Мастер – класс на тему: Брей – ринг «Берегите природу»
статья на тему

Никитина Кристина Андреевна

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле.

 Одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их   быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_ekologiya.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему:

Брей – ринг «Берегите природу»

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Воспитывать любовь к природе.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

Природа – это самая лучшая из книг.

Написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н.Гарин-Михайловский.

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.

Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь).

(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)

Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.

Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.

Раунд  № 1 «Законы природы»

Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем».

В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром».

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше».

Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Раунд № 2 «Экологическая разминка»

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
  2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
  3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
  4. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
  6. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
  7. Самец кукушки. (Кукух)
  8. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
  9. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  10. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
  11. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на «кошках» лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. «Знайте все: я тут живу». Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.
  12. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
  13. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

Раунд  № 3 «Простые истины»

На каждом столе  по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача: объяснить педагогическую ситуацию.

1. Педагогическая ситуация

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

2.Педагогическая ситуация

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации

  1. Педагогическая ситуация

 На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

4. Педагогическая ситуация

Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

Раунд № 4 «Почемучки»

  1. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой?(потому что красный цвет – сигнал опасности)
  2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
  3. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
  4. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
  5. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
  6. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)
  7.  Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)
  8. Почему в зимний день на окнах появляются узоры? (Морозные узоры - это скопление мельчайших ледяных кристалликов. Главная причина возникновения ледяных кристаллов является очень высокая влажность и охлаждение стекол продолжительное время).
  9. Отчего кошка часто умывается, а собака – нет? (Кошка умывается по многим причинам. Но в отличии от собаки кошка охотится в засаде. она может часами выслеживать и дожидаться добычу. И тут главное-не спугнуть своим запахом добычу. А собака добычу добывает гонясь за ней . Тут не играет роли запах собаки. Скорее всего собаке важнее сильные ноги и выносливость. А раз так, то зачем собаке умываться постоянно? А кошке надо убрать запах от зубов, ушей).
  10. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Пышный хвост помогает им в качестве руля во время прыжков с дерева на дерево. Он же, как раскрытый парашют, позволяет животному легко приземлиться с самого высокого дерева)

Раунд № 5 «Народные приметы»

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Воробьи в пыли купаются – к дождю

- Около луны звезда народилась – к потеплению

- Собаки катаются – к пурге

Раунд  № 6 «Черный ящик»

Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьезной экологической проблемой.

  • Назовите, что лежит в черном ящике?

Ответ: бумага.

Берегите природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

                                     Ирина Трофимова


Заключение

Дети старшей группы приготовили  подарок, лебедь из бумаги.

Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!

От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.

Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.

В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя!
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристый голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои края родные,
Свои родные, милые места!

 Я благодарю вас за участие в моем мастер – классе. Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для детей «Брейн-ринг» «Берегите природу»

Воспитывать, прививать любовь к природеи воспитывать бережное отношение к ней...

Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Данный материал будет интересен тем педагогам, которые привлекают к сотрудничеству родителей по валеологическому просвещению.Цель: содействие становлению культуры здоровья детей и валеологическом...

Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Данный материал будет интересен тем педагогам, которые привлекают к сотрудничеству родителей по валеологическому просвещению....

Мастер-класс плакат по экологическому воспитанию «Берегите природу!»

Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, актуальная проблема нашего времени....

Мастер класс для родителей "Я здоровье берегу*

Здоровьесберегающие технологии ...

Мастер-класс для педагогов "Финансовый ринг"

АннотацияДеловая игра для педагогов «Финансовый ринг» разработана в целях закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации дел...