Кладовая природы
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Позновательно - исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kladovaya_prirody2.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кладовая природы»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественное развитие», «Социально-личностное развитие».
Программные задачи: 1. Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней. 2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности. 3. Познакомить детей с природным явлением – вулкан, развивать познавательную активность детей. 4. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Активизация словаря: мрамор, горный хрусталь, кремень, известняк, яшма, гранит, вулкан, кратер, лава.
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость.
Ход.
В группе появляется гостья.
Королева: Здравствуйте, дети! Я – королева горной страны. Я создаю горы из различных пород и камней. А самая прекрасная часть моего королевства находится на Северном Кавказ в удивительной и гостеприимной Республике Карачаево-Черкессия, в которой вы живитё. И самые красивые и величественные горы можно увидеть в таких заповедных местах как Домбай, Архыз, Теберда. Прослышала я что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её.
Ребята, я пришла к вам за помощью , у меня случилась беда. Злой колдун похитил главную тайну камней и теперь разрушает мою горную страну, превращая камни в песок. Чтобы развеять его злые чары мне нужно поделиться своими знаниями о свойствах камней . Я приглашаю Вас в свою природную кладовую. Но попасть туда можно только превратившись в гномов. Ребята вы согласны отправиться вместе со мной.
Волшебные слова .
Колпачки я вам надену ,
В гномов добрых превращу.
В кладовую горных камней
Вас сегодня я впущу.
Мы три раза обернёмся-1,2.3,
Дружно за руки возьмёмся.
В горную страну пойдём.
Камни все мои спасём.
Проходите. Садитесь.
Вот мы и оказались в моей природной кладовой , где живут мои друзья камни. Сейчас мы с некоторыми из ними познакомимся. Показывает иллюстрации камней и рассказывает о них.
Кремень. С древних времён считают камнем воды и огня. Из него можно добыть искру, именно этим качеством пользовались древние люди.
Яшма. Это полудрагоценный камень из которого делают украшения.
Горный хрусталь -его прозрачные кристаллы похожи на лёд. Его в древние времена считали магическим, целебным камнем.
Известняк. Состоит из раковин морских животных и их обломков, называется ещё ракушечником.
Гранит -
Все эти камни добывают из горных пород.
Гномики, а кто из моих друзей камней вам больше запомнился, (закрепляют название).
Чтобы рассеять злые чары колдуна и узнать свойства камней мы проведём вместе несколько опытов.
Посмотрите, у вас подносах есть камни. Какие они? Правильно, одни гладкие, круглые – морские , такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые.
1.Опыт «Изменение формы»
Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать камень и посмотреть что произойдёт). Делаем вывод?
2.Опыт «Плавучесть» Гномики берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Королева обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
3.Опыт «Есть ли в камне вода». (проводит королева)
В камне есть вода? Как проверить?( Нагреть, подставить зеркало и стекло – появятся ли капли).
Мы исследовали свойствами камня, какой сделаем вывод: Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держаться друг за другу.
« Гора и камешки». Королева «гора», а дети « камешки» . Гномы подходят к королеве по одному, называя какое-либо свойство камня , берутся за руки , образуя круг. Королева просит сомкнуться их в узкий круг, поднимая руки вверх. Таким образом они образуют высокую , сильную, величавую гору.
Королева просит гномов встать в к руг и проводит физминутку.
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте) По дороге гриб нашли (наклоны вперед) А за ним-то раз, два, три (наклоны в стороны) Показались еще три! (руки вперед и в стороны) И пока грибы срывали (наклоны вперед) Гномы в школу опоздали (руки к щекам, покачать головой)
Гномики садятся за столы
Королева: Друзья , но горы бывают разные есть ещё и огнедышащие горы это вулканы.
Послушайте одну легенду. (звучит национальная музыка)
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел.
- Вулкан работает, - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Друзья, разные вулканы извергаются по – разному . Иногда они как – будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменные дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
Друзья, давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана.
Королева готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».
Спасибо , вы очень помогли мне вернуть тайну камней и чары злого колдуна рассеялись.
Показывает камни-сокровища.
Гномики , подойдите ко мне .Встаньте вокруг меня и посмотрите, какие они красивые.
Настала пора прощаться и в детей Вам превращаться .
Мы три раза обернёмся 1.2.3. и друг другу улыбнёмся
Возвращаемся назад.
В свой любимый Детский сад.
Колпачки волшебные в подарок примите.
В кладовую природы ко мне приходите.
До свиданья детвора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Кладовая природы"
В данной работе раскрывается вопрос о комнатных растениях. Для красоты мы их выращиваем у себя дома, или для пользы? Чем они служат нам? Просто ли украшают дом?...
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы (старшая группа) "Кладовая природы"
Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе на тему: "Кладовая природы"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Кладовая природы"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению, в НОД прослеживается интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное твор...
Тема недели «Витамины из кладовой природы»
материал в уголок родителей...
планирование воспитательно - образовательной работы в подготовительной группе по теме " Витамины из кладовой природы"
Планирование работы с детьми на неделю по теме "Витамины из кладовой природы"....
Презентация "Путешествие в кладовую природы"
В презентации представлены наиболее распрастронение лекарственные травы, а также правила их сбора....
НОД: «Секреты кладовой природы»
Открытое занятие с детьми от 2-3х лет по познавательно-экспериментальной деятельности...