Педагогический совет - обмен опытом
методическая разработка (старшая группа) на тему
Разноуровневый подход помогает готовиться к к практическим занятиям. Воспитателю важно знать возможности каждого ребёнка, идти только к положительному результату.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»»
Технология разноуровневого развития, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации
Материалы выступления на педагогическом совете
Составитель:
Кованцева Татьяна Александровна,
воспитатель высшей категории
Ленинск-Кузнецкий
2017
Сопоставляя характеристики понятий «технология» и «методика», задача социального педагога, воспитателя, психолога не столько противопоставлять их, сколько использовать весь операционально-деятельностный арсенал, сочетать науку и искусство, технологии и методики.
Вашему вниманию хочу предложить технологию разноуровневого развития несовершеннолетних.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных социальных и педагогических причин недостаточно готовы к дошкольному и школьному обучению и развитию. Испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям. Причем во многих случаях общая оценка интеллектуального развития подобного контингента детей может и не выходить за пределы средненормативных показателей.
Преодолению неуспешности предшествует не только своевременная диагностика развития ребенка, выявление трудностей и их причин, продуманная система развивающей работы, но применение технологий разноуровневого обучения и развития, дифференцированный подход.
Технология разноуровневого развития и обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии составляют:
- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
- сетевое планирование;
- разноуровневый дидактический материал.
Данная технология основывается на следующих научных идеях:
- разуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое развитие таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности;
- уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями детей;
Таким образом, технология разноуровневого обучения и развития позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых содержание, методы, и организационные формы различаются. Состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной задачи.
Цель технологии разноуровневого развития в нашем учреждении на мой взгляд это - создание условий для восполнения пробелов в знаниях с каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Воспитатели имеют возможность реализовывать данную технологию.
В условиях процесса обучения и развития технология разноуровневого обучения реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач. Это упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков детей и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Успех применения технологии разноуровневого развития во многом зависит от того, как происходило дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы.
В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь. Воспитатели для таких детей:
- создают проблемные ситуации;
- обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач;
- стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск;
- дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний.
Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.
Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход:
- дают образцы правильного выполненного задания;
- задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу;
- закрепляют материал через дидактические задания и игры;
- воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям.
К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.
Для них воспитатели:
- создают условия для овладения ребёнком способами действий;
- готовят облегчённые варианты заданий;
- дают больше наглядного материала, схем – подсказок;
- обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения;
- уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их;
- готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу;
- используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи;
- включают сюрпризность;
- избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
Применение дифференциации на группы на основе интеллектуально – личностных особенностей воспитанников позволит разнообразить группы по составу. Это, с одной стороны, потребует от педагога большей подготовке к занятию, расширению методического арсенала, с другой стороны, позволит повысить эффективность и качество усвоения материала воспитанниками.
За I квартал 2017 года поступило 28 детей в группу «Ромашки». Из этих детей можно отнести:
*к первой группе – 7% детей
*ко второй группе – 36% детей
*к третьей группе – 57% детей
По окончанию срока пребывания детей, провела диагностику.
Результат:
*к первой группе – 5% детей
*ко второй группе – 37% детей
*к третьей группе – 58% детей
Примеры реализации разноуровневого обучения:
- Для каждого подгруппового занятия подбираются или изготавливаю материалы с разным уровнем сложности (контурные изображения для раскрашивания, наложенные изображения ( с 2, 3 или 4 предметами), шнуровка с разными по величине и количеству отверстий, наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов и т.д.
- Дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек.
- При использовании разрезных картинок: одна группа работает с картинкой, разрезанной на 4 части, другая – с 5 частями, третья – с 6 частями.
- Даётся определённая последовательность геометрических фигур и предлагается:
Детям первой группы – продолжить ряд;
Детям второй группы – продолжить ряд, увеличив количество какой – либо фигуры.
Детям третьей группы – продолжить ряд и придумать свою последовательность.
- На занятиях по Грамоте для одной группы детей предлагается ряд, состоящий из цифр и букв, при этом детям необходимо все буквы обвести в круг, а цифры - в квадрат. Для детей второй группы предлагается в ряде найти и зачеркнуть определенные буквы. Для детей третьей группы предлагается в ряде букв найти и подчеркнуть «спрятанные» слова.
- «Слоговое лото». Детям предлагаются слова, состоящие из трех букв. При этом первая группа детей заменяет первую букву, составляя при этом новое слово. Вторая группа – заменяет последнюю букву, а третья группа – заменяет гласную.
- При составлении рассказа одна группа детей используется опорную схему, другая – старается составлять рассказ без нее.
- При заучивании стихотворений дети, имеющие высокий уровень развития слухоречевой памяти запоминают со слов педагога, повторяя за ним. Для детей, испытывающих трудности при запоминании словесной информации, используются в качестве помощи иллюстрации, разыгрывание сюжета, самостоятельное зарисовывание сюжета.
- Для детей со слабой мелкой моторикой применяется более крупный раздаточный материал (фишки, геометрические фигуры и проч.), чем для детей с хорошо развитой мелкой моторикой.
- Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия воспитатель показывает, например, фигуру и говорит ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминает, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии.
- Для детей с высоким темпом деятельности заранее готовятся дополнительные индивидуальные задания. Для детей с низким темпом деятельности возможно сокращение количества заданий в рамках одного занятия.
- Для детей с высоким уровнем двигательной активности использовать на занятии задания, связанные с передвижением в пространстве или с каким – либо действием.
- Для закрепления знаний о числеи соответствующей цифре (или букве) детям с трудностями в обучении предлагается рассмотреть число и цифру, обозначающую это число, подумать и сказать, на что она похожа, нарисовать этот предмет, а затем найти и положить ее рядом с нарисованным предметом. С такимим детьми можно разучивать загадки, пословицы, скороговорки, считалки, стихи и в свободное время на прогулке загадывать загадки, разучивать считалки со всеми детьми.
Подгруппы детей | Подход к ребёнку |
I Подгруппа |
подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный». |
II Подгруппа |
подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.
|
III подгруппа |
подбадривать, поощрять, хвалить детей и радоваться их успехам.
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология разноуровневого развития и обучения - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала. Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Основу технологии составляют: * психолого – психолого педагогическая диагностика воспитанника
Основу технологии составляют: * сетевое планирование
Основу технологии составляют: * разноуровневый дидактический материал
Традиционно в рамках данной технологии принято выделять три группы. В первую группу входят дети, которые способны с лёгкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы воспитателя; хорошо развитая речь.
Первая группа Воспитатели для таких детей: создают проблемные ситуации; обеспечивают овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач; стимулируют самостоятельность мышления, творческий поиск; дают возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний. Таким образом, педагоги обеспечивали детям с высоким уровнем продвижение по пути их опережающего развития.
Вторая группа Вторая группа детей – усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются; недостаточный уровень самостоятельности, требуется дополнительная стимуляция при выполнении заданий; речь соответствует возрасту, но иногда встречаются отдельные грамматические погрешности, нарушения в звукопроизношении.
Вторая группа Для них особенно важен психологический настрой: «Я хочу», «Я могу», «Я умею», «У меня всё получится!» Воспитатели, осуществляя индивидуальный подход: дают образцы правильного выполненного задания; задают наводящие вопросы, подводящие к определённому выводу; закрепляют материал через дидактические задания и игры; воспитывают уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого.
Третья группа отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям. К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.
Третья группа – отставания от сверстников; ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; сниженная работоспособность, неподготовленность к приёму и переработке информации, низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, им трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; под влиянием неудач у детей складывается отрицательное отношение к занятиям. К этой же группе можно отнести детей с повышенной возбудимостью и педагогически запущенных, которым не уделялось должного внимания в семье.
Третья группа Для них воспитатели: создают условия для овладения ребёнком способами действий; готовят облегчённые варианты заданий; дают больше наглядного материала, схем – подсказок; обеспечивают возврат к предыдущему этапу обучения; уделяют больше внимания индивидуальной работе на занятиях и вне их; готовят к восприятию нового материала, проводя предварительную работу; используют похвалу, одобрение, подбадривание, различные виды помощи; включают сюрпризность ; избегают таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так».
Разноуровневая группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...
Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)
Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)...
Выступление на педагогическом Совете "Обобщение опыта работы по созданию комфортной предметно- развивающей среды в старшей логопедической группе "Кораблик"
выступление ( март 2017)...
Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст- важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....
Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...
Выступление на педагогическом совете (обмен опытом). "Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет"
Выступление на педагогическом совете(обмен опытом)Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...