Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
статья (младшая группа)
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_usloviyah_realizatsii_fgos_do.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Что сегодня должны учитывать педагоги дошкольного образования в данном направлении работы («Взаимодействие детского сада с семьей») в рамках реализации ФГОС ДО?
Выход один-
1) включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом,
2) изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
В связи с этим возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад» в совместном воспитании дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
• -обеспечить открытость дошкольного образования;
• -создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• -поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• -обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• -создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада
• «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
• При взаимодействии работы двух структур необходимо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
• – создать единое пространство
• развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Цель педагогов
• Задачи: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
• Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают
• Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные принципы партнёрстваДОУ и семьи
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями (создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем)
2. Индивидуальный подход (в ежедневном контакте воспитателя, когда родители приводят и забирают детей).
3.Динамичность (быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы).
4.Открытость (посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как и чем занимается их ребенок).
5. Сотрудничество, а не наставничество. ( Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать).
4 основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО
1.Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Познавательное направление- направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
• - общие, групповые собрания;
• - консультации и индивидуальные беседы;
• - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
• - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.
• - совместные экскурсии, пешие прогулки, походы;
• - открытые занятия ;
• - мастер-класс;
• - семинары.
• Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной,
• сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
• - совместное создание предметно-развивающей среды;
• - телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .
• - утренние приветствия;
• - семейные проекты.
Информационно-аналитическое направление -
направлено на выявление интересов, потребностей, запросов
родителей, уровня их педагогической грамотности, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование;
- тестирование.
- личные беседы
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Важные моменты:
- все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
- содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
- оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
- содержание предполагаемого
материала должно быть
действительно интересно
большинству родителей.
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
• По данному направлению можно организовать:
• - праздники, которые можно закончить чаепитием.
• Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.
• - развлечения;
• - праздники
• - празднование дней рождения;
• - выставки;
• -акции;
• -селфи-безопасности;
• -конкурсы к традиционным праздникам;
• -дни добрых дел.
Вывод:
Перспективы работы я вижу в поиске нового содержания работы с родителями, поскольку формы организации взаимодействия с семьей, как показывают результаты опросника и других проверок, в ГБДОУ №22 разнообразны, современны.
Необходимо ввести еще и такие нововведения:
• - Дни открытых дверей;
• - Родительская почта;
• -Мероприятия, организованные по инициативе родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"
Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...
Деловая игра для педагогов "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС"
Конспект деловой игры для педагогов ДОУ о взоимодействии семьи и ДОУ в условиях реализации ФГОС....
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста
В статье размещен материал о взаимодействии ДОУ и семьи...
Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС ДО»
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,но прежде всего и дольше всего - люди.Из них на первом месте – родители и педагоги.А. С. МакаренкоСемья и детский сад – два общественных инстит...
Статья для начинающих воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"
Данная статья поможет начинающему педагогу во взаимодействие с семьями воспитаников....
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации – взаимодействие детского сада и семьи. Работа по взаимодействию детского сада с семьёй характери...
Статья "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возраста"
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО в группе раннего возрастаРанний возраст очень важный и ответственный этап в жизни ребенка, который во многом определяет дальнейшее развитие чел...