Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС
статья на тему

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации – взаимодействие детского сада и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характеризуется с точки зрения таких аспектов как: содружество, сотворчества, объединения. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада и  семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_.docx372.75 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребёнка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

 от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Воспитание  подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.

Закон  РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяет: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка».  Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий. 
            Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад  - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему даёт ребёнку социальный опыт. И  только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 В последнее время проблема взаимодействия ДОУ и семьи является одной из самых актуальных. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и «партнёрство» во взаимодействии. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада призваны  повысить эффективность дошкольного образования.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьёй на современном этапе - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.  ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнёрства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательных потребностей и воспитательных запросов. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями: индивидуальные и групповые беседы; советы и рекомендации для родителей в родительском уголке; творческие отчёты воспитателя и детей перед родителями (утренники, концерты); консультации для родителей; дни открытых дверей, активно использую инновационные формы и методы.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне  родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку,  потребностях  в психолого-педагогической поддержке. Изучение семьи ведется мною последовательно, системно, при этом   использую такие  методы изучения  как  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи.  Все эти действия помогают  планировать и  выстраивать работу с родителями,   подбирать интересные формы и методы взаимодействия с семьёй.

Одним из     перспективных методов  в  работе с дошкольниками в наше время   является   метод проектов.  В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родители становятся  не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнка и педагога в процессе работы над проектами, но и  непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают  свой педагогический опыт.

Реализуя проектную деятельность, мною за последние три года были разработаны  и внедрены в практику несколько проектов, отличающихся по виду, типу, продолжительности и значимости, которую они несут для дошкольника.

Формирование гражданско-патриотических чувств, воспитание гордости за подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны и  уважения к ныне живущим ветеранам нашло отражение в проекте «Поклонимся великим тем годам», посвящённом 70-летию празднования Дня Победы. Совместно с родителями в  группе были созданы  мини-музей «Военная техника», семейный альбом «Этих дней не смолкнет слава! Прабабушкам и прадедушкам посвящается…», в котором представлены семейные фотографии фронтовиков и рассказы о них, организован «Семейный маршрут по памятным местам родного посёлка».   Благодаря поддержке родителей, воспитанник  группы  стал победителем   всероссийского конкурса «Великая Победа: семейный альбом», организованным    ИД «Дошкольное воспитание» и журналом  «Дошкольное воспитание».  Итоговое  мероприятие в работе над проектом -   музыкально-литературная композиция «День Победы!»,  в которой родители также приняли  активное  участие: совместно с детьми инсценировали стихотворения, исполняли песни.

Целью экологического проекта «Можно ли берёзу назвать чудо-деревом?» стало формирование ответственного отношения к природным богатствам нашей страны, обогащение представлений детей о деревьях родного края,  о взаимодействии человека и природы. В ходе основного этапа реализации проекта  проводились  различные мероприятия с привлечением родителей. Родители помогали  детям подготовить сообщения о берёзе, сочинять сказки об этом удивительном дереве. Совместно с семьями воспитанников были организованы выставка рисунков и поделок «Русская красавица» и выставка изделий из берёзы «Берёзкины дары». Ребята смогли проявить своё творчество в нетрадиционной технике рисования берёзовым углём. Материал  для занятий (берёзовые угольки)    был предоставлен родителями. Кульминацией этого группового проекта стал  праздник с участием родителей  «У берёзки день рождения».

В рамках реализации проекта «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»» была проведена большая подготовительная работа.  Родители   воспитанников подбирали  и разучивали с детьми  русские народные считалки, знакомили детей с русскими народными сказками, выполняли  вместе с ребёнком рисунок на тему «Моя любимая сказка». Много сил и времени было отдано  созданию группового мини-музея "Народная игрушка". Совместными усилиями родителей, детей и воспитателей мини-музей  пополнился увлекательными и познавательными экспонатами. Две  стороны – педагоги  и родители -  направляли в проекте свои усилия на создание благоприятных условий для приобщения детей  к истокам русской народной культуры, на формирование  представлений  о  народном быте.

        Развитию творческого  потенциала каждого ребёнка, созданию  благоприятного эмоционального микроклимата в группе  послужил проект «Разноцветная неделя». Каждый день недели соответствовал  определённому цвету. Для поднятия эмоционального настроения родителям   предлагалось вместе с детьми подобрать одежду   в соответствующий  цвет дня,  принести в детский сад предмет или игрушку этого же цвета, нарисовать рисунок по теме дня. Деятельность детей в группе также подчинена определенному цвету.

        Чтобы развить в детях любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, в группе были созданы условия для исследовательской деятельности детей  в  проекте   «Огород на окне» (рис.1, рис.2). Большинство родителей приняло активное участие - приносили рассаду, семена, контейнеры, оформили посадки в соответствии с  выбранной деревенской темой огорода.   Огород на окне способствует развитию у детей наблюдательности,  формированию представлений об окружающем мире и о природных явлениях,   овладению  полезными практическими умениями.

                  C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ\ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА\НАШИ ФОТОГРАФИИ\ОГОРОД\20170421_134724.jpg                   C:\Users\User\Desktop\ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ\ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА\НАШИ ФОТОГРАФИИ\ОГОРОД\20170421_134354.jpg

                     Рис.1                                            Рис.2

Результаты работы показывают, что метод проектов способствует укреплению детско-родительских отношений, улучшает взаимоотношения педагогов и родителей.

            Использование ИКТ  в воспитательно-образовательном процессе –    одно  из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки  образовательного процесса, повысить качество работы с родителями  воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы  и детского сада в целом.  В условиях развития современного общества  педагоги используют разнообразные формы работы  с родителями  с использованием ИКТ (сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте). Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:  минимизация времени доступа родителей к информации, возможность воспитателя продемонстрировать  документы, фотоматериалы, оперативное получение информации родителями, обеспечение диалога воспитателя и родителей группы.

Для    привлечения родителей к активному сотрудничеству и    эффективной организации воспитательного процесса    создана страничка моей группы в социальной сети «ВКонтакте». На  страничке  родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни группы. Все значимые мероприятия ДОУ и группы  с участием самих родителей также  освещаются на страничке. Многим из них это формирует мотивацию к дальнейшему  активному участию в жизни ДОУ. Посетители странички  могут посмотреть фото, видеосюжеты, познакомиться с рекомендациями к тематическим неделям,  задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей. Можно с уверенностью сказать, что  страничка группы является одной из эффективных форм работы с современной семьёй.

Досуговое направление в работе с родителями  – самое востребованное  и самое трудное -  призвано устанавливать тёплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.  Любое совместное досуговое мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Яркими значимыми событиями в этом направлении стали в моей группе совместные спортивные встречи: соревнования  с папами «День защитников Отечества»,  семейные эстафеты   «Зимние забавы» на свежем воздухе,  ежегодное  проведение зарядки в нетрадиционной форме к Всемирному  дню здоровья. Родители воспитанников не только принимают участие в данных мероприятиях, но и активно занимаются их подготовкой, исполняют артистические роли.

С большим желанием проходят акции «День птиц», «Пристегнись!», «Каждая соринка в корзинку», которые не только способствуют   формированию экологической культуры, основ  духовно — нравственных и патриотических качеств дошкольников, навыков безопасной жизнедеятельности,   но и повышают  ответственность и роль родителей в воспитании своего ребёнка.

Родительское собрание -  основная форма работы с родителями. Проведение родительских собраний  способствует педагогическому просвещению, концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи.   Каждую встречу с родителями на собраниях начинаю с показа тематических слайд-шоу из фотографий  о жизни детей, о событиях, которые произошли в саду и группе. Использую компьютерные презентации, видеофильмы привлекаю воспитанников группы к изготовлению приглашений на собрания. В форме деловой игры проведено родительское собрание «Воспитание ребёнка в семье». В начале  собрания «Игра – дело серьёзное», проведённого в нетрадиционной форме,   родители познакомились со значением игровой деятельности в жизни ребёнка, а затем  совместно с детьми смогли попробовать свои силы в различных играх. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания, способствуют  лёгкому запоминанию сути бесед, создаёт особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор.

Одним из условий образовательной деятельности в дошкольном учреждении согласно ФГОС ДО является  организация развивающей предметно-пространственной среды. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать особенности детей: возраст, интересы, склонности, способности, гендерную  принадлежность. Пространство, в котором живет ребёнок, оказывает огромное психологическое и педагогическое воздействие. Благодаря совместной работе с  родителями, предметно - развивающая среда группы постоянно обогащается и пополнятся. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса. Совместно  оформляются помещения группы,  силами родителей изготавливаются различные игры по сенсорному развитию, на развитие внимания,  мышления,  мелкой моторики, созданы  макет по ПДД,  атрибуты для сюжетно-ролевых игр, лэпбуки (рис.3, рис.4). Активно занимаются семьи благоустройством прогулочного участка: сделано игровое оборудование для летнего периода, снежными постройками  площадка отдыха оформляется зимой (рис.5).

             C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20171117_141440.jpg                C:\Users\User\Desktop\Новая папка\20171117_140456.jpg

                        Рис.3                                                    Рис.4

Совместное участие во Всероссийских, региональных, муниципальных, поселковых конкурсах также являются показателями активного участия родителей в жизни группы и детского  сада:

 Всероссийский конкурс «Великая Победа: семейный альбом» (2015 г.)  - 1 место;

Региональный конкурс фоторабот «Селфи с отцом» (2016 г.) - 3 место;

 Муниципальный конкурс «Фестиваль семейных талантов «Погода в доме» (2015 г.) –    номинация «Самое яркое выступление»;

 Поселковый конкурс на лучшую новогоднюю игрушку (2015 г.) -  1 место, участники;

 Поселковый конкурс «У природы нет плохой погоды…» (2017 г.) – участие;

Международный интернет-конкурс «В гостях у  снеговиков» (2017 г.) – 1 место.

C:\Users\User\Desktop\zJZOquYrhjU.jpg

Рис.5

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением. Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяют решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность, появился  искренний интерес к жизни детей в детском саду. Родители моей  группы  -  незаменимые  помощники и  единомышленники, с их помощью много плодотворных идей воплощено в жизнь, уверена, что много творческих находок, проектов, совместных дел  будет ещё впереди. Важно не останавливаться  на достигнутом и стремиться к новым успехам, ведь у нас одна общая с родителями цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Список использованной литературы:

1. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.

2.  Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010.

3. Лужецкая Т.А. Использование социальной группы  в сети Интернет с целью развития позитивной  мотивации участия родителей в воспитательно-образовательном процессе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №2. – С.60–63.

4.   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного     образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...

Деловая игра для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС"

Конспект деловой игры для педагогов ДОУ о взоимодействии семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС....

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста

В статье размещен материал о взаимодействии ДОУ и семьи...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС ДО»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. МакаренкоСемья и детский сад – два общественных инстит...

Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....

Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возрастаРанний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие чел...

Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное ...