Особенности гендерного подхода в коррекционной логопедической работе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. В наше время возрождаются традиции раздельного воспитания и обучения детей. Это обусловлено различиями психологии мальчиков и девочек, что доказано наукой.
Нейрофизиологи установили, что мозг мальчиков и девочек устроен по разному, а индивидуальные особенности базируются на генетических факторах, заложенных ещё до рождения; разные темпы физического созревания, разные уровни активации, различные интересы, разные эмоциональные доминанты. В.Ф. Базарный выдвинул идею о необходимости поло-ролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_po_gend.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 «РЕЧЕНЬКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО
Выступление
на семинаре инструкторов по физической культуре
Особенности применения гендерного подхода
в коррекционно-логопедической работе.
Подготовила учитель-логопед
Кузнецова О.В.
г. о. Ступино 1918 год.
«Какую громадную, ни с чем
несравнимую роль играет воспитание
детей обстановка среди которой они живут…
Тот, кому удаётся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени»
Е.Л. Тихеева
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. В наше время возрождаются традиции раздельного воспитания и обучения детей. Это обусловлено различиями психологии мальчиков и девочек, что доказано наукой.
Нейрофизиологи установили, что мозг мальчиков и девочек устроен по разному, а индивидуальные особенности базируются на генетических факторах, заложенных ещё до рождения; разные темпы физического созревания, разные уровни активации, различные интересы, разные эмоциональные доминанты. В.Ф. Базарный выдвинул идею о необходимости поло-ролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Девочки и мальчики – это два разных мира. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по своему прекрасными, какими создала их природа.
Дошкольный период детства является наиболее значимым для гендерной социализации девочек и мальчиков, а так же для речевого развития детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я девочка. Я мальчик».
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни
дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные особенности дошкольников. Следует создать условия для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического воздействия, соответствие методов руководства и содержания игр для детей разного пола.
Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки — с помощью слуха. У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетичекую основу. Девочкам характерны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешнее адаптируются к новым условиям. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались.
Особенностью мальчиков, по мнению учёных, является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как его самого воспринимают окружающие.
Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагогам нужно учитываем эту особенность, и самый трудный материал планировать на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные.
Для организации оптимального процесса обучения мальчиков можно использовать принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия (и не только) в группе мальчиков проводить в быстром темпе. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе
позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными.
Реализуя гендерный подход в коррекционной логопедической работе, я использую следующие формы, методы и приёмы работы:
- на протяжении всего периода обучения ведётся работа по воспитанию культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам;
- работа по развитию связной речи в процессе использования элементов театрализованной деятельности: роли для мальчиков, роли для девочек;
- работа по развитию лексико – грамматического строя речи при изучении лексических тем.
В логопедической работе с девочками я придерживаюсь определённых принципов:
- невысокий темп подачи материала, использование красочности с предпочтение красного спектра;
- при сообщении важного момента концентрация внимания на нем;
- эмоционально окрашенная подача материала;
- увеличение количества повторений пройденного материала;
- подача материала от частного к общему;
- подача абстрактных понятий через примеры из реальной жизни.
А на подгрупповых занятиях с мальчиками придерживаюсь принципов:
- быстрый темп подачи материала;
- высокая двигательная активность;
- поисковая деятельность, элементы соревновательности;
- большое количество логических заданий;
- четкость и немногословность в объяснении материала.
У девочек к концу дошкольного возраста активнее обогащается лексика, в рассказах много существительных и прилагательных, что свидетельствует об их внимании признакам предметов и явлений.
К концу дошкольного возраста мальчики умеют:
- логически оперировать элементами языка;
- составляют сложные синтаксические конструкции;
- большой объем высказываний;
- много глаголов;
- рассказы характеризуются большой динамичностью.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Обязательная образовательная деятельность, как учителя-логопеда, так и инструктора по физической культуре предусматривает поло-ролевые особенности. Для чего создаётся специальная обстановка, в которой дети живут и занимаются, создаётся руками педагогов наглядный и игровой материал.
Таким образом, для более эффективного развития и коррекции речи, необходимо учитывать поло-ролевые особенности детей, но самое важное – это индивидуальный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)
Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...
Информационные технологии как инновационный подход к реализации ФГТ в коррекционно-логопедической работе ДОУ.
Включение в коррекционно-образовательный процесс новых педагогических технологий, которые позволяют достигать более высоких результатов в коррекции устной речи воспитанников: мультимедийных през...
Особенности применения гендерного подхода в коррекционной логопедической работе.
Учет психологических различий в логопедической работе требует иной его организации с мальчиками и девочками....
Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Орган...
Статья из опыта работы «Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»
Статья из опыта работы«Комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.»...
Обмен опытом по «Использованию технологии индивидуализации и принципа гендерного похода в коррекционно-образовательный работе с воспитанниками» Клочковой Н.Н.
В современных условиях модернизации системы образования в Российской Федерации, а также введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое вни...
методические рекомендации по теме "Особенности коррекционно-логопедической работы"
Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача — коррекция речевого нарушения и п...