Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)
материал по теме

Першина Татьяна Васильевна

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom.rar11.08 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

(Обмен опытом)

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Составила:

  Воспитатель

Першина Т.В.

«Народ, который не знает своей культуры

 и истории презрен и легкомыслен».

 И. М. Карамзин

«Жизнь всякого народа проявляется в  своих ей одной свойственных формах», писал великий русский демократ В. Г. Белинский, подчёркивая  этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа.

Эпохи, люди, их культура неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.

Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю, культуру страны.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»(Д. С. Лихачёв).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность.

Сейчас с возвращением к нам национальной памяти, всё больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались. Какие отмечали праздники, какие соблюдали обычаи и традиции, как и чем украшали свой быт?

Хочется всё это донести до понятия нашего поколения, донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, чтобы они помнили обычаи и традиции русского народа.

Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры (О. П. Князева).    

   

Поставила перед собой задачи.

  1. Познакомить детей с устным  народным творчеством.
  2. С обычаями и традициями русского народа.
  3. Воспитывать любовь к культуре русского народа.
  4. Познакомить с некоторыми видами народного искусства.
  5. Развивать интерес к природе России.

Важной частью духовной культуры народа является – фольклор.

С детьми с младшего дошкольного возраста начинаю разучивать потешки, песенки, попевки, прибаутки. Знакомлю детей с пословицами, поговорками, загадками.

Разработала Конспект занятия с использованием пословиц, поговорок, загадок (о предметах старинного русского быта).

Я стараюсь соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов.

При знакомстве детей с у. н. т. использую мягкие игрушки, иллюстрации к потешкам, наглядный материал, пальчиковый театр и др.

Провожу с детьми театрализованные игры по сказкам, потешкам. Конечно же это требует большой предварительной подготовки.  От возраста к возрасту  знакомлю детей с новыми программными сказками. Чтение сказок провожу как на занятиях, так и вне занятий. Впечатления, полученные от сказок, дети отражают в играх, в рисунках. С детьми оформили «уголок сказок», где оформлены настольный театр, теневой театр, кукольный, шапочки. Прослушиваем сказки на дисках, на кассетах, а затем драматизируем.Провожу праздники и развлечения не только для детей, но и для родителей.

Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с былинами и преданиями наших русских богатырей, воинах и защитниках Руси. Дети очень любят слушать истории о наших   воинах.

Традиционно проводим один раз в месяц именины. Детей подвожу к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Усваивают правила гостеприимства, которым славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами».

В своей работе хочу выделить, как я знакомлю детей с историей мужской и женской одеждой, обувью, и т. д. Для этого я оформила альбом «русская народная одежда», «обувь», «головные уборы». Рассматриваем куклу в русской одежде- костюме. Разучиваем стихи, потешки. Рассматриваем  настоящие костюмы в народном стиле. Дети наряжаются в р. н. костюмы и устраиваем хороводные игры, подвижные.

Не мало важное значение имеет в моей работе  знакомство детей с календарем русского народа, с народными приметами.

В моей группе имеется календарь природы, где дети отмечают изменения в природе, погоду, прилёт птиц на участок. Провожу работу с родителями. В уголке «Задания на дом» вкладываю домашнее задания, разнообразные советы. Провожу с детьми досуг «Осенины».

Особым своеобразием отличались русские народные праздники. Мы все их любим – это Новый год, Рождество, Масленица, Пасха. Мы с детьми , родителями и с музыкальным руководителем  готовимся к праздникам. Разучиваем  обрядовые песни, заклички, хороводы.

Русские народные праздники, пение песен, игры, хороводы, очень интересуют детей, развивают всесторонне, воспитывают любовь к традициям русской народной культуры.

Знакомлю детей с народно – прикладным искусством (игрушки из глины, из дерева, роспись разделочных досок, подносов, кружево, вышивка, роспись посуды). Для этого оформила уголок, альбом. На занятиях по рисованию, по аппликации с детьми расписываем рисунки, наклеиваем узоры- орнаменты  на силуэты игрушек. Разучиваем загадки о народных промыслах.

На музыкальных занятиях  знакомим с творчеством русских композиторов.

На занятиях по рисованию и вне занятий знакомлю детей с творчеством русских художников. У детей развивается  устойчивый интерес к художественным произведениям, воспитывается эстетический вкус, закрепляются  и углубляются представления о жанрах и средствах выразительности живописи.

В заключении хочу сказать, что моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Родители связали из пряжи куклы к р. н. сказке «Репка», помогали в оформлении уголка «Русское народное творчество».

Рекомендую посещение музея «краеведческий», народные городские праздники, мероприятия.

Моя работа по этой теме направлена на приобретение детьми культурного богатства русского народа, определение меры общего развития ребёнка.

                                                                                                   

«Давайте детям больше и больше созерцание        

общего, человеческого, мирового, но

преимущественно старайтесь знакомить их

через родные и национальные явления».

В. Г.Белинский.

   


Список используемой литературы.

  1. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева
  2. Русское народное творчество в детском саду. А. П. Усова.
  3. Красна изба…. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете (из опыта работы) "Пальчиковые игры как средство профилактики нарушения речи у детей"

В течение дошкольного детства  ребенок  практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много п...

Педагогический совет - обмен опытом

Разноуровневый подход помогает готовиться к к практическим занятиям. Воспитателю важно знать возможности каждого ребёнка, идти только к положительному результату....

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

Доклад. Выступление на педагогическом совете из опыта работы по теме «Развитие диалогической речи посредством театрализованной деятельности детей»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует...

Выступление на педагогическом совете (обмен опытом). "Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет"

Выступление на педагогическом совете(обмен опытом)Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие связной речи у дошкольников 4-5 лет»...

Выступление на педагогическом совете (из опыта) «Речевое развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

       Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей....