"Экологическая тропа"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Экологическая тропа»
Проект краткосрочный познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта: сентябрь 2015 - ноябрь 2015
Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы
Экспериментаторы: Мандрина Л.Ю.
Техническое сопровождение: Кобзева Е.В.
Количество и состав участников, в т.ч. детей (24 ребенка, педагоги, родители).
Тема проекта выбирались по инициативе взрослых и детей.
Проект выполнялся совместно ГПБУ «Мосприрода».
Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
Актуальность темы
Проект приурочен к 15-летию образования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
В концепции Проекта Экологической стратегии до 2030 года "Москва. Сохраним природу, развивая город", где экологическое образование имеет системный характер, предполагает формальнуюответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса -уровень подготовленности своих выпускников.Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями,средними учебными заведениями, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.
На уровне дошкольного учреждения наш проект «Экологическая тропа», является наиболее актуальным.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Проблема:
- Отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
- Низкий уровень экологической культуры и экологического сознания детей.
Тема: «Экологическая тропа в детском саду» в рамках «Экологических историй».
Цель:
Цель: Развитие экологической культуры и экологического сознания у детей дошкольного возраста
Задачи:
Становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления личности.
Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
Развивать интереск миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – основной (собственно познавательно-исследовательский).
III этап – заключительный: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемый результат:
• расширение кругозора в рамках экологических особенностей природы родного края;
• выработка правил безопасного поведения в природе;
• формирование стремленияк исследованию объектов природы;
• систематизация знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
• обобщение связи и цепочки объектов природы в экологическом аспекте.
Формы реализации проекта:
- Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
- Наблюдение за живой и неживой природой;
- Дидактические, настольные экологические игры;
- Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
- Труд в природе;
- Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
- Практическая деятельность;
- Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
Этапы создания и оформления тропы:
1 этап – подготовительный: (май-сентябрь 2015)
Дата | Место проведения | Содержание (описание проблемы) | участники | длительность |
Май 2015 | Группа, территория детского сада | От семечка до грядки (знакомство детей с этапами развития растений) | Дети 5 лет | В течение 4 недель |
Июнь-август | Территория детского сада | Все растет и расцветает (наблюдение за ростом и развитием растений) | Дети 5 лет | В течение 3-х месяцев |
Август-сентябрь | Территория детского сада | Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов. | Дети 5 лет | 1-2 неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Предварительная работа с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» | Дети 5 лет | последняя неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей | Дети 5 лет | 4 неделя сентября |
Сентябрь | Группа | Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку. | Дети 5 лет | 21-22 сентября |
Сентябрь | Актовый зал | Конкурсы с использованием учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» | Дети 5 лет | 25 сентября |
Сентябрь | группа | Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке. | Дети 5 лет | 28 сентября |
2 этап – основной (познавательно - исследовательский,октябрь 2015)
Работа велась поэтапно, для этого были организованы «станции».
- Станция «Грибная»
- Станция «Столовая для птиц»
- Станция «Овощная»
- Станция «Цветочная»
- Станция «На лесной опушке»
- Станция «Яблочная»
- Станция «То березки, то осинки»
1. «Грибная»
- Познакомить детей с царством грибов. Выделить группы съедобных и несъедобных грибов. Познакомить со строением грибов.
- Развивать речь учащихся и логическое мышление, ориентация в пространстве.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Форма:
На станции «Грибной» дети встретились с хозяином станции Боровичком, который стал проводником в Царстве грибов.
2. «Столовая для птиц»
Объектом для наблюдений стал скворечник:
- рассматривание домика для птиц;
- предназначение скворечника;
- наблюдение за птицами;
- кормление птиц;
- выработка правил поведения;
Особым условием стало, создание скворечника своими руками (допустима помощь родителей).
3.«Овощная»
- продолжить знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
- развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками;
4. «Цветочная»
- уточнить представления детей о разнообразии цветущих астений, их названия, строение, условия роста, способы ухода;
- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
- развивать навык опытно-экспериментальной деятельности;
Физкультурно-оздоровительная работа в форме игры «Я садовником родился».
5. «На лесной опушке»
- закрепили знания о мире животных;
- способы питания животных
- формирование первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Форма: на этой станции ребята встретились с белочкой, которая организовала познавательный процесс.
6. «Яблочная»
Объект для наблюдения, фруктовые деревья:
-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, чем отличаются друг от друга;
-польза для человека и забота человека;
7 «То березки, то рябинки»
- учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- закреплять названия деревьев и кустов, отличать их строение,внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Содержание деятельности по реализации проекта
Опыты и эксперименты
1. «Почему осенью цветы вянут» цветы на клумбе сентябрь
2. «Почему желтеют листья» деревья октябрь
3. «Я садовником родился»
4. «Хоровод заведем, полезные овощи найдем»
Риски проекта:
Непредсказуемость погоды.
3 этап - заключительный (ноябрь 2015)
В результате работы над проектом, удалось показать, что экологическое воспитание важно и актуально организовывать в условиях дошкольного учреждения для детей 5-6 лет.
Основная цель проекта, согласно проведенному исследованию, нами была достигнута, т.к были созданы определенные условия реализации детской проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения: разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересов,и без создания дополнительных пространственных условий, используя хорошо организованнуютерриторию детского сада.
Полученные данные об использовании проектно-исследовательской деятельности в рамках экологического просвещения показывают ряд его достоинств:
- более глубокое усвоение предметного содержания;
- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
- развитие творческого мышления;
- большое количество идей, их глубина, оригинальность;
- практико-ориентированная деятельность;
- вовлечение родителей в совместную экологическую деятельность;
- эмоциональная вовлеченность детей впроектно-исследовательскую деятельность, интерес к происходящему.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и уменийв рамках экологического просвещения .
Особо следует отметить преемственность экологического просвещения от ребенка к ребенку, что было реализована в рамках конкурса для средней группы при участии участников проекта из старшей группы.
Предметная деятельность в параллельной группе , по передаче опыта по строительству кормушек.
Организация экскурсии «наш гербарий» для средней группы воспитанниками, участниками проекта из старшей группы.
Организация родительного просвещения в рамках формирования экологической компетенции, через организацию круглого стола участниками которого стали воспитанники старшей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....