Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Плуталова Татьяна Владимировна

 

              В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развита мелкая моторика рук.

             Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие  речи . Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Дело в том что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка, как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской  речи,  профилактику  и коррекцию речевых  нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры, как средство профилактики нарушения речи у детей"

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №5 общеразвивающего вида

Пекшевой Татьяны Владимировны.

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие  речи . Ученые отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Дело в том что, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву последующего развития речи. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской  речи,  профилактику  и коррекцию речевых  нарушений.

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать  речь  дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения ( пальчиковые   игры ). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и  речь. Если  речь   ребенка  развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития  речи  дошкольников через  пальчиковые   игры.

В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения  пальчиковых   игр   как   средства  профилактики нарушения   речи   детей  и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина « Пальчиковая  гимнастика», Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (упражнения на развитие подвижности пальцев и рук), Л.П. Савина « Пальчиковая  гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем  речь », Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Статьи в журналах «Дошкольное воспитание», « Ребенок  в детском саду», «Управление ДОУ», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми.  Провела диагностику, поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

- мозайка (мелкая и крупная);

- бусы и пуговицы разной величины;

- свободные катушки для наматывания на них ниток и веревок;

- дощечки с множеством отверстий или от мозайки для «вышивания» шнуром или мягкой проволокой;

- различные виды застежек: молнии, пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка;

- пособия для шнуровки;

- наборы веревочек разной длины и ширины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек;

- наборы пластмассовых и деревянных палочек;

- разнообразные мелкие игрушки;

- массажные мячи;

- резиновые игрушки разной плотности;

- бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

В своей работе использую разнообразные формы работы с  детьми . Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются  пальчиковые   игры , которые дают наиболее значимый эффект.  Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают  детям  снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому  пальчиковые   игры  очень важны для  ребенка . Составила перспективный план  пальчиковых   игр , в сочетании с тематикой комплексно – тематического планирования.

Регулярное проведение  пальчиковых   игр  и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса  у   детей. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

 Слежу за правильной постановкой кисти руки  ребенка  и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись  детьми  легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Использование  пальчиковых   игр  и упражнений помогли  детям :

- овладеть навыком мелкой моторика;

– улучшить произношение и обогатить лексику;

- развить внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

- улучшить психические процессы ( внимание, мышление, память);

- снять тревожность;

- проявлять творческие способности.

Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают  детей  и легко запоминаются.  Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между  детьми  и взрослыми. Забавные персонажи  пальчиковых   игр  просты и понятны малышам.

Серьезное внимание стала уделять театрализованным  играм  ( пальчиковый  театр). Они выступают эффективным  средством  речевого развития  детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию  речи. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.  

Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Воспитание звуковой культуры  речи   у   детей  дошкольного возраста», консультации: «Значение  пальчиковых   игр  в развитии  речи   детей  дошкольного возраста».Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук.

Таким образом пальчиковые   игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозайками, самомассаж - все это способствовало развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности  ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности  детей , коммуникабельность.

Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей  интерес к  пальчиковым   играм, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев  у   детей  приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У воспитанников наблюдалась положительная динамика уровня развития  речи , что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У детей  улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.

Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие  ребенка  и постановка его  речи  очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

 Опыт  работы с дошкольниками подтвердил, что уровень развития  речи   детей  находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста

В статье  раскрыта актуальность проблемы профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста и предупреждение дефектов осанки. Анализ литературы по этой проблеме.Роль подвижных игр на форм...

Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные во...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом). "Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет"

Выступление на педагогическом совете(обмен опытом)Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...

Подвижные игры как средство профилактики нарушений речи»

Из опыта работы использования подвижных игр учителем-логопедом...

Выступление на педагогическом совете на тему "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"

Сообщение для педагогв ДОУ на тему "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"...