программа по курсу "Экологическое образование"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Разрабатывая данную программу, следовала инновационным технологиям обучения, с позиции современных взглядов на экологическое образование детей дошкольного возраста ,опираясь на соответствующие методики, стремилась к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей.
Данная программа разработанна в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kopiya_Programma.docx | 21.92 КБ |
Kopiya_Rabochaya_programma_po_kursu.docx | 43.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – это единственная книга, каждая
страница, которой полна глубокого
содержания.
Г.В.Гете.
Введение.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Разрабатывая данную программу, следовали инновационным технологиям обучения, с позиции современных взглядов на экологическое образование детей дошкольного возраста, опираясь на соответствующие методики, стремились к тому, чтобы они хорошо соотносились с постепенно возрастающими познавательными возможностями детей.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошколят.
1. Общие положения.
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, можно прийти к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы –научно обоснованному и гуманистически ориентированному.
Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего, потребностью гуманно относится к природе.
Экологическое воспитание детей имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
В экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т.д. Ведущей формой деятельности для детей является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях природы и закономерностях.
Основная идея программы заключается в том, чтобы: в процессе игровых занятий, построения развивающей среды, организации индивидуальной работы с учетом возрастных и психологических особенностей детей, с использованием системы дидактических игр и упражнений, разработать психолого – педагогические условия, способствующие индивидуальному подходу к осуществлению комплексной работы по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Цели и задачи программы:
Цели программы:
1. Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.
2. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
3. Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие поведению детей в процессе реализации экологического образования.
Задачи программы:
1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.
3. Воспитывать: любознательность, любовь и интерес к родному краю, Родине, природе, уважение к людям труда.
4. Формировать основы экологического мировоззрения и культуры.
Реализацией целей программы и систем мер, отражаются в следующих этапах работы над программой:
- Анализ литературы по проблеме построения программы и разработка методики ее построения ( сентябрь – май 2008г.);
- Проведение диагностического анализа по изучению дошкольного природоведческого и экологического воспитания детей и статистическая обработка результатов (2008-2009учебный год);
- Формирование навыков экспериментального изучения, разработка программы экологического воспитания. (2009 -20010учебный год).
Внедрение программы направлено на:
- Повышение уровня знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.
- Изменение показателей подготовленности детей в плане самостоятельной экспериментальной деятельности:
-самостоятельность в процессе ухода за растениями и животными.
-умение анализировать, устанавливать простейшие причинно –следственные связи;
-формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.
- Формирование новой системы духовных ценностей базирующихся на эстетических компонентах программы.
3. Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция о правах ребенка.
- Конституция РФ, ст.38,41,43,48.
- Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития ( с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде )
- Теория А.С.Выгорского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии его полноценного развития.
- Теория Д.Б.Эльконина и А.И.Леонтьева о деятельном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности (особенно ее ведущего вида – игры) для развития ребенка.
4. Принципы построения программы.
- Основным принципом в отборе экологических знаний является принцип научности. Он предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и понятий современного естествознания. Основу экологической культуры составляет понимание детьми идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе.
- Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, - это принцип доступности. Согласно данному принципу, в программы для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности.
- Третий принцип, реализуемый в программе, - это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программе отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.
- Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи направлен на создание условий для более успешной реализации способностей детей.
- Принцип результативности предполагает получение положительного результата независимо от уровня развития ребенка.
Особенностью программы является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию национально –регионального компонентов.
5. Учебный план по курсу «Экологическое воспитание»
№ | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО | ДЛИТЕЛЬНОСТЬ |
1 | Занятия | 1 раз в неделю | 25 -30 мин. |
2 | Дидактические игры и упражнения | 3 раза в неделю | 10 -15 мин. |
3 | Индивидуальная работа | Ежедневно | 10 -15 мин. |
4 | Самостоятельная познавательная деятельность детей в специально организованной развивающей среде. | В соответствии с режимом и планом работы | На усмотрение педагога |
5 | Игры – экспериментирование, опыты | 2 раза в месяц. | 15 -20 мин. |
6 | Развлечения | 1 раз в квартал | 25 -30 мин. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для дошкольных образовательных учреждений с учетом региональных компонентов.
Тема 1. «Неживая природа осенью»
Тема занятия | Программные задачи. | Национально –региональный компонент. | Предварительная работа. | Наблюдения. опыты. | Сопутствующие формы работы. |
«Я и природа» | - Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; - Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ | Показать уникальность природы Краснодарского края, её хрупкость и, в то же время могущество. | Дидактическая игра «Природа –не природа», «Угадай, что в мешочке» | Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа». | Сбор мусора на экологической тропе. |
«Наш дом –природа» | - Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; - Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности. | Чтение худ. Литературы: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» | Аппликация «Я и природа» |
Осенние явления в неживой природе | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. | Особенности явлений природы Краснодарского края /постепенный, поздний приход осени/. Календарь природы. | Чтение худ. Литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает». | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Игра «Следы осени» |
Развлечение «Путешествие с осеннее царство» |
«Солнце –большая звезда» | - Дать представление о Солнце как о звезде. - Уточнить знания о строении солнечной системы. | Составление макета «Солнечная система» | Наблюдение за солнцем /восход и заход/, | Аппликация «Солнечная система» | |
«Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. - Роль Солнца в жизни человека. | Игра «День и ночь». | Моделирование «Смена времен года» | ||
«Знакомим детей с почвой» | - Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»; -Загрязнение почвы, возможные последствия; - Необходимость охраны почвы. | Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. | Сезонные наблюдения за опавшими листьями. | Акция «Поможем земле подготовиться к зиме» | |
Тема 2. «Растительный мир осенью»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
Экскурсия на луг. «Луг –экосистема» | - Закрепить правила поведения в природе; - Учить находить связь растений с насекомыми. - Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Показать красоту луга. Редкие лекарственные , ядовитые растения. | Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра»Угадай растение» | Наблюдение «Живые барометры» /предсказание погоды/ | Рисование «Луг осенью» |
«Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | - Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. - Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. |
Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы. | Изготовление моделей «Цвоток», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» /из засушенных листьев/ |
Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции . | Посев семян, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян |
Тема 3. «Животный мир осенью»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Поможем дождевому червю найти дом» | -Закрепить знания: почва как верхний слой земли. - Уточнить, обитатели почвы /на примере дождевых червей/, их роль в формировании почвы. | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей | Наблюдение за дождевыми червями после дождя | ||
Сравнение диких и домашних животных | - Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о верблюде | Дать представление о зубре /внешний вид, среда обитания/ |
Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для лесных животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» |
Сравнение рыб и лягушек | - Закреплять представление о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях/маскировка лягушки/ - Формировать обобщенное представление: рыбы –водные обитатели, лягушки –и воды и суши. | Правила поведения в природе. Красота окружающей природы | Игра –соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой» | Цикл наблюдений за аквариумными рыбками | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных |
«У воды, на воде» | - Учить детей замечать сезонные изменения на водоемах; -Закреплять знания: водоем как среда обитания животных и растений. | Бережное отношение к природе родного края | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема | Наблюдение за обитателями водоема | Игровое экологическое занятие «Берегите воду» |
Беседа о перелетных птицах | - Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Изготовление кормушек, заготовка кормов | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» Развлечение «День синицы» |
Обитатели нашего уголка природы, волнистые попугайчики | - Уточнить особенности внешнего вида, поведения, навыки ухода за волнистыми попугайчиками; - Обобщенное понятие «птицы» | Уход за волнистыми попугайчиками | Цикл наблюдения за попугайчиками | Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к природе» |
Тема 4 «Человек и природа»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Овощи и фрукты на нашем столе» | - Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне; - Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах. | Овощи и фрукты выращенные на Кубани отправляются в разные регионы нашей необъятной страны. | Приготовление салатов из овощей. | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур на огороде ДОУ | Сбор урожая на огороде |
«Хлеб всему голова» | - Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании; - Учить понятию «Культурные растения»; - Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу; | В Краснодарском крае выращивают рожь, пшеницу, овес, ячмень. Краснодарский край еще называют «житницей России» | Рассматривание разных колосьев, их сравнение | Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков | |
«Планета Земля в опасности» | - Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. - Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. | Роль человека в природно –охранительной работе | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный и южный полюсы | Осматривание территории детского сада, сбор мусора | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов |
«Через добрые дела можно стать юным зкологом» | - Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах ; - воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе. | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки | Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | Модель «Сухое(несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» | |
«Беседы об осени» | - Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений . | Календарь природы | Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник |
Тема 5. «Экосистема – лес»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | - Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; - Уточнить: лес как пример сообщества. | Заповедные места Краснодарского края | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом» | Экскурсия в лес | Составление схем «Цепочки питания» |
«Кто главный в лесу?» | - Учить распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника; - Закрепить, главное звено в лесу – растение; - Уточнить последствия уничтожения деревьев; _ Воспитывать бережное отношение к лесу. | Красота лесов, горные массивы, смешанные леса. | Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?» Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса | Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников» | Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?» |
Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Подсчет выброшенных елок |
Тема 6. «Неживая природа зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | - Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок | Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью. | «О воде живой и мертвой». Занятие «Берегите воду» |
«Вода и её загрязнение» | - Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; - Закрепить знания исследование воды человеком. - Необходимость экономии воды. - Вода и ваше здоровье. | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» | Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода» | Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда» | |
Беседа о воздухе | - Систематизировать знания о свойствах воздуха. - Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. | Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. | Опыты по выявлению свойств воздуха | ||
«Как рождается ветер» | - Дать представление о движении воздуха (ветре) - Роль ветра в природе и жизни человека. | Определение направления и силы ветра | Опыт со свечами «Как рождается ветер» | ||
Знакомство с термометром | - Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. | Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире | Зарисовка признаков осени | Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды. | Стенд «Окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки» |
Беседа о зимних явлениях в неживой природе | - Уточнить зимние явлениях в неживой природе: холодно, часто бывают заморозки, дует холодный, порывистый ветер. | Зимние явления природы Краснодарского края (зима теплая, часто дождливая, снег лежит не долго и т.д) | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. | ||
Поход в лес «Зимнее царство» | - Уточнить сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. - Воспитывать бережное отношение к окружающему миру | Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу. | Дидактическая игра «Чей след?» | Рисование «Зимнее царство» |
Тема 7 «Растения зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как растения приспособились зимовать» | - Учить замечать деревья и кустарники без листьев; - Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки. | Затруднения в существовании живых существ Краснодарского края | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» | |
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | - Показать зависимость роста комнатных растений от условий. - Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях. | Уход за растениями уголка природы | Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений | Определить правильность ухода за растениями дома. | |
Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» |
Тема 8 «Животный мир зимой»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. - Сезонные изменения в жизни животных. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | |
«Животные холодных стран» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Особенности погодных условий Крайнего Севера. | Чтение худ. литературы о суровом климате Арктики, о жизни в холодном климате | Изготовление модели «Животные Крайнего Севера» | ||
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Чтение книги «Экология в картинках» | Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги | ||
«Животные жарких стран» | - Приспособление животных к жизни в природных условиях; - Дать первоначальное представление о пустыне. Приспособление всего живого к погодным условиям пустыни | Домашнее задание: подобрать картинки с изображением животных жарких стран | Изготовление модели «Животные жарких стран» | ||
«Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Птицы ближайшей округи | Дидактическая игра по классификации птиц | Цикл наблюдений за зимующими птицами | Аппликация «Птицы на кормушке» |
Тема 9 «Природа и человек»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Зимовка диких и домашних животных» | - Учить детей замечать сезонные изменения в жизни животных; - Уточнить признаки домашних и диких животных. | Роль человека в жизни домашних животных | Домашнее задание: подобрать литер. о зимовке домашних и диких животных | Экскурсия на «Станцию юннатов» | |
Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…» | - Обобщение знаний детей о зиме; - Зависимость всего живого от условий окружающей среды. | Календарь наблюдений за природой | Посещение выставки «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме. | Зимний праздник | |
«Красная книга Краснодарского края» | - Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Краснодарского края | Изготовление «Красной книги» Краснодарского края | Экскурсия в городской музей | |
«Мой край родной, заповедные места» | - Воспитывать бережное отношение к природе; - Охрана редких видов животных и растений. | Кавказский государственный биосферный заповедник. «Красная поляна» | Изготовление «Красной книги Краснодарского края» | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» |
Тема 10 «Неживая природа весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдение, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Как солнце жизнь дает земле» | - Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» | |
«Весенние явления в неживой природе» | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; - Взаимосвязь с живой природой. | Весна на юге приходит раньше (потепление, первые листочки, трава…) | Сравнение признаков зимы и весны (в модели) | Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник с родителями «Весну встречаем чистотой» |
«Камни, песок, глина» | - Уточнить знания детей: песок –сыпучесть, рыхлость… Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней. | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней. | Лепка (изготовление различных изделий) из глины. | ||
«Экскурсия в парк» | - Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе. | Периоды наступления весны в Краснодарском крае. | Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам. | Цикл наблюдений «Пробуждение природы» | Работа с родителями «Окно в природу» «А знаете ли вы?» (народная мудрость) |
Тема 11. «Растения весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Растения весной» | - Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Растительный мир Кубани. Зацветают деревья: черемуха, ива, тополь. Появляются первые цветы: пролески, подснежники, крокусы, фиалки. | Сравнение: дерево – куст; куст – трава. | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. | |
«Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов | Редкие, исчезающие растения Краснодарского края. Способы их сохранения. | Дидактическая игра о цветах. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» |
«Зеленая служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями» | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. | «Огород на окне». Уход за растениями уголка природы. | Опыты с семенами. | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями. | |
Размножение растений (два занятия) | - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) | Размножение побегами (герань, бегония, фуксия), черенками (традесканция, бальзамин), листовыми черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум). | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду на занятиях по труду. | Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. |
Тема 12. «Животный мир весной»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Особенности жизни зверей весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Краснодарского края | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) | Наблюдение за парой волнистых попугайчиков в период выведения птенцов | |
«О животных, которых не любят» | - Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. - Уточнить значение внешних особенностей в жизни животных. | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий. | Изготовление модели акватеррариума. | ||
«Встречаем птиц» | - Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | |
«Когда животных в природе становится много или мало» | - Учить замечать нарушение равновесия в природе. - Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. | «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» Дидактическая игра «Невидимые нити». | |||
«Море бывает в беде» | - Приспособление диких животных к жизни в природных условиях; - Отношение современного человека с природой; - Факты отрицательного воздействия человека на природу. | Соблюдать правила поведения на природе | Чтение книги «Экология в картинках», «Отчего погибли киты», «Нефть в море», дидактическая игра «Кто в море живет?» | Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам. |
Тема13. «Природа и человек»
Тема занятия | Программные задачи | Национально –региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты | Сопутствующие формы работы |
«Земля –живая планета» | - Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра « Где чей дом?» | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» | |
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Познакомить с новыми животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма. | |
«Мы туристы» (экскурсия) | - Закреплять умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. | Закрепить экологически грамотные и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Изготовление знаков «Берегите природу» | Операция «Осторожно, муравейник!» | |
«Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» |
Беседа о Весне. | - Учить видеть сезонные изменения в природе. - Взаимосвязь живой и неживой природы. - Весенние работы на огороде, в саду, поле. | Ведение календаря природы на местном уровне. | Чтение художественной литературы о весне | Цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском огороде и участке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к основной образовательной программе воспитания и образования дошкольников "Детство" Средний дошкольный возраст. Автор-составитель: воспитатель высшей квалификационой категории Иванова Надежда Евгеньевна.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ детского сада №8 "Земляничка" "Детство"...
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование
Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч.
16.10.2020 г краткосрочное повышение квалификации. "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 72ч....
31.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ" в обьеме 108ч.
21.08.2021 г краткосрочное повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...