Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании
методическая разработка по музыке

Гладилина Ксения Александровна

 В своей работе с детьми на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании

 

 В своей работе с детьми подготовительной к школе группе на музыкальных занятиях я использую мультимедийные презентации. Презентации помогает ребёнку проявлять и развивать необходимые качества: ассоциативно-образное и логическое мышление, воображение, познавательную активность, решают следующие программные задачи:

 -расширяют представления о государственных, народных и православных праздниках; об искусстве, традициях и обычаях народов России; о творчестве зарубежных композиторов;

 -способствуют развитию эстетического вкуса, способности ценить произведения искусства, предметы внешнего мира и окружающей среды;

 -развивают умение давать адекватную оценку собственному творчеству и творчеству своих товарищей.

 На музыкальных занятиях в подготовительной к школе группе выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение (песни, движения, игра на ДМИ), творческая деятельность. Мультимедийная презентация может включаться в любой раздел музыкального занятия.

 При использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см.; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут.( М. Степанова - заведующая отделом гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, кандидат медицинских наук, г. Москва).

 При создании электронной презентации необходимо соблюдать следующие требования:

 - определить стиль презентации, подобрать фон;

 - обработать и оптимизировать иллюстрации;

 - применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания;

 - не перегружайте презентацию эффектами анимации

 Презентация может содержать фотографии и творческие работы самих ребят. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка и конкретен. Во время проведения музыкального занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми. Приобщение родителей к поиску нужного для создания мультимедийной презентации материала создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи музыкального руководителя, детей и их мам и пап.

 

 Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций:

 

 Русские композиторы «М.Глинка», «П.Чайковский», «Н.Римский-Корсаков»,

 «А. Даргомыжский», «С. Рахманинов»,

 «М. Мусоргский»,«С. Прокофьев», «А. Хачатурян»,

 «Г. Свиридов», «Д.Шостакович», «Д. Кабалевский»

 Зарубежные композиторы «В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «И.С. Бах»

 Россия «Музыка души», «Колокола», «Этот День Победы», «Русь Православная»

 Музыкально-литературные композиции «Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Мой город Омск», «Зима-волшебница»

 Познавательно-тематические вечера «Традиции и обычаи русского народа», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Весёлая ярмарка»

 

 Например, в презентации по теме «П. И. Чайковский.

 I Вариант(презентация–знакомство)

 «Детский альбом»: демонстрируется слайд с портретом композитора, на следующем слайде идёт представление пьесы «Марш деревянных солдатиков» с демонстрацией иллюстрации. Дети определяют жанр пьесы. Далее – слайд с иллюстрациями: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, игрушки- лошадки. Звучит пьеса «Игра в лошадки», дети двигаются под музыку. Следующий слайд – изображение Бабы Яги. Дети рассказывают о Бабе Яге: где живёт и т.п. Звучит пьеса «Баба Яга». Заключительный слайд – пустой. Детям предлагается изобразить дома запомнившийся им персонаж, изображение которого будет позже включено в презентацию.

 На следующем занятии структура презентации меняется: дети слушают произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию.

 II Вариант (развивающая презентация).

 «Детский альбом»: демонстрируется слайд с портретом композитора, на следующем слайде идёт представление пьесы «Марш деревянных солдатиков» на чистом слайде. Дети дают музыкальную характеристику пьесы. Предлагаем деткам подумать, что можно делать под эту музыку? Ответы детей (маршировать), - затем показываем изображение деревянных солдатиков, - маршируем под музыку. Звучит пьеса «Игра в лошадки», дети характеризуют пьесу, -смотрят картинки с изображением деревянных лошадок, -двигаются под музыку. Следующий слайд - звучит пьеса «Баба Яга». Дети характеризуют пьесу, -смотрят картинки с изображением Бабы Яги, -двигаются под музыку.

 Заключительный слайд – пустой. Детям предлагается изобразить дома запомнившийся им персонаж, изображение которого будет позже включено в презентацию.

 На следующем занятии дети слушают музыкальные произведения, вспоминают их названия и представляют свои изобразительные работы, которые уже включены в презентацию. Затем смотрят мультфильм «Детский альбом» П.И.Чайковского.

 Создание мультимедийной презентации требует определённых временных затрат, навыков работы с ПК и интернет-ресурсами. Однако, использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество музыкального образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагогов.

 

«Каждый участник образовательного процесса

 сам решает, идти в ногу с будущим

 или вышагивать пятками назад»

 Анатолий Гин.

 Руководитель международной

 лаборатории Образовательных технологий

 «Образование для Новой Эры»

 

Современные ИКТ и их роль в системе образования.

 

 Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

 Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования.

 Что же такое ИКТ?

 В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология- это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

 Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

 Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

 Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

 музыкального руководителя?

 

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение
  4. Средство подготовки выступлений.

 

 Если говорить об использовании информационных технологий на музыкальных занятиях, то здесь они помогают решить ряд задач:

 ¬ Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

 ¬ Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.

 ¬ Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

 

 Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

 

 Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

 

 Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

 Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

 

 Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя)- наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

 

 Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

 

 Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

 

 Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

 

 Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

 

 М.Р.Д и Танцы: Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

 

 Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

 

 Муз.-дид. игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

 

 Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучивать партии в оркестре.

 

 На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С помощью мультимедиа зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию» и «2 рояля».

 

 Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

 

 Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:

 ϖ Педагог не умеет пользоваться компьютером

 ϖ Нет компьютера в домашнем пользовании педагога

 ϖ Нет компьютера в муз.кабинете ДОУ

 ϖ Недостаточная компьютерная грамотность педагога

 ϖ Недостаточное программное обеспечение

 

 Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

 

 Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!

 

 Коллеги, вашему вниманию предлагаю презентацию "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя".

 http://narod.ru/disk/15546677001/Презентация1.rar.html

 

Технологии дошкольного образования предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики дошкольного образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата. Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности технологий дошкольного образования является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

 

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Все существующие методики дошкольного образования ориентированы на какую-либо одну сторону развития ребенка. Множество разнообразных методик можно также найти на сайтах дошкольного образования.

 

Традиционной частью образовательного процесса в дошкольных учреждениях являются музыкальные занятия. Любая методика музыкального дошкольного образования включает в себя несколько направлений. Первым направлением является знакомство дошкольников с фольклорными музыкальными произведениями, симфонической и инструментальной музыкой. Преподаватель должен дать детям понятие жанра, познакомить с различными музыкальными жанрами и примерами произведений. Другим направлением музыкального дошкольного образования являются игры с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха у детей, расширяют круг познаний, пробуждают интерес к музыке. Третьим направлением, безусловно, является пение. На подобных занятиях дошкольникам дается понятие распевки, объясняются основные правила пения. К тому же разучивание песен способствует развитию памяти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа старшей группы дошкольного образования "от рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы.

Образовательная программа старшей группы №2.Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учрежд...

Использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях

Что такое мультимедийная презентация? Как  и с какой целью можно использовать презентацию на логопедическом занятии...

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...

«Использование мультимедийных презентаций на музыкальных занятиях, как средство выполнения образовательной программы в современном дошкольном образовании».

Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами, применять ИКТ в своей ...

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия

laquo;Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потен...

Мультимедийные презентации как средства реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании

Мультимедийные презентации как средства реализации образовательной программы в современном дошкольном образовании...