проект "Во саду ли, в огороде"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
Экологический проект
«Во саду ли, в огороде»
тема: “Тыква-тыквочка”
группа: дети с нарушениями речи
возраст детей: 6-7 лет
Автор: воспитатель
Сулейманова З.М.
Квалификационная
категория-высшая
Педагогический стаж: 23 года
2014 г.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность темы : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растение – декоративной тыкве, на то, как ухаживать за ним, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель:
- Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы.
Задачи:
1. Учить правильно, ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к труду человека.
Тип проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети 6-7 лет с нарушениями речи
Срок реализации проекта: с мая по сентябрь 2014года.
Объект исследования: декоративная тыква
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Восприятие художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Проектная идея:
- Посадить и вырастить декоративную тыкву в огороде.
- Получить урожай, выращенный самими дошкольниками.
План проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Покупка семян.
4. Посадка семян.
5. Уход за растением.
6. Сбор урожая.
7. Творческая деятельность - изготовление поделок из тыквы.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: создание условий для организации проектной деятельности (май)
- Основной: посадка, уход и сбор урожая (май-сентябрь)
- Заключительный: творческая мастерская (изготовление поделок из декоративной тыквы)
Этапы реализации проекта | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Подготовительный | 1)изучение методической литературы; 2)подборка игр для проведения различных видов деятельности 3)настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; 4)музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная» 5)Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»; | май |
2 | Основной | 1)покупка семян; 2) посадка семян; 3)уход за растением; 4)сбор урожая | май-сентябрь |
3 | Заключительный | 1) художественное творчество: рисование «Тыква», аппликация из манной крупы «Тыква-тыквочка»; 2)загадывание загадок об овощах; 3)творческая мастерская – изготовление различных поделок из тыквы | сентябрь-октябрь |
.
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформируется наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, осознанно – правильное отношение к труду человека.
2. Научаться правильно ухаживать за растением.
3. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
4. Развиваются познавательные и творческие способности детей.
Всё о декоративной тыкве.
Практически любой, кто впервые видит декоративную тыкву с её изумрудными листьями, огромными жёлтыми цветками и оригинальными миниатюрными плодами разнообразных форм и оттенков, обычно восхищённо удивляется: «Ой, а что это такое?».
Декоративная тыква – растение не только оригинальное, но ещё и очень неприхотливое и, главное, крайне практичное: с помощью своих усиков эта лиана способна всего за одно лето вскарабкаться на высоту до 4 м, украсив собой арку, беседку, забор или стену дома.
Почему-то самый популярный вопрос про декоративную тыкву: «А она съедобная?». Вроде, времена сейчас отнюдь не голодные, но, видимо, само слово «тыква» вызывает непременные ассоциации с кулинарией, а вовсе не с красотой!
Так вот: пока плоды декоративной тыквы ещё маленькие, их кожица мягкая, есть их можно. Но зачем? Ведь даже в столь юном возрасте они очень сильно уступают по вкусу своим ближайшим родственникам из того же семейства тыквенных: кабачкам, цуккини, патиссонам и настоящим большим тыквам. Так что, оставьте декоративную тыкву для украшения, а ешьте лучше что-нибудь другое!
Идеальное место для посадки декоративной тыквы – рядом с вертикальной опорой (например, забор из сетки-рабицы или южная стена какой-нибудь хозяйственной постройки). То есть, для декоративной тыквы в качестве опоры в саду подойдёт всё то, что хочется чем-то задекорировать.
Впрочем, декоративную тыкву можно использовать и в парадной части сада, пустив её плети по беседке, перголе или арке (например, отделяющей огород от цветников). Очень необычно тыква смотрится на стволе старой засохшей яблони, которую вы всё никак не можете спилить. Вообще, особенно хорошо тыква смотрится в садах в модном сейчас сельском стиле, где огородные и клумбовые растения часто соседствуют.
Растет декоративная тыква очень быстро (ни одна однолетняя лиана с ней в этом не сравнится).
Если вы хотите приобщить вашего ребенка к садоводству, то нет ничего лучше, чем вырастить вместе с ним декоративную тыкву!
Во-первых, у неё очень крупные семена, и даже самый маленький ребёнок справится с их посадкой.
Во-вторых, декоративная тыква растёт с огромной скоростью (особенно, если лето жаркое и полив достаточный), и малыш сможет быстро увидеть результаты своего труда.
В-третьих, маленькие дети очень любят возиться с водой, а потому обожают всё поливать. А декоративной тыкве частые поливы как раз необходимы!
И, наконец, её миниатюрные, очень яркие и необычные плоды нравятся абсолютно всем детям: есть в них что-то игрушечно-кукольное. Кроме того, плоды можно высушить и расписать с помощью специальных красок и лака (тут понадобится помощь взрослых). Ваш ребёнок с удовольствием будет хвастаться ими перед друзьями и родственниками. Кстати, даже самые примитивные детские рисунки смотрятся на маленьких тыковках очень необычно!
При выборе места для декоративной тыквы стоит соблюдать два условия.
Во-первых, необходимо подобрать для неё достаточно надёжную опору, так как к концу лета стебли и листья лианы образуют большую зелёную массу.
Второе условие – сажать декоративную тыкву лучше на солнечном месте (лёгкая полутень допустима). То есть, конечно, можно посадить её и у северной стены дома, но тогда не стоит рассчитывать на обилие цветков и, уж тем более, плодов.
Из однолетних вьющихся растений декоративные тыквы действительно одни из самых неприхотливых. Вырастить их под силу даже начинающему садоводу. Единственный их минус – абсолютная неморозостойкость: уже при лёгком заморозке в –1 градус растение погибает. Именно поэтому рекомендуется выращивать декоративные тыквы через рассаду. Однако наименее трудоёмкий и наиболее простой способ – это посев их семян прямо в грунт в середине мая. Если ожидаются поздние весенние заморозки, появившиеся всходы можно укрыть пластиковыми бутылками или плёнкой.
Кроме заморозков декоративные тыквы очень не любят недостаток влаги и бедные почвы. Чем чаще вы её будете поливать и удобрять (особенно органическими удобрениями), тем лучше она будет расти.
Чтобы тыквочки хранились долго, необходимо соблюдать два правила: они должны быть полностью созревшими, то есть с очень грубой и толстой кожицей, а также сорваны до первых осенних заморозков.
Кроме того, чтобы их цвет (если вы не покрываете плоды краской) выгорал не так сильно, хранить тыквы лучше вдали от прямых солнечных лучей.
Декоративная тыква сама становится предметов для декорирования. Тыквы украшают декупажем, из тыкв деают отличные и невероятно красиве оригинальные предметы декора, кторые можно разместить в столовой или на кухне.
У многих в садах и огородах растут вот такие декоративные тыквы-горлянки. Не знаете, что с ними делать? Конечно же - расписывать) Но сначала их нужно как следует высушить, затем отрезать верхушку и вынуть семена. Затем еще долго сушить, пока они не станут крепкими и твердыми. Перед раскраской тыквы нужно обработать нождачной бумагой и все. Расписывать можно акриловыми красками, гуашью, акварелью, маркером, в конце концов)
Роспись горлянки - очень увлекательное занятие, которое очень понравится и детям, которых можно привлечь к творчеству. Если вы не умеете рисовать, распечатайте любой рисунок или используйте шаблоны, которые я прилагаю ниже, перенесите на тыкву, с помощью копировальной бумаги, и все, можете обводить и разукрашивать. Эту же идею можно использовать для росписи лампочек. Если у вас получится что-то красивое и оригинальное, не забудьте сфотографировать и поделиться с другими своим шедевром. Фоткать можно и телефоном, но если у вас имеется фотоаппарат, то можно смело создавать свои мастер-классы. С одним мастер-классом я и хочу вас познакомить. А ниже - идеи с шаблонами для вдохновения.
Конспект занятия по рисованию
Тема:«Овощи и фрукты»
Цель: Научить разделять на две группы овощи и фрукты. Показать, как можно быстро нарисовать овощи и фрукты с помощью геометрических фигур.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Внимание! Внимание!
Начинаем рисование!
- Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Вспомним в какую группу мы их определим. А сначала я загадаю вам загадки, а ответы на них связаны с нашей темой. И так в путь!
- Я вырос на грядке
Характер мой гадкий
Куда ни приду,
Всех до слез доведу (лук).
- У закутанных девиц
Волос ветер шевелит (кукуруза).
- Сто одежек и все без застежек (капуста).
-За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок
На ощупь очень гладкая
На вкус как сахар сладкая (морковь).
-Красное море- черные рыбки (арбуз).
-В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят (помидор).
-А скажите какие соки можно приготовить из овощей и фруктов?(ответы детей). А теперь поиграем в игру: « Угадай, кто я, овощ или фрукт? Ребята посмотрите, что у меня нарисовано на доске? (геометрические фигуры)
Назовите их? (на доске нарисованы: квадрат, треугольник, круг, овал).
- Благодаря им, мы сегодня будем рисовать овощи и фрукты.Посмотрите(Воспитатель показывает овощи и фрукты, а дети называют из каких геометрических фигур они состоят).
- А сейчас приступаем к работе. Сначала простым карандашом, а затем раскрашиваем.
4. Итог занятия.
Выставка картин под названием: « А на нашем огороде богатый урожай».
Конспект занятия по рисованию
«Овощной суп»
Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.
Задачи: Продолжать формирование навыков изображения овальных форм, передавать их отличия от круглых, равномерно располагать несколько предметов на листе бумаги.
Материал: Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок, альбомный лист (А3, А4, муляжи овощей для уточнения представлений о них, поднос (блюдо, кастрюля, корзинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, чтобы привлечь внимание детей.
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, а то-кулак.
Дети кладут руки на стол; прижимают ладони к столу; одновременно сжимают два кулачка; разжимают пальцы рук и прижимают их к столу.
Воспитатель переодевается в хозяйку и читает стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара, домой принесла.
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
Воспитатель достаёт из корзинки по одному овощу и просит детей помочь ей перечислить овощи (все овощи лежат на подносе) .
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала.
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
Воспитатель берёт с подноса по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором (теперь овощи лежат на столе) .
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка? Иль свёкла? Ох!
Воспитатель берёт со стола и ложит в кастрюлю по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором.
Воспитатель- А вы как думаете, кто из этих овощей важнее? (слушает ответы детей) .
Хорошо, послушайте дальше.
Накрытые крышкой, в душной кастрюле,
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка, иль свёкла. Ох!
Почему суп называется овощным?
Дети- Потому что его готовили из овощей.
Воспитатель- Ну тогда получается, что овощи спорили зря. Или нет?
Дети- Да, зря (слушает ответы детей) .
Воспитатель-А смогла бы хозяйка сварить овощной суп, если бы у неё не было этих овощей?
Дети- Нет, не смогла.
Воспитатель- Конечно не смогла. Тогда получается, что овощи спорили зря и каждый из них лучший, вкусный и нужный.
Давайте и мы посадим, вырастим и засолим свой овощ.
Дети- Давайте!
Физкультурная минутка:
Весной капусточку сажали,
Ямку вместе вырывали,
Семечко в неё бросали
И землёю засыпали.
Летом долго поливали,
Осенью урожай свой собирали.
Дети повторяют движения за воспитателем.
– Какие мы молодцы, посмотрите, как много собрали капусты. А теперь, чтобы она не испортилась, нужно её порубить и засолить. Все приготовили руки.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнём, мнём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
– Что-то мы медленно всё делали! Смотрите, сколько ещё капусты осталось! Давайте ещё раз попробуем и ещё быстрее порубим капусту. (повторяет еще раз) .
Молодцы хорошо поработали и капусту всю засолили. Теперь вы можете тихонечко сесть и отдохнуть (дети садятся на свои места) .
Воспитатель- Ребята у меня есть предложение. Хотите, мы тоже сварим овощной суп?
Дети- Да, хотим!
Воспитатель- Кастрюля у нас есть, воду мы налили (показывает нарисованные мелом на доске кастрюлю с водой) . А вот чего же нам не хватает?
Дети- Овощей.
Воспитатель- Правильно овощей. Давайте вспомним, какие овощи мы знаем(слушает ответы детей) .
Молодцы! Вы назвали очень много овощей. Но все ли овощи, перечисленные вами, понадобятся для нашего овощного супа? (слушает ответы детей) .
У вас на столе лежат круглые пустые тарелочки. Вы должны нарисовать на них те овощи, которые понадобятся для нашего супа. Ребята старшей группы рисуют на маленькой тарелочке один любой овощ. А ребята подготовительной группы рисуют на большой тарелке три любых овоща. Когда ваши овощи будут готовы, мы их поместим в эту кастрюлю и сварим вкусный овощной суп.
Приступаем к работе. (Дети открывают краску, берут кисточки и начинают рисовать овощи) .
В конце занятия все рисунки выставляются на доске, рассматриваются, выделяются те, в которых наиболее красочно передана форма и цвет овощей. Необходимо похвалить всех детей за проделанную работу.
Воспитатель- посмотрите, ребята, как много овощей мы приготовили в этом супе!
И НАШ СУП ОВОЩНОЙ ОКАЗАЛСЯ НЕПЛОХ!
Конспект фронтального занятия
по лексической теме «Овощи. Огород»
Программное содержание:
1. Уточнить представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.
I. Организационный момент
1. Логопед: — Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
— Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
- Как можно это назвать одним словом?
- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
- Какие еще овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
- Как собирают овощи?
- Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.
II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
2. Логопед: — Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
- Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
3. Игра «Подбери признак»
Логопед: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
- Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра «Чего не стало?»
Логопед: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
5. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Игра «Один — много»
Логопед: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Тыква — тыквы
Кабачок — кабачки
Баклажан — баклажаны
8. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
9. Игра «Назови сок, салат».
Логопед: — Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха — гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля — картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Детские загадки про тыкву
Очень вкусная она, (тыква) |
|
Для золушки карета, (тыква) | |
Сколько блюд прекрасных приготовим, (тыква) |
|
| Вкусный овощ без сомненья, (тыква) |
В сказке про Золушку тоже была, (тыква) |
|
| То ли шар, то ли бочонок (тыква) |
Помним, как в сказке каретой была, (тыква) |
|
| Нет, не мандарин-гигант, цветом лишь похожа. (тыква) |
Круглый домик без оконцев, (тыква) | |
Этот огромадный мяч (тыква) |
«Тыква-тыквочка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Во саду ли, в огороде" часть 1 "Плодово-ягодные деревья"
Презентация по окружающему миру. Ознакомление детей с плодово-ягодными деревьями....
"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"
Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....
КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".
1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...
Конспект занятия по развитию речи «Во саду ли, в огороде» с элементами театрализованной деятельности
Конспект предназначен для детей 2 мл. группы по развитию речи...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Сценарий летнего праздника на улице для всех групп детского сада "Во саду ли в огороде"
Сценарий рекомендуется для маленьких и деток старшего возраста....
Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»
Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...