педагогический проэкт по экологическому воспитанию « Реализация опытно- экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей.»
материал
программа расчитана на возраст 3- 8лет детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eklologiya.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма 5
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад № 4 «Сказка»
Педагогический проект
« Реализация опытно- экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей.»
Подпись конкурсанта:
Мануилова
Елена
Николаевна.
г.Нижневартовск 2021г.
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта……………………………………………..1стр.
2.Обоснование необходимости проекта…………………………………..1 стр.
3. Цели и задачи проекта…………… ……………………………………..2стр.
4.Основное содержание проекта…………………………………………..3 стр.
5. Механизм реализации проекта………………………………………….5стр.
6. Характеристика условий реализации проекта ( ресурсы)…………….8 стр.
7. План реализации проекта………………………………………………..9стр.
8. Результаты и социальный эффект проекта……………………………..10стр.
9. Перспективы дальнейшего развития……………………………………10 стр.
Приложение
1.Краткая аннотация проекта.
Проект составлен на основе интегративного подхода организации образовательного процесса с учётом метапредметных связей (развитие речи, коммуникативных способностей, воображения). Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью словесных, наглядных и практических методов.
2.Обоснование необходимости проекта.
Педагогический проект направлен на разрешение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившихся в современном дошкольном образовании.
Цель педагогического проекта заключается в создании условий для формирования целостного мировоззрения детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Предполагаемая система работы направлена на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанникам; качественного формирования интегративных качеств личности выпускников ДОУ, социальной адаптации воспитанников, нормализации социальных контактов детей с окружающими людьми.
Возможность профессиональной самореализации педагога как участника реализации опыта.
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются дети старшего дошкольного возраста.
Данное направление обеспечивало стремление детей к продолжению работы при возникновении явных затруднений в выполнении предложенных заданий.
Реализация проекта осуществлялась через непосредственную работу с детьми, просветительскую работу с субъектами образовательного процесса (педагоги, родители/законные представители), создание информационно – развивающей предметно – пространственной среды.
Выбор темы «Реализация опытно- экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков)
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов ( Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной ( Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Тимашевская, О.В. Афанасьева), становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности (А.Н. Соколов, О.К. Тихомиров).
Актуальность педагогического проекта: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Новизна разработки: в своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
3. Цель проекта: создание условий для формирования целостного мировоззрения детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи проекта:
1.Выявить особенности проявления исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании, определить и охарактеризовать уровни исследовательской активности.
2. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.
3. Определить эффективность разработанных педагогических условий процесса развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.
4. Формировать у детей старшего дошкольного возраста логическое диалектическое мышление;
-развитие собственного познавательного опыта;
-поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;
5. Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения в их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия:
- развитие творческого воображения, мышления;
- раскрытие и развитие восприятия красоты растительного мира;
- формирование культурно-экологического сознания;
6. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и гуманное отношение к растительному миру.
7. Оценить эффективность применения поисково-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников через результативно-сравнительный анализ.
Объект исследования – процесс становления и развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.
Предмет исследования – экспериментирование старших дошкольников с предметами и материалами в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Методы обеспечения проекта:
- Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и
эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
-Проведение опытов (практических).
-Беседы (конструктивные).
4. Основное содержание проекта
Педагогический проект имеет четкую теоретическую проектную позицию,
основанную на анализе, специальной литературы, сформулированную в ходе
концептуализации проекта: определена методологическая база, выработана
стратегия реализации.
Теоретическая значимость проекта:
-уточнено понятие исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, и ее показатели;
-определены исследовательские умения, освоение которых способствует развитию самостоятельности исследовательского поиска старших дошкольников в экспериментировании;
Практическая значимость состоит из:
- методики педагогической диагностики исследовательской активности
старших дошкольников в экспериментировании в условиях ДОУ;
-поэтапной педагогической технологии процесса развития исследовательской
активности в экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении,
-конкретизации содержания, тематики детского экспериментирования и методов развития исследовательской активности в экспериментировании;
Идея и концептуально-методологические предпосылки проекта.
Методологическая основа проекта базируется на следующих положениях: 1.Концепция личностно-ориентированного педагогического процесса (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, Н.Ф. Голованова, Г.И. Вергелес, И.С. Якиманская, В.Я. Лыкова);
2. Концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская, О.В. Дыбина, Л.М. Маневцова, И.Э. Куликовская, О.В. Афанасьева)
3. Исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, А.В.
Признание ценностей и реализация задач проекта обеспечивается соблюдением ряда психолого-педагогических принципов:
- Принцип природосообразности
Отношение к человеку как части природы, создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды.
- Принцип культуросообразности
«Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
- Принцип свободы и самостоятельности
Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к природной среде: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
- Принцип творческо-гуманной направленности:
Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с природной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Прогнозируем результат реализации проекта – это ребёнок:
- способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
- проявляющий интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
У ребенка проявляются ценностные ориентиры в познании мира ближайшего окружения:
Отношения к себе:
- выделения себя из мира природы;
- способность различать желаемое и возможное, понимание того, что значит помочь, сохранить, сберечь;
- радость познания, гордость за свой успех.
Отношение к другим:
- способность к отождествлению себя с другими, способность к обособлению себя от других.
Отношения к разным видам деятельности:
- переживание радости экспериментирования и открытия нового;
- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счет
приобщения к тому, что известно и неизвестно;
- вычленение простейших закономерностей, осознание их непреложного характера.
5. Механизм реализации проекта.
Реализация проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:
- Информационно-аналитический;
- Проектно-мотивационный;
- Содержательно-деятельностный;
- Диагностико-результативный.
Этапы реализации целей и задач проекта
На информационно-аналитическом этапе осуществляется анализ целей и задач основной программы дошкольного образования, оцениваются и интерпретируются результаты психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал экологической культуры через экспериментирования детей старшей возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Актуальное состояние и развитие детей соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка, выявляются особенности проявления экологической культуры, определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть в ходе реализации проекта.
Проектно-мотивационный этап предполагает обозначение проблемного поля в системных изменениях содержания, выборе наиболее оптимальных организационных форм экологического образования детей, в зависимости от конкретной педагогической ситуации, определение темы проекта, объекта проектирования. Формулируются задачи экологического образования детей с учетом особенностей их развития, определяются пути и средства их реализации, рационально выбираются методы и формы природоведческой работы. Отбирается необходимый дидактический, технологический материал, планируется индивидуальная и групповая работа с детьми, т.е. проектируются условия, способствующие успешной реализации целей и задач экологического образования для определенной возрастной категории детей, организуется собственная эколого-педагогическая деятельность.
Содержательно-деятельностный этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувственного отношения детей к объектам живой и неживой природы, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа ведется сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к проектно-игровой деятельности по сбору информации и оформлению станций на территории детского сада (используются разнообразные формы работы с детьми по экологическому экспериментированию);
- работа с родителями по привлечению их к проектной деятельности на основе использования разнообразных форм, средств экологического воспитания детей;
- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению результатов реализации проекта.
На данном этапе используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями.
Формы и методы работы с детьми:
-экологические беседы;
-наблюдения в природе;
-экскурсии в природу;
-целевые прогулки;
-познавательные вечера;
-экологические конкурсы;
-экологические акции;
-решение экологических ситуативных задач;
-ситуации морального выбора;
-детские проекты;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
-труд в природе;
-«Мир-клуб» исследователей природы;
- «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
- составление экологических карт;
- ведение фенологического творчества;
-экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем ;
Формы и методы работы с родителями:
-взросло-детские проекты;
-КВН, викторина;
-участие в конкурсах;
-участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
-фотовыставки;
-изготовление экологической газеты;
- подбор консультаций « Детское экспериментирование»
-памятки: « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Упражнения и проблемные ситуации для организации совместного экспериментирования», “Как помочь маленькому исследователю”,
Обогащение развивающей среды:
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности.
- приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)
- разнообразные по объему и формы сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы,
- природный материал,
- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки),
- технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- красители: пищевые и непищевые,
- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля),
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).
- измерительный материал: метр, линейка, условные мерки.
- карточки – схемы экспериментов,
Механизм мониторинга результативности проекта:
включает в себя анализ достижения целей и результатов проекта, определение направления дальнейшей деятельности в ходе дальнейшей реализации проекта и за его пределами.
- создание системы работы по внедрению опытно- экспериментальной, исследовательской деятельности в непосредственную образовательную деятельность.
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.)
- знания детей о природе.
- делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
Результаты работы по реализации опытно – экспериментальной деятельности детей:
- создание системы работы по внедрению опытно- экспериментальной, исследовательской деятельности в учебный процесс.
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей,
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);
- знания детей о природе.
6. Характеристика условий реализации проекта ( ресурсы).
Ресурсное обеспечение коррекционного процесса в свете повышения эффективности заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
Нормативно-правовые ресурсы:
-пакет документов регламентирующего характера.
-парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», С. Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
Материально-технические ресурсы:
- уголок природы в группе;
- общий цветник для организации труда в природе -зеленая зона на участке детского сада;
- природное окружение ДОУ для организации экскурсий и наблюдений;
-опытнические зоны в средних, старших и подготовительных группах;
-огород на окне в каждой возрастной группе.
- высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований.
-связь со школой;
-видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы;
- комплекты дидактических и игровых материалов (игрушки, картинки, карточки, настольные дидактические игры, книги, таблицы, схемы).
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Кадровое обеспечение:
-уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: высшее образование, Нижневартовский педагогический институт, специальность «преподаватель педагогики и психологии дошкольной», курсы повышении квалификации: «Педагогическая технология искусства прикосновения к личности», г.Ханты - Мансийск, 2009г., удостоверение № 15253; «Организационная деятельность воспитателя коррекционных групп», г. Нижневартовск, 2014 г., удостоверение №1107 .
Сроки реализации проекта – 2 года .
Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатели (1 человек) высшей квалификационной категории, родители (законные представители), детей группы 6-го и 7-го года жизни.
Целевой аудиторией являются воспитанники МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 78 «Серебряное копытце».
7. План реализации проекта:
Мероприятия | Сроки | Итоговый продукт | |||||||||||
I этап. Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта (педагогическое моделирование) Задачи этапа: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции. | |||||||||||||
1.1 Изучение нормативно-правовой документации. | сентябрь | пакет нормативно-правовых документов | |||||||||||
1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме использования экспериментирования. | сентябрь | выводы о степени разработанности и об особенностях применения экспериментов в образовании старшего дошкольника | |||||||||||
1.3 Разработка концепции применения | сентябрь | педагогический проект | |||||||||||
1.4. Анализ условий реализации проекта | сентябрь | Ресурсная база проекта | |||||||||||
1.5. Определение критериев оценки и способов мониторинга | сентябрь | Механизм мониторинга реализации проекта | |||||||||||
2 этап. Диагностика уровня развития детей Задачи этапа: изучить уровень знаний, провести углубленный анализ. | |||||||||||||
2.1 Полное обследование с углубленной диагностикой. | Сентябрь | результаты обследования | |||||||||||
2.2. Фиксация результатов обследования. | Сентябрь | результаты обследования | |||||||||||
3 этап. Внедрение педагогического проекта в работу с детьми дошкольного возраста Задачи этапа: непосредственное внедрение педагогического проекта | |||||||||||||
3.1 Организация работы (на основе методики определение разновидности занятий, их продолжительность, периодичность) | -методика занятий с использованием опытов. | ||||||||||||
3.2 Поэтапное включение в работу проекта
| -конспекты занятий | ||||||||||||
3.3 Организация преемственности в работе с воспитателем группы | До 15 .09. | перспективный план взаимосвязи с воспитателем | |||||||||||
3.4.Семинар–практикум «Ознакомление воспитателей как использовать эксперименты в работе с детьми» | декабрь | Повышение информационной компетентности воспитателей | |||||||||||
4.5.Знакомство родителей. | |||||||||||||
- выступления на родительских собраниях, | Октябрь Февраль Май | Повышение информационной компетентности родителей | |||||||||||
- организация открытых просмотров занятий | Ноябрь Март | ||||||||||||
- консультации | Еженедел. | ||||||||||||
- беседы | Еженедел. | ||||||||||||
4 этап. Анализ полученных данных и сопоставление с полученными результатами Задачи этапа: произвести анализ и систематизацию полученных результатов | |||||||||||||
4.1. Мониторинг результатов реализации хода проекта | Январь, май 1-го года Сентябрь, январь 2-го года | -результаты обследования -графическое отображение, - результаты анкетирования | |||||||||||
4.2. Итоговое оценивание | Май 2-го года | ||||||||||||
4.3 Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов | Январь, май, сентябрь, январь, май | - аналитическая справка - педагогический проект | |||||||||||
4.4 Совершенствование системы мониторинга: - разработка системы измеримых показателей; - разработка процедуры оценки; | Ноябрь, апрель 1-го года Ноябрь, апрель 2-го года | Инструментарий, критерии оценки. Диагностический материал |
Ожидаемые результаты:
-будет обеспечена положительная динамика качественных показателей высокого уровня развития через опытно-экспериментальной деятельности до 100%;
-будут реконструированы отношения педагога, выработана стратегия партнерской деятельности воспитателя и воспитанников в процессе обучения;
-повысится педагогическая компетентность и информационная культура субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей);
-будет обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах развития детей в экологии через опытно-экспериментальной деятельности..
-доля воспитанников, получающих образование с использованием экспериментирование, увеличиться по сравнению с предыдущим периодом
на 30%;
-доля педагогов, владеющих и применяющих экспериментирование в образовательном процессе, увеличится на 20% ;
- информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, конкурсах федерального уровня, в средствах массовой информации, интернет-ресурсах.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В дальнейшей своей работе предполагаю применение эффективных способов использования опытов, что позволит совершенствовать методы и приемы работы. Необходимо расширять арсенал образовательных ресурсов как за счет готовых информационных продуктов, так и разработкой собственных. Планирую систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал и организовать практико-ориентированный семинар на тему: «Реализация опытно – экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей».
Литература:
- Дыбина О.В. : Неизведанное рядом – М. 2001, творческий центр « сфера».
- Рыжова Н.А.: Наш дом- природа – М. 1998.
- Иванова А.И.: Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М.2003, творческий центр « сфера».
- Методические рекомендации: организация экспериментальной деятельности дошкольников – М. 2004, издательство « Аркти».
- Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
- Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин, Н.В. Лаврова. - М.: Просвещение, 1965.-295с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3.
- Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Локтионова З.А., Варыгина В.В. Поисково-познавательная работа в детском саду // Методист. - 2006. - №8.
- Махмутов М.М.Проблемное обучение. - М., 1975.
- Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. - М., Серия Педагогика и психология". - №2. – 1979.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
- Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др. - М.: Просвещение, 1997.
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. - М., 2007.
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. – 1997. - №1
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Результаты исследования уровня овладения воспитанниками экспериментальной деятельностью.
Данное исследование проводиться с целью выявления уровня овладения воспитанниками старшего дошкольного возраста навыками экспериментирования. Осуществляется по окончанию каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май).
Этапы | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Критерии, уровни усвоения
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; | Устойчивый интерес | |
- интрига и сюрпризные моменты | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование | ||
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дета самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; | выводов эксперимента при поддержке педагога |
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов | ||
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют | - проблемные вопросы; - пополнение уголка новыми материалами и предметами; | |
эксперимент | - приемы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование | |
- работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя; | выводов и рефлексия | ||
3 | Постановка | - изготовление | |
этап | проблемы, отыскивание метода и разработка | карточек с символическим изображением темы эксперимента; | |
самого решения осуществляются самостоятельно | - разработка совместно с детьми условных графических обозначений |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект по ознакомлению с окружающим
с элементами экспериментирования в
старшей группе (6-7 лет)
Тема: «Волшебный магнит».
Цель: знакомство с магнитом
Образовательные задачи.
-Познакомить со свойством магнита – притягивать металлические предметы. - Дать представление о том, что магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни бумага, ни другие предметы.
Развивающие задачи.
- Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту).
-Расширять средства познания и естественно-научный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы. Воспитательные задачи.
- Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе.
-Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Здоровье сберегающие задачи 1. Учить детей соблюдать правильную осанку во время работы за столом. Материал к занятию.
Демонстрационный материал: магнитный театр «Колобок», таз с водой, две заводные игрушки для игры в воде, рыцарь в доспехах – картинка, магнит, поднос с крупой и металлическими болтами и шурупами.
Раздаточный материал: магниты; предметы из разных материалов – металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги; скрепки канцелярские.
Предварительная работа. Беседы о материалах, их свойствах; чтение сказок «Колобок» и «Золушка»; беседа о легенде, как жанре народного сказания. Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход занятия.
Организационный момент.. Исполняют песню на мотив песни «Толи ещё будет»
- А у нас в саду дела – эксперименты снова,
-Сам волшебник никогда не творил такого!
-То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке. То ли еще будет, ой-ой-ой!..
- Ну, как настроение улучшилось? Тогда с хорошим настроением садимся на занятие. (Дети садятся около доски на стульчики, поставленные полукругом).
-Я хочу рассказать вам одну интересную легенду:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы.
С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.
Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).Показываю магнит. “Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит”.
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. (Дети проходят и садятся за столы) “Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент”.
У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. (Разделите на две группы, в одну тарелочку положите те предметы, которые притягиваются к магниту, а в другую – нет). Дети делают вывод, какие предметы притягивает магнит, какие нет.
-скажи, какие предметы притягиваются к магниту? Из чего они сделаны? Значит, они какие? (металлические).
- а, какие предметы не притягиваются к магниту?
- Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, деревянный кубик – не притянулся, бумажная игрушка тоже не притягивается. Значит, магнит притягивает только металлические предметы.
Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита: иголка, скрепка, шишка, кнопка, чашка, катушка ниток и т.д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает. (Уточняем, что же получилось)
- Дети, посмотрите, у меня два колокольчика. Этот колокольчик из чего сделан? (из металла), значит он какой (металлический), а этот сделан из дерева, значит он какой? (деревянный).
- Слушайте внимательно – если звучит металлический колокольчик – бегаем врассыпную; а как услышите звучание деревянного колокольчика – прыгаем на двух ногах.
Вспомнить с детьми сказку “Золушка”, где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички).
А сейчас злая мачеха перемешала гречку с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики.
- Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов).
Все дети берут магниты и выбирают шурупы, гайки.(Встают вокруг стала, на котором находится поднос с крупой). Дети садятся за столы.
-Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками (под столом вожу магнитом – двигается ключ. А другой вожу сверху, над ключом). Если дети догадались, предлагаю им сделать тоже самое с другими металлическими предметами.
Делаем вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни пластмасса, ни другие преграды.
- Хотите побыть волшебниками? (Показ, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т.д. пока держатся.
Я расскажу вам старую сказку, на новый “магнитный” лад.
Называется сказка “Колобок”.
Жили-были Дед и Баба. Не было у них ни детей, ни внучат Жили-бы Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сдеть- из бумаги, ткани, дерева … Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось. Уж мела, мела старуха по амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов. Вздохнул: “Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать. Наутро опять встали, собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать. Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку: Я колобок, колобок, Я железный бок. Я хочу гулять, Все на свете знать. Услышал его песенку заяц. Говорит: “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше. Катится, катится, а на встречу ему волк: “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше. Катится, катится колобок, а на встречу ему медведь: “Колобок, колобок, а я тебя съем!” Схватил колобка, в карман положил, идет и думает “сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться. А тут мимо горы бежала лиса. Видит – колобок к горе примагнитился. Уж очень ей есть хотелось.
Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет. Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно ходил искал. Вытащил магнит, поднял и колобку потянул и забрал его домой. С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой.
Вот и сказке конец. - Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги).
- А экран какой? (Бумажный).
- В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану? (Раскрыть секрет детям)
- Ребята, а магнит нам в группе помогает? Что у нас есть магнитное? (Магнитная доска, магнитики для крепления картинок, магнитный конструктор…)
- Сейчас, после занятия, я предлагаю вам взять магниты и обследовать группу – найти предметы, которые магнит притягивает.
-А домашнее задание такое: я предлагаю вам вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить (с помощью родителей) металлическую пластинку. Будем придумывать, и показывать новые сказки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание через эксперименты...
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...
Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Опыт работы...
Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45» Конспект непосредственно образоват...
Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...
Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....