Характеристика действующих программ (традиционных, экспериментальных) экологического образования.
учебно-методический материал на тему
Характеристика действующих программ (традиционных, экспериментальных) экологического образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Характеристика действующих программ (традиционных, экспериментальных) экологического образования.
Все действующие программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»
Кроха» - программ. воспит. дет. ран. возраста в семье и ДОО. выделяет ряд обстоя-тельств, кот. взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Даны рекомен-дации, что и как можно наблюдать с детьми в разн. сезоны, как проводить с ними игры на при-роде и с природ. матер.«Радуга» подраздел«Мир природы» яв-ся составляющей познавательного развития детей, в рамках кот им дают информа-ию познавательные процессы, формируют отно-шение к окруж. миру, создает у детей образмира, целостное представление об окруж., много занятий, посвящен. растениям, живот, планете Земля и строению Солнеч.системы. Детям дают географич знания и экзотические сведения (при-рода Африки, динозавры и др.), на основе сезон. наблюдений составл.«портреты» каждого меся-ца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошк. получают много интерес. зна-ний, но недостаточно - экологических. Они учат-ся созерцать природу, эмоционально откликать-ся на ее состояние, но важно и осмысливать уви-денное. Включены привлекательные в познава-тельном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать цен-ное отношение к ней. частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений. «Детство», раздел «Ребенок открывает для себя мир приро-ды» предполагает обязатель.знаком разными явлениями из жизни растений, животных, их со-обществ. Программа включает 4 блока для кажд возраста: сведения о растен, живот как предста-вителях жив.в мире природы (особенности внеш.строения и жизненных функций, связь жи-вых существ со средой обитания, их неповтори-мость); «Истоки» Подраздел «Природа и ребе-нок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает хар-ку возрас возможностей, задачи и показатели развития, содерж и условия педагог.работы. Осн внимание сосредоточено на развитии познавател интереса к явлениям природы. она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой приро-да рассматривается как ценность во всех аспек-тах человеческого развития – познавательного, эстетич, нравствен. и физич. «Развитие», цель развитие интеллектуал и художеств способност дошк, Ознакомл. с природой, явл-ся одним из средств развития способност дет и не ставит задач их эколог воспитания. обучаются прост. формам символического отражения объ-ектов природы, их состоян, взаимосвязи в природе.
Программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова. для 5-7 лет Основ. цель-воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творч. личности, способной понимать и любить окруж. мир, природу и бережно относиться к ним. содерж. базовый компонент, кот. конкретизиру-ется с учетом местных условий: эколого-геогра-фическ, национально-культурных. состоит из 10 блоков. Кажд. включает обучающий и воспиты-вающ. компоненты-знания о природе и развитие детей с разных аспектов отношения к ней (забо-ты, умения видеть красоту и др.) 5 блоков расс-матривает область нежив.природы (вода, воздух, почва и др.), 3 блока посвящены жив. природе – раст., живот. и экосистеме леса, 2 – взаимодей-ствию человека с природой. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место челов. в ней. У детей формиру-ются первые представления о существ. в приро-де взаимосвязях и на этой основе – начала эколог. мировоззрения и культуры, ответствен. отношения к окруж среде, к своему здоровью. Больш. значение придается нравствен аспекту: развитию представлений о самоценности при-роды, эмоцион. положительн. отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамо-тного и безопасн. поведения в природе и быту. Дети приобретают первоначал. умения, позво-ляющие им участвовать в посильн практич. дея-тельности по охране природы родного края. име-ет методич обеспечение по созданию развив среды в ДОУ, рекомендации по ознакомлен. дет. с водой, воздухом. автор обращает внимание на отходы, которые в > кол-ве производит чел. и, кот. составляют реальную опасность для приро-ды. «Юный эколог»С. Николаева, создана на основе собственной Концепции экол.воспитания дошк. направлена на формирование начал экологич. культуры у детей 2-7 лет в условиях ДОУ.состоит из 2-х подпрограмм: «Эколог. восп дошк.»;«Повышение квалиф-ции дошк. работн. по экологич. воспит. детей».Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слы-шу-осязаю»), эмоциональном взаимдействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Осн. целиподпрограммы: ознакомлен. детей с окруж.миром: разнообразием раст,живот, сезонных явлений, деятельности чел. в природе; формирование у реб. осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.Эколог. подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.Основные компоненты программы:
передача ЗНАНИЙ об окружающем мире формирование ОТНОШЕНИЯ к природе
Программа включает в себя:концептуальный научно обоснованный психолого-педагогическ. взгляд на проблему экологич. воспитания дошк.;
экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в ДОУ, так и в семье;
подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экол.культуры, эколог. грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);технологию формирования начал эколог. культуры во всех возрастных группах. Началом работы по эколог. воспитанию детей в доу яв-ся правильная организация природной зоны, той части помещения и участка доу, на которой растут растения, содержатся какие-либо животные.
ПРОГРАММА «ЭКО-ШКОЛЫ/ ЗЕЛЁНЫЙ ФЛАГ» направленная на эколог.образование, менеджмент и сертификацию школ.появилась в 1994 г. в ответ на задачи, поставленные Международ. конференцией по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992).На начал. этапе программа проводилась только в Европе и при финансовой поддержке Европейской Комис-сии. Решение о присуждении Зелёного флага принимается на национ. уровне, на основании сданного школой отчёта о проделан работе, и утверждается международ координатором. Флаг вручается на один год. Он вручается всем образ. учреж. которые успешно работают по программ-ме, за выдающийся вклад в улучшение качества окружающей среды и пропаганду устойчивого развития. К флагу выдаётся сертификат установленного образца. 7 ШАГОВ ПРОГРАММЫ.Создание Экологич. совета школы. Исследование экологич. ситуации в школе и её ближайшем окружении. Разработка плана действий. Мониторинг и оценка выполнения плана. Включение эколог. тематики в школьные курсы.Предоставление информации и сотрудничество.Формулировка и принятие Экол. кодекса. Программа имеет 4 обязат.темы: «Вода», «Энергия», «Мусор», «Изменение климата».способствует воспитанию подраст. поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окруж. среды и приумножение её богатств, умеющего работать в команде и участвовать в принятии решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по курсу "Экологическое образование"
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное зна...
программа по курсу "Экологическое образование"
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное зна...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
В помощь педагогам по экологическому образованию дошкольников...
Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического ...
Программа эстетико-культурно-экологического образования "Югорские самоцветы"
Программа "Югорские самоцветы" направлена на развитие у дошкольников представлений о многообразии растительного мира нашего края и рассчитана на работу с детьми младшего, ср...
Характеристика образовательной программы подготовительной группы 6-7лет, на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программа воспитателя ДОО Волчковой В.С. с учётомФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Подготовительная группа...
педагогический проэкт по экологическому воспитанию « Реализация опытно- экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей.»
программа расчитана на возраст 3- 8лет детей дошкольного возраста...