Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"
статья (младшая группа) на тему
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста
Ранний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_usloviyah_realizatsii_fgos_do_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Барышникова И.В.
ГБДОУ детский сад № 53 Колпинского района
Санкт-Петербурга
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста
Ранний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
В современном мире особенно важна и актуальна проблема взаимодействия ДОУ и семьи. Сегодня мы, педагоги ДОУ, реализуем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам общества и направлен на создание условий для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства. Семья и детский сад предоставляют малышам важный социальный опыт, поэтому одной из ведущих задач в дошкольном возрасте, является создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка. Решение этой задачи предполагает планомерную работу с семьями воспитанников. При организации эффективного взаимодействия ДОУ и семьи, создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка группы.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия – установление доверительных и положительных отношений с детьми, родителями, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В детском саду мы стараемся наиболее полно использовать традиционные формы взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.
Вот уже более трёх лет я работаю воспитателем в группе раннего возраста, родители детей группы – мои первые помощники. Чтобы сделать родителей своими союзниками, важно понять: «Какие они, современные родители?». Каждый год, я встречаю на пороге нашей группы новые семьи, и они такие разные. Разный темп и уровень жизни, интересы и увлечения, объединенные дефицитом времени в калейдоскопе будних дней. Но я точно знаю, что родителей объединяет любовь к своему малышу, а еще тревога и беспокойство на его новом и таком важном пути.
Я понимаю, как важно и необходимо в этот период найти индивидуальный подход к каждому ребенку группы и эту работу я начинаю задолго до прихода ребенка в детский сад. Организационный этап начинается весной, с проведения родительского собрания. На нем родители знакомятся с режимом детского сада, с особенностями детей раннего возраста, с воспитателями групп, педагогами детского сада. Воспитатели знакомят родителей с правилами внутреннего распорядка, отвечают на их вопросы. Родители заполняют анкеты для воспитателя, где указаны наиболее важные моменты, особенности поведения детей. Для родителей и детей проводятся дни открытых дверей. Дети вместе с родителями могут прийти в группу, познакомиться с воспитателями, педагогами детского сада, его помещениями. В летний период времени у родителей и детей много времени для коррекции режима дня, приучении к культурно-гигиеническим навыкам, самостоятельности. Дети приходят в детский сад уже «подготовленными».
Основной этап начинается с прихода детей в группу. Дети могут пройти в группу вместе с родителями, находиться и играть рядом с ними. Это очень важно, так как ребенок раннего возраста очень ранимый и чувствительный. Родители приводят детей поэтапно. Каждый день воспитатель принимает одного, двух новых детей. Это облегчает процесс привыкания детей к условиям детского сада. Постепенно увеличивается время пребывания детей в группе. На этом этапе воспитатель организует следующие формы взаимодействия с детьми:
- Создание положительных установок на соблюдение режимных процессов (чтение потешек при одевании, раздевании, при приеме пищи, при умывании, при засыпании…)
- Развивающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры, физкультминутки
- Показ настольного театра, кукольный театр
- Игры с мыльными пузырями, воздушными шариками
Для родителей дополнительно проводятся индивидуальные консультации и беседы по адаптации детей, в приемной вывешивается наглядно-консультационный материал: папки передвижки, фотовыставки, стенды с информацией.
Еще одним важным условием социализации и успешной адаптации ребенка в детском саду является проведение семейных праздников в группе. Важно понимать, что праздник в ДОУ для ребенка раннего возраста – это период сильных эмоциональных переживаний, поэтому предварительная работа с родителями проводится задолго до начала мероприятий. Важно научить, подсказать родителям как вести себя во время совместных праздников, к чему стоит быть готовым и какие правила необходимо создавать, чтобы праздник стал ярким и эмоционально положительным событием.
Новый год – самый необычный и волшебный праздник. Это первый праздник для детей и родителей. Дети вместе с мамой проходят в группу под музыкальное сопровождение. Для того, чтобы дать возможность малышу привыкнуть, к нахождению мамы в группе, воспитатель проводит мастер-класс: «Совместное изготовление открытки к Новому году». Тема совместной деятельности может быть разной: открытка, рисунок, творческая работа. Главное, что родители находятся рядом, помогают малышам в изготовлении работ.
После завершения мастер-класса воспитатель обращает внимание на елочку: дети вместе с мамами подходят к елочке, рассматривают ее, украшают игрушками, дуют перышки на нее, водят хороводы. В гости к малышам приходит Снегурочка. Вместе с ней дети играют в волшебную игру с покрывалом, танцуют под музыкальное сопровождение. К малышам присоединяется и Снеговик. Он играет с детками в игры со снежками, пальчиковые игры. Весь праздник проходит в спокойной обстановке, без слез и расставаний. Родители участвуют вместе с малышами.
Весенний праздник 8 марта также проходит совместно с родителями, но многие дети к этому моменту чувствуют себя уже более уверенными и самостоятельными, поэтому участие родителей в этом празднике становится менее активным. Родители оказывают поддержку и включаются в совместную деятельность по мере необходимости, - помогают деткам в прочтении стихотворений, пении песен, танцуют вместе. Воспитатель показывает малышам сказку «Заюшкина избушка». Для этого использует ширму. Дети с интересом смотрят сказку, следят за героями сказки, сопереживают им. В завершении праздника дети дарят мамам работы, которые сделали в совместной деятельности с воспитателем группы. Такой опыт общения очень важен для детей раннего возраста.
Весной проводится праздник весны: «Вот и повзрослели малыши». Дети показывают родителям чему они научились в течении года, как выросли и повзрослели. На этом этапе родители становятся активными зрителями. В конце праздника раздаются портфолио для каждого ребенка, где описываются увлечения деток, интересы, работы, сделанные в течении года. Также вкладываются фотографии детей: праздников, совместной деятельности, режимных процессов. Такой опыт сближает детей и родителей.
В течении года проводятся совместные досуги: «Путешествие в осенний лес», «Поздравляем маму с днем матери», «Широкая масленица», «Читаем сказки Чуковского», «Веселое путешествие» …
Родители совместно с детьми участвуют в выставках: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Неделя книги», «Чему я научился» Малыши рисуют, делают различные поделки вместе с родителями. Приносят работы в группу, где мы их рассматриваем вместе и радуемся.
Воспитатели тоже проводят совместную деятельность по изготовлению открыток, работ к праздникам для родителей: «Зеленая елочка», «Мимоза для мамы», «Кораблик для папы», «Пасхальное яйцо»
В течение года воспитатели проводят консультации для родителей, индивидуальные беседы, пополняют информационный материал в приемной. В нашем ДОУ создан сайт для родителей. Воспитатели делятся с родителями важной информацией, предоставляют фотоматериалы.
На следующий год малыши переходят в младшую группу. В период адаптации к новым условиям мы всегда навещаем наших деток, беседуем с ними и играем.
Таким образом, можно сделать вывод, что такое взаимодействие положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей и малыши с удовольствием посещают детский сад. Благодаря взаимодействию педагогов ДОУ с родителями групп раннего возраста наши дети эффективно развиваются и общаются друг с другом. А самое главное малыши больше общаются с родителями, сближаются с ними.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17 октября.2013.
- Арнаутова Е.П. – основы сотрудничества педагога с семьями дошкольника. - М., 1994,-235с.
- Доронова Т.Н. дошкольное учреждение и семья -единое пространство детского развития, -М.: Пинка-Пресс, 2001, -240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свой функционал и назначение в воспитании и развитии ребенка, но они могут конструктивно взаимодействовать друг с другом....
Статья на тему "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО"
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада.Здесь важен не п...
Статья "Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи, как условие реализации ФГОС ДО"
Статья о взаимодействии дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников...
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста
В статье размещен материал о взаимодействии ДОУ и семьи...
Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"
Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....
«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...