кто или что помог решить проблему: соседская девочка
6. Какой результат получился: Айога превратилась в гуся
7. Совет герою или жизненное правило: не тянись за красотой, тянись за разумом.
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: справедливость, мудрость
«Петух да собака» русская народная сказка
1. Герой: петух
2. Что хотел герой: хотел остаться живым
3. Что мешало: лиса
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: согласился, поставил условие, послал лису в дупло
5. Кто или что помог решить проблему: собака
6. Какой результат получился: петух остался жив, лису укусила собака
7. Совет герою или жизненное правило: хочешь остаться жив, будь умнее и хитрее своего врага
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: догадливость, хитрость, остроумие
«Лиса и козел» русская народная сказка (в обработке К.Д. Ушинского).
1. Герой: лиса
2. Что хотел герой: хотела выбраться из колодца
3. Что мешало: высота колодца
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: сидел, горевал, разговаривал с козлом, звал к себе
5. Кто или что помог решить проблему: козел
6. Какой результат получился: Лиса выскочила из колодца, а козел остался там
7. Совет герою или жизненное правило: хитростью из беды легко выйдешь
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: хитрость, сообразительность
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин
1. Герой: лягушка
2. Что хотел герой: хотела отправиться с утками на юг
3. Что мешало: отсутствие возможности летать
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: нашла, предложила, зацепилась
5. Кто или что помог решить проблему: догадливость лягушки, утки
6. Какой результат получился: она полетела, не удержалась и оказалась в другом болоте
7. Совет герою или жизненное правило: знай, сверчок, свой шесток
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: догадливость, смелость, смекалку
«Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин
1. Герой: поп
2. Что хотел герой: хотел оставить своего работника без расплаты
3. Что мешало: мешала исполнительность Балды
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: заказал трудную службу, требовал исполнить.
5. Кто или что помог решить проблему: попадья
6. Какой результат получился: поп расплатился за работу Балды своим лбом
7. Совет герою или жизненное правило: Скупой платит дважды
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: скупость, жадность, расчетливость
«Горшок каши» Братья Гримм
1. Герой: мать
2. Что хотел герой: хотела остановить варить горшок
3. Что мешало: забыла волшебные слова
4. Что делал герой, чтобы решить проблему: испугалась, побежала, ела, горевала, звала
5. Кто или что помог решить проблему: дочь
6. Какой результат получился: горшочек остановился и перестал варить
7. Совет герою или жизненное правило: всегда плохо бывает, когда знаешь что-нибудь на половину
8. Какие свойства характера приобрел при решении проблемы: несобранность, недальновидность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.Задачи:-Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального конта...
Методическая разработка " Организация и проведение музыкально-игрового тренинга"
Методическая разработка " Организация и проведение музыкально- игрового тренинга".используя музыкально- игровой тренинг поможет музыкальному руководителю мотивировать детей на взаиную работу с педагог...
«Методическая копилка игрового оборудования для организации современных сюжетных игр»
перечень сюжетно-ролевых игр и необходимого к ним материала...
Конспект Организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для курсов переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений муниципально
Игровой тренинг «Сказочное путешествие» для детей среднего дошкольного возраста. Примерная Программа, по которой работает ДОО: «От рождения до школы» Н.. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василь...
Копилка ТРИЗ-минуток Младший дошкольный возраст
Копилка ТРИЗ-минутокМладший дошкольный возраст...
Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»
Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»...