Мастер – класс на тему: Брей – ринг «Берегите природу»
статья на тему
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_ekologiya.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему:
Брей – ринг «Берегите природу»
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Евгений Евтушенко
Природа – это самая лучшая из книг.
Написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.
В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, я предлагаю вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды)
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
Первое задание каждой команде вспомнить и пояснить эти законы, привести пример.
Раунд № 1 «Законы природы»
Четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Раунд № 2 «Экологическая разминка»
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
- Самец кукушки. (Кукух)
- Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)
- Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на «кошках» лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки -все это метки медведя. «Знайте все: я тут живу». Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.
- Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
Раунд № 3 «Простые истины»
На каждом столе по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача: объяснить педагогическую ситуацию.
1. Педагогическая ситуация
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
2.Педагогическая ситуация
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации
- Педагогическая ситуация
На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:
«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает: «Просто так…»
*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
4. Педагогическая ситуация
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?
Раунд № 4 «Почемучки»
- Почему красную книгу называют красной, а не зеленой?(потому что красный цвет – сигнал опасности)
- Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)
- Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)
- Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)
- Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)
- Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)
- Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)
- Почему в зимний день на окнах появляются узоры? (Морозные узоры - это скопление мельчайших ледяных кристалликов. Главная причина возникновения ледяных кристаллов является очень высокая влажность и охлаждение стекол продолжительное время).
- Отчего кошка часто умывается, а собака – нет? (Кошка умывается по многим причинам. Но в отличии от собаки кошка охотится в засаде. она может часами выслеживать и дожидаться добычу. И тут главное-не спугнуть своим запахом добычу. А собака добычу добывает гонясь за ней . Тут не играет роли запах собаки. Скорее всего собаке важнее сильные ноги и выносливость. А раз так, то зачем собаке умываться постоянно? А кошке надо убрать запах от зубов, ушей).
- Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Пышный хвост помогает им в качестве руля во время прыжков с дерева на дерево. Он же, как раскрытый парашют, позволяет животному легко приземлиться с самого высокого дерева)
Раунд № 5 «Народные приметы»
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Продолжите народную примету, связанную с погодными явлениями.
- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
- Ворона кричит зимой – к метели
- Лягушки квакают – к дождю
- Воробьи в пыли купаются – к дождю
- Около луны звезда народилась – к потеплению
- Собаки катаются – к пурге
Раунд № 6 «Черный ящик»
Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьезной экологической проблемой.
- Назовите, что лежит в черном ящике?
Ответ: бумага.
Берегите природу
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ирина Трофимова
Заключение
Дети старшей группы приготовили подарок, лебедь из бумаги.
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру!
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней.
Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.
Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя!
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристый голос у ручья.
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои края родные,
Свои родные, милые места!
Я благодарю вас за участие в моем мастер – классе. Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра для детей «Брейн-ринг» «Берегите природу»
Воспитывать, прививать любовь к природеи воспитывать бережное отношение к ней...
Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Данный материал будет интересен тем педагогам, которые привлекают к сотрудничеству родителей по валеологическому просвещению.Цель: содействие становлению культуры здоровья детей и валеологическом...
Мастер-класс для родителей «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Данный материал будет интересен тем педагогам, которые привлекают к сотрудничеству родителей по валеологическому просвещению....
Мастер-класс плакат по экологическому воспитанию «Берегите природу!»
Экологическое воспитание дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, актуальная проблема нашего времени....
Мастер класс для родителей "Я здоровье берегу*
Здоровьесберегающие технологии ...
Мастер-класс для педагогов "Финансовый ринг"
АннотацияДеловая игра для педагогов «Финансовый ринг» разработана в целях закрепления знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В процессе организации дел...