10.04.2018 год. Участие в заседании РМО на тему "Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях".
материал (младшая группа) по теме
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prikaz_no68.pdf | 78.99 КБ |
soobshchenie.docx | 160.94 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.98 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» города Николаевска
Участие в заседании районного методического объединения
педагогов дошкольного образования Николаевского муниципального района по теме:
"Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях".
Сообщение на тему: «Особенности восприятия патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки в МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска»
Подготовила и провела:
воспитатель I квалификационной категории
Кутепова Наталья Владимировна
10.04.2018 год
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни". А еще - от знакомого с самого детства места, где мы родились. С того города (деревни), где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. Этому способствует использование в ходе мероприятий патриотической направленности песня «С чего начинается Родина?» (музыка Михаила Матусовского, слова Вениамина Баснера).
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему его миру.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Поэтому применение метода, вызывающего эмоциональную отзывчивость, эмоционально-образное восприятие окружающего мира является одной из основ формирования патриотизма. Музыка – это язык чувств и эмоций. Этот язык универсален и доступен детям с самого раннего возраста.
В нашем детском саду проводятся систематические музыкальные занятия, где применяются разнообразные методы работы. Дети учатся грустить и радоваться, сопереживать музыкальным образам и персонажам музыкальных произведений. Дошкольники знакомятся с произведениями русских и советских классиков: Петра Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Камаринская»), Сергея Прокофьева («Марш»), Александра Гречанинова («Материнские ласки»), Николая Римского-Корсакова (обр. русской народной песни «Во поле береза стояла»), Георгия Свиридова («Колыбельная»), Дмитрия Кабалевского («Наш край»), Вано Мурадели («Россия – Родина моя») и других композиторов.
К одной из составляющих работы по патриотическому воспитанию дошкольников относятся комплексные и интегрированные занятия.
Влияние музыки на нравственное воспитание будет наиболее эффективным в рамках комплексных и интегрированных занятий, когда идет воздействие, как на слуховое, так и на зрительное восприятие. Правильно подобранный музыкальный репертуар + визуализация окажут наиболее стимулирующее действие на психоэмоциональное состояние ребёнка - тем самым, найдут отклик в его душе и надолго останутся в его памяти.
В ходе комплексного занятия «Белая береза под моим окном» дети продолжали знакомиться с самым любимым и почитаемым деревом нашей Родины – березой. Слушали музыку «От чего так в России березы шумят» в исполнении группа «Любэ», исполняли танец под русскую народную песню «Во поле березка стояла», читали стихотворение Николая Белянского «Береза». На таких занятиях, дети, несомненно, узнают много интересного: знакомятся с символами России (в данном случае – с белоствольной красавицей березой), учатся любить и бережно относится к природе нашей Родины, приобщаются к музыкальной культуре нашего народа.
Интегрированное занятие «Николаевск – мой любимый городок» проходило в форме игры «Путешествие по родному городу». Дети «путешествовали» по знакомым улицам родного города, слушали песни, такие как: «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, «Течёт река Волга» композитора Марка Фрадкина и поэта Льва Ошанина, «Четырнадцать минут до старта» Владимира Войновича и Оскара Фельцмана, читали стихи нашего поэта Николая Белянского «Городу Николаевску», «Земляку-космонавту Ю. Малышеву» и т.д.
Интегрированое занятие «Герои – земляки Николаевской земли». Музыка звучала на протяжении всего занятия, помогая детям, эмоционально настроится на чувство сопереживания тем событиям, которые происходили в далеком историческом прошлом нашего района. Песня «Любимый город» (музыка Н. Богословского, слова Е. Долматовского) в исполнении Марка Бернеса настроила детей на разговор о любимом городе. Дети читали стихи нашей поэтессы Нины Михайловны Гейда, пели патриотические песни «Наш край» (То березка, то рябина) слова Пришельца, музыка Кабалевского, «Родина у каждого своя» слова и музыка Трубачевых.
Приоритетным методом в патриотическом воспитании дошкольника является праздник. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями и т.д.
Одни из самых значимых праздников в этом направлении являются День народного единства, который отмечается 4 ноября. 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, затем 23 февраля - День защитников Отечества и самый главный праздник нашей страны - День Победы 9 мая.
Каждый год в нашем детском саду проходят занятия и праздники ко Дню народного единства. Мы объясняем детям, что язык музыки един и понятен всем людям, независимо от национальности. На этом празднике мы рассказываем детям, что наша страна, наш район и наш город многонациональны. Что у каждого народа есть свои обычаи, традиции и к этому надо относиться с уважением. Мы исполняли русскую народную песню «Калинка, малинка», играли в татарскую национальную игру «Тимербай» и завершили праздник общим танцем под песню «Я, ты, он, она - вместе дружная страна» (слова Роберта Рождественского, музыка Давида Тухманова). Этим праздником мы показали детям, что всех нас объединяет музыка, язык которой понятен всем.
Каждый год мы отмечаем праздник 2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Настроиться на рассказ о Сталинградской битве помогали песни «На Мамаевом кургане тишина» (слова В. Бокова, музыка А. Пахмутовой), «Растёт в Волгограде берёзка» (музыка Григория Пономаренко, слова Маргариты Агашиной), «Гимн города Волгограда» (слова Вячеслава Дербишера, музыка Игоря Дербишера) и инструментальные композиции «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы, «Прощание славянки» Василия Агапкина.
Дети рассказывали в стихах о подвиге наших солдат под инструментальную аранжировку песни «Эх, дороги» (музыка Новикова, слова Ошанина.). С большим эмоциональным подъемом, с верой в светлое настоящее и мирного будущего, чистого неба над головой, дети исполняли песни «Пусть всегда будет солнце» музыка Островского, слова Ошанина, «Мир» (музыка А. Долголюк, слова В. Данько). Показывали музыкально-литературную композицию «На привале», где исполнялись песни «В землянке» (музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова) и «Катюша» (Музыка Блантера, слова Исаковского) и танец на песню Ежи Петерсбурского и Якова Галицкого «Синий платочек».
Одной из задач нравственного, патриотического и культурного воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины - воинам Российской армии.
В нашем детском саду традиционно проводится праздник ко Дню Защитника Отечества. Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты характера российского воина хорошо понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.
Песни на эту тематику легко запоминаются ребятами, так как они написаны в темпе марша и их содержание созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием разучивают и исполняют такие песни, как: «Бравые солдаты» (музыка А. Филлипенко, слова Т. Волгиной), «Будем в армии служить» (музыка Юрия Чичкова, слова В. Малкова.), «Ты не бойся, мама» (слова Е. Шкловского, музыка М. Протасова), «Мальчишка – будущий солдат» (авторы Трубачевы и Пилецкая), «Шли солдаты на войну» (слова и музыка Игоря Русских), русская народная песня «Солдатушки – браво ребятушки», а так же частушки на военную тематику под «Ярославские ребята». На этих праздниках фоновым сопровождением звучали такие произведения, как: «Три танкиста» (слова Бориса Ласкина, музыка братьев Покрасс), «Тачанка» (слова Михаила Рудермана, музыка Константина Листова) и т.д.
Дети исполняли патриотические танцы «Берега России» (слова: Н. Денисова, музыка: А. Клевицкого), «Бескозырка белая» (слова З. Александровой, музыка В. Моделя).
Эти мероприятия, где всегда проводится много игр, в которых активное участие принимают папы и дедушки. А помогает им в этом музыка, например такая, как «Богатырская сила» (слова Добронравова, музыка Пахмутовой), «Идет солдат по городу» (музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Танича) и т.д.
Большое внимание в нашем детском саду уделяется теме Великой Отечественной войны. День Победы – праздник, который любим и почитаем нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит эмоциональный отклик.
В рамках этой темы мы предварительно проводим беседы с воспитанниками и с помощью музыки раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями времен Великой Отечественной. Эта работа проводится и на музыкальных занятиях, и в свободной деятельности «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача и музыку Александра Александрова, «В лесу прифронтовом» на стихи Михаила Исаковского и музыку Матвея Блантера и о том времени «На безымянной высоте» музыка Баснера, слова Матусовского, «Офицеры» Хозака и Аграновича.
Не зря говорят: кто не помнит прошлого, у того нет будущего. Чем раньше воспитывать в детях чувство благодарности и гордости за свой народ, перенесший непосильные тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу Родину, тем более мужественными, сильными духом и ответственными за судьбу своей страны и малой Родины вырастут наши воспитанники.
Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с военной историей нашего города и района, на впечатления от экскурсий в музеи, к памятникам и к мемориальным доскам, посвященных героям Великой Отечественной и других войн.
Дети с большим желанием играют в военные игры, перевоплощаются в моряков и пограничников под песни «Моя армия» Эдуарда Ханка и Ильи Резника, «Сигнальщики-горнисты» Пахмутовой и Добронравова. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных: маршируют в почётном строю, поют военно - патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Музыкальный материал, используемый на этом празднике, дети легко воспринимают и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Это такие песни, как: «Мой прадедушка» (музыка и слова Е. Лыжовой), «День Победы» (композиторов Трубачевых на слова Пилецкой). Уже на протяжении долгого времени мы практикуем в своей работе слушание и исполнение детьми военных песен: «Огонек» (слова Михаила Исаковского, музыка М. Блантера), «Темная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. В ходе праздника этим песням подпевают присутствующие в зале бабушки и дедушки, мамы и папы, потому что они узнаваемы и памятны всем поколениям со времен Великой Отечественной. Подобные военные песни, несомненно, являются патриотическими, поэтому дети должны их слушать, узнавать и знать. Праздники, посвященные Дню Защитника Отечества и Дню Победы, в обязательном порядке проводятся совместно с родителями, так как в этом прослеживается связь поколений.
Одна из тем, которая помогает в патриотическом воспитании в рамках празднования Дня Победы – это тема «Дети войны». Эта тема вдохновила педагогов на создание презентации и литературно-музыкальной композиции, которые несли много интересной и познавательной информации для расширения и углубления знаний детей по данной теме. При подборе музыкального репертуара учитывались не только возрастные особенности дошкольников, необходимые для восприятия и исполнения музыкальных произведений, но и сила воздействия музыки, песен на чувства и настроение воспитанников, на способность развития их нравственного и духовного мира. Дети исполняли танец под песню «Рисуют мальчики войну» Жанны Бичевской, слушали песню «Закаты алые» Виталия и Натальи Осошник, и фрагменты из произведения Д. Шостакович Симфония 7 «Ленинградская».
Дети старшей и подготовительной групп участвовали в межмуниципальном заочном фестивале «Катюша» с композицией «На привале» /видеозапись фрагмента выступления/..
Наши педагоги и дети свою работу переносят в проекты по патриотическому воспитанию. К 70-летию со дня Победы педагогами младшей группы был разработан проект «70 тюльпанов – маленькому волжанину». В проекте активно участвовали родители, дети и педагоги данной группы. Работая над проектом, дети слушали, помимо песен на военную тематику, такие произведения как: «Не рвите цветы» Юрия Антонова и Михаила Пляцковского, «Красные маки» Юрия Антонова и Григория Поженяна, пели песни «Тюльпан» Натальи Лансаре, «Николаевская сторонка» Григория Понамаренко, читали стихи Николая Белянского «Столица страны Тюльпании», «Тюльпаны». Этот проект педагоги и дети младшей группы представили для жителей нашего города в Районном Доме Культуры.
В нашем детском саду проводится так же большое количество праздников и мероприятий, которые, казалось бы, напрямую не направлены на патриотическое воспитание, но, тем не менее, имеют к этому непосредственное отношение.
Мама и Родина очень похожи:
Мама красивая, Родина - тоже.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой и ласковой самой.
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка - дошкольника Родина - это мама, его близкие и родные люди. Такую связь можно показать на примере мероприятий, посвященных Дню матери и 8 марта.
День Матери стал традиционным праздником в нашем саду. Мама – самый родной, близкий и дорогой человек в жизни каждого из нас, а детей – тем более. Праздник День матери дарит возможность детям еще раз поблагодарить своих любимых мам, за их заботу и любовь. В этот день в исполнении детей звучат такие чудесные и добрые песни, как: «Мамина улыбка» (Музыка и слова Жени Цыброва) «Мамочка, милая, мама моя!» (музыка Канищева, слова Афлятуновой), «Мамочка моя, милая!» (слова Михаила Пляцковского, музыка Владимира Шаинского). Дети с удовольствиями танцуют с мамами под песенку «С мамочкой-красавицей рядышком идём» (автор – Юлия Селиверстова) и т.д.
Например, праздник к 8 марта «Путешествие по странам в поисках подснежников» в подготовительной группе. В ходе «путешествия» дети знакомились с разными странами мира, но в итоге с радостью «возвратились» в Россию к маме. Всё это сопровождалось фотографиями в презентации, где были показаны символы нашей Родины (флаг, Кремль, березы, пшеничные поля) на фоне песни «Мы - дети твои, Россия» Николая Дукича. Песни о маме являются постоянной и неотъемлемой частью детского репертуара. Например, такие как: «Самая счастливая» слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова, «Как хорошо, что солнце светит» (Николая Кудряшова), «Свою маму я люблю» (Слова, музыка и аранжировка Обуховой Елены).
В ходе праздников мы активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми («Весенняя полечка» Лилии Хисматуллиной, «По дорожке мы идем, свою мамочку ведём» на слова Елены Плаховой). Это, несомненно, является частью нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно в России традиционно сильна связь поколений и воспитание этой связи. В России очень сильный институт бабушек и дедушек. Старшее поколение в семье имеет огромное влияние на воспитание детей. И детский сад поддерживает эти связи.
Примером этому может послужить традиционное празднование Дня пожилого человека, где дети поздравляют своих любимых бабушек и дедушек, выражают им свою любовь и благодарность, читают стихи и поют песни. Например, такие как: «Золотая свадьба» (слова Ильи Резника, музыка Раймонда Паулса), частушки, «Бабушка, испеки оладушки» (слова Михаила Пляцковского, музыка Владимира Шаинского), « Мы желаем счастья вам» (Игоря Шаферана и Стаса Намина). А бабушки и дедушки исполнили для внуков экспромтом песню «Надежда» (Пахмутова и Добронравов).
Показывают сценку под песню «Бабушки – старушки» (слова Симона Осиашвили, музыка Вячеслава Добрынина). Танцуют для своих близких и родных танец «Осень пришла» (музыка и слова Светланы Юдиной), а с бабушками - вальс под песню «Листья желтые» (авторы: Петерс и Паулс).
Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, в работе с детьми нужно стараться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Патриотизм — это когда живешь так, чтобы не было стыдно перед твоими предками, которые лежат в твоей земле. И как сказал немецкий писатель и композитор Эрнст Гофман: «Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка», так и патриотизм не опишешь и не воспитаешь одними словами. И на помощь нам приходит самый живой язык чувств и эмоций – музыка. Патриотизм — это уважение и любовь к тому, о чём поётся в песне «С чего начинается Родина».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование понимания чувства патриотизма у дошкольников посредством музыкальной деятельности. Задачи: формирование эмоциональной сферы дошкольника, ценностного отношения к окружающему миру; расширение представлений дошкольников об истории и культуре нашей страны, нашего города, о народах, проживающих в городе Николаевске; ознакомление детей с героическим прошлым нашего города; воспитание дружелюбия, уважения к людям разных национальностей, любви к своей малой родине, к стране, в которой мы живем.
«Белая береза под моим окном»
«Николаевск – мой родимый городок»
«Герои – земляки Николаевской земли»
«Когда нельзя что-то выразить речью, обычными словами, на помощь приходит музыка » Эрнст Гофман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании».
Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.Дош...
Патриотическое воспитание в современном дошкольном образовании на музыкальных занятиях
В данной статье я старалась раскрыть работу музыкальных руководителей ,с целью знакомства и обогащения знаний детей о Родине,маме,городе, природе.Воспит...
Аналитическая справка об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"
Отзыв об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"...
Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании
В своей работе с детьми на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическо...
Приказ об участии в шестой научно просветительской конференции "Современное дошкольное образование и практика" на портале "Градиент" 2023
Приказ об участии в шестой научно просветительской конференции "Современное дошкольное образование и практика" на портале "Градиент" 2023...