Родительские собрания
статья на тему

Никитина Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

Готовность ребёнка к школе.

Список литературы:

  1. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Тёмнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М., Академический Проект, 2003
  2. Нижегородцева Н.В, Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. М., Владос, 2001
  3. Мухина В.С. Детская психология.- М.: «Просвещение», 1985.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: «Просвещние»,2005.
  5. Бородкина Г.В. Ещё раз о готовности к школе. Начальная школа плюс До и После. № 10 2002.

Школа требует от ребёнка достижение «школьной зрелости» - определённого уровня функциональной готовности, при котором ребёнок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического развития. Кроме того, готовность к школе подразумевает овладение З.У.Н, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы. Универсального теста, который определит готовность ребёнка к школе, не существует.

При диагностике следует учитывать, что исследуемый возраст является переходным, следовательно, должны быть исследованы новообразования предыдущего периода (игровой деятельности) и симптомы, означающие наступление нового периода (учебной деятельности). ( идея Эльконина Д.Б.)

Исследования должны вестись в следующих направлениях:

  1. Личностная готовность.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Двигательная готовность
  4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности.

Рассмотрим диагностику по каждому из этих направлений.

  1. Личностная (социальная) готовность.

Для данного периода при готовности к школе характерны потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля.

Самооценка.

методика «Лесенка».

Ребёнку предлагают определить своё место на лестнице, поясняя, что верхние 3 ступеньки для хороших детей – чем выше, тем лучше (хорошие, очень хорошие, самые хорошие), нижние – для плохих (плохие, очень плохие, самые плохие). На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие.

После выбора ребёнка необходимо спросить: «Ты на самом деле такой или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты, каким хотел бы быть, куда бы тебя поставила мама (папа, воспитательница, бабушка)».

Результаты.

Неадекватно высокая самооценка – не раздумывая, ставит себя на самую верхнюю ступеньку, считает, что остальные оценивают его также.

Завышенная самооценка – после колебаний ставит себя на верхнюю ступеньку, допускает, что оценка взрослых может быть ниже собственной.

Адекватная самооценка – обдумывая, ставит себя на 2 или 3 ступеньку сверху, оценка взрослого такая же или ниже.

Заниженная самооценка – ставит себя на нижние ступеньки.

Готовность к школе: 

Дети с неадекватно завышенной самооценкой не готовы к школе, т.к. это свойственно младшему и среднему дошкольному возрасту – эти дети не могут себя оценить критически. Заниженная самооценка рассматривается как отклонение в развитии личности. Выбор средней ступеньки говорит о том, что ребёнок не понял задание или не хочет его выполнять. О готовности говорит адекватная или завышенная самооценка (в необычных ситуациях детям этого возраста свойственно проявлять завышенную самооценку).

Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность

Методика – беседа Нежновой Т.А. с добавлениями (баллы).

вопросы беседы

варианты ответов

баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

а) очень хочу

б) так себе, не знаю

в) не хочу

а) 2

б) 1

в) 0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

а) интерес к учению, занятиям: хочу стать умным, грамотным и т.п.

б) интерес к внешней школьной атрибутике – форма, портфель и т.п.

в) внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, мама сказала и т.п.

а) 2

б) 1

в) 0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

а) освоение некоторых навыков чтения. письма, счёта: с мамой писали, считали…

б) приобретение формы, портфеля, книг…

в) занятия, не относящиеся к школе

а) 2

б) 1

в) 0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

а) уроки, школьные занятия

б) внеучебные занятия и проч., не связ. с учением моменты: перемена, личность учителя, вид класса, школы

в) уроки художественно-физкультурного цикла

а) 2

б) 1

в) 0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, как бы ты проводил день. чем занимался?

а) занятия учебного цикла: писать буквы, читать…

б) дошкольные занятия: рисование, конструирование

в) занятия, не имеющие отношения к школе: прогулка, игры…

а) 2

б) 1

в) 0

Преобладание ответов «А»: ориентация на содержание учебной деятельности

Преобладание ответов «Б»: ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

Преобладание ответов «В»: ориентация на внешкольные виды деятельности

Готовность к школе:

10 - 9 баллов – школьно-учебная ориентация ребёнка, положительное отношение к школе, внутренняя позиция школьника сформирована достаточно.

8 – 5 баллов – интерес к внешним атрибутам школьной жизни, начало формирования позиции школьника.

4 – 0 баллов – ребёнок не проявляет интереса к школе, внутренняя позиция школьника не сформирована.

  1. Интеллектуальная готовность

Диагностика должна выявить уровень наглядно–образного мышления, общих представлений, использование символических средств.

Уровень знаний

Беседа с ребёнком на выявление умения читать (знание букв), считать до 10 в прямом и обратном порядке, умение различать геометрические фигуры, понимание пространственных отношений – ниже, выше, между, дальше и т.п. Выявление знаний об окружающем мире – название растений, животных, времён года, имён родителей.

Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йирасека.

1.  Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...

Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4.  Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5.  Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

6.  Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

7.  Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8.  Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9.  Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

10.  Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

11.  Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13.  Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие  2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.

14.  Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15.  Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16.  Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = О

баллов.

18.  Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19.  Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

 

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1  группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3  группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

Умение обобщать

тест «Классификация картинок»

заранее заготавливаются карточки с картинками, ребёнок должен разбить их на группы и назвать одним словом – фрукты, овощи, животные и т.п.

Результат:

1 уровень отсутствия обобщений – не выделяет существенные признаки одного класса

2 уровень простого синтеза – правильно объединяет, но назвать не может

3 уровень наглядного обобщения – правильно объединяет предметы, слово подобрать не может, но комментирует – это растёт, это бегает…

4 уровень предварительного словесного обобщения - правильно объединяет предметы, называет обобщающим словом, но даёт неточные названия – вместо «птицы» - «животные»

5 уровень полного словесного обобщения - правильно объединяет предметы и называет их.

Готовность к школе.

Достаточным считается достижение 3 – 5 уровня, 1 - 2 говорит о неготовности к обучению в школе.

Тест на развитие зрительного анализа

Ребёнку последовательно предъявляют 4 фигуры, начерченные на листке в клеточку, предлагают на своём листке сделать также:

Результат: каждая фигура оценивается отдельно, максимальное количество баллов – 8, минимальное – 0

Фигура полностью соответствует – 2 балла, по форме соответствует, размеры или пропорции нарушены – 1 балл, не соответствует эталону – 0 баллов.

Готовность к школе:

8-7 баллов – хорошо развито образно-схематическое мышление

6-3 балла - ребёнок не умеет выделять элементы графического изображения и соотносить их по форме и размеру. Воспринимают фигуру целостно, схватывают и запоминают её целиком, не анализируют её свойства.

2 - 0 балов – зрительный анализатор развит слабо, к школе не готов.

  1. Физическая готовность

Для установления уровня физической готовности должны быть опрошены, в первую очередь, родители учащихся. Как показывает практика, 40% детей с трудом усваивают программу образовательного учреждения лишь только потому, что у них менее выносливая нервная система, они более подвержены утомлению  и переутомлению, чаще пропускают занятия по причине заболевания. Речь идет не о детях с проблемами психоневрологического характера, а о тех, которые страдают соматическими расстройствами – такими, как бронхиальная астма, пиелонефрит, заболевания сердечнососудистой системы и т.д. У этих детей сохранный интеллект, гармоничное развитие, но в силу заболевания затруднены процесс обучения, общение со сверстниками, взрослыми, в частности с педагогами, а порой и с родителями. Дети, имеющие те или иные заболевания и особенно хронические, представляют особую группу, так как постоянно находятся под опекой родителей, взрослых. Очень часто в центре внимания оказывается не сам ребенок, а его заболевание. При беседе с родителями следует установить те заболевания, которым подвержен ребёнок, выбрать подходящую для него форму обучения (многие родители предвзято относятся к индивидуальной форме обучения, чем могут усложнить жизнь собственного ребёнка).

Уровень развития мелкой моторики.

тест 1.

Обе ладони ребёнка обводятся по контуру на бумажном листе. Затем, начиная с правой руки, экспериментатор указывает на один палец, который должен поднять ребёнок. У ребёнка вместе с нужным пальцем может среагировать и какой–либо другой. Это называется синкинезия. При её проявлении нужно поставить стрелочку от ненужного пальца к нужному. После поднятия каждого пальца на правой руке, переходят к левой. Затем каждую руку проверяют ещё раз.

Результат: подсчитывается количество синкинезий на каждой руке. Так как опрос проводился дважды, Количество раз делится на 2. Результаты на левой и правой руке складываются.

Готовность к школе.

Для детей 6 лет норма синкинезий  - 9, для 7 лет – 6, для 8 лет – 5.

Тест 2

По образцу предлагается нарисовать одним движением окружность диаметром 3 - 3,5 см

Готовность к школе: о слабом развитии руки говорит неспособность справится с заданием – вместо круга – овал, окружность меньшего размера, рисование с отрывом руки.

  1. Уровень развития предпосылок учебной деятельности

Принятие учебной задачи

тест «Раскрась картинку» (показывает сформированность навыков, приобретённых в игровой деятельности – умение подчиняться правилам игры)

Заготавливаются 2 контурных рисунка, один из которых раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – чёрное, солнце – зелёное и т.п. Детям предлагается раскрасить свою картинку также. После выполнения задания детям предлагается себя проконтролировать – сказать, всё ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец.

Результат:

3 балла – с заданием справился полностью, доказывают правильность выполнения (здесь небо чёрное, и у меня тоже)

2 балла – есть ошибки, но дети их признают (ой, здесь надо зелёным, а у меня – красное)

1 балл – частично или полностью раскрашивают рисунок, но при неправильном раскрашивании говорят – так не бывает, это неправильно

0 баллов – дети раскрашивают рисунок так, как им нравится, не видят ошибок

Готовность к школе

1 группа – принимают и понимают задачу

2 группа – принимают, но не понимают задачу (хочет выполнить, но не понимает как)

3 группа – не принимают задачу, но выполняют

4 группа – не понимают и не принимают задачу – неготовность к школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Фомина Л.А . АЛЕКСАНДРОВА В.А. МКДУ №2 п. Дубна октябрь 2014 г. Родительское собрание «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы».

Слайд 2

Общий кругозор: - Фамилия, имя. - Дата рождения. - Свой возраст. - Имя и отчество родителей. - Домашний адрес. - В какой стране живет. - Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран). - Знание растений.

Слайд 3

Мышление: - Определение четвертого лишнего. - Классификация, обобщение. - Сходство/различия. - Умение решать логические задачи. - Сложение фигур из частей. - Сложение из счетных палочек. - Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Слайд 4

Внимание - Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями). - Переключение. - Распределение. Память: - Повтор 10 слов или цифр. - Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.). - Пересказ текстов.

Слайд 5

Речь - Артикуляция, произношение. - Отвечать на вопросы и задавать их. - Строить рассказы по картинкам. - Сочинять сказки. - Составлять предложения. - Заучивать наизусть стихи, прозу.

Слайд 6

Моторика - Правильно держать ручку, карандаш, кисточку. - Уметь чертить прямую линию. - Писать печатную букву по образцу. - Вырезать из бумаги. - Аккуратно клеить. - Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки. - Лепить как отдельные образы, так и целые композиции. - Изготавливать аппликации.

Слайд 7

Я и общество Дети должны знать: - название нашей страны и её столицы; - флаг, герб России; - название родного города, села, свой адрес. Дети должны иметь представление: - о всенародных праздниках

Слайд 8

Предметный мир Дети должны уметь: - сравнивать, группировать, классифицировать предметы; - называть материалы, из которых они изготовлены; - понимать значение обобщающих слов.

Слайд 9

Неживая природа Дети должны: - иметь представление о сезонных изменениях в природе; - определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Слайд 10

Животный и растительный мир Животный мир Дети должны иметь представление: - о домашних и диких животных; - о перелетных и зимующих птицах; - о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Растительный мир Дети должны иметь представление: - об условиях необходимых для роста растений; - о лесных ягодах и грибах; - об овощах и фруктах; - о деревьях, кустарниках и цветах. Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Слайд 11

Крупная моторика Дети должны уметь: - прямо и твердо ходить, бегать, прыгать; - точно ловить и кидать мяч; - на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы; - застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Слайд 12

Крупная моторика Дети должны уметь: - проводить прямые, не дрожащие линии; - «видеть» строку и писать в ней; - видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Слайд 13

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо: • уметь чётко произносить все звуки речи; • уметь интонационно выделять звук в словах; • уметь выделять заданный звук в потоке речи; • уметь определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце); • уметь произносить слова по слогам; • уметь составлять предложения из 3-5 слов; • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.; • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные); • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.) • уметь составлять несколько предложений о предмете; • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня); • уметь наизусть читать любимые стихотворения; • уметь последовательно передавать содержание сказки.

Слайд 14

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления: • знать цифры от 0 до 9; • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д; • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка; • знать знаки +, - , =, <, >; • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6) • уметь соотносить цифру и число предметов; • уметь сравнивать две группы предметов; • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; • уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру; • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг; • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.; • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

Слайд 15

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо: • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки; • уметь различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза); • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока); • иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…); • знать названия 1-3 комнатных растений; • знать названия 12 месяцев года; • знать названия всех дней недели.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Родительское собрание
Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

 

Задачи.

  1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

План проведения.

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Ход собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

Проведение опытов:

- с водой,

- воздухом.

3. Итог собрания.

Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

 

Ход собрания.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.

Уважаемые родители, с начало вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).

Ведущая: Сейчас мы это проверим.

Свойства воздуха:

1. Воздух существует;

2. Воздух невидим;

3. Воздух не имеет вкуса;

4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

5. Мы дышим воздухом;

6. Есть ли вес у воздуха;

7. Воздух очень легкий;

8. Воздух легче воды;

9. Горячий воздух легче холодного;

10. Ветер – это движение воздуха;

11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

12. Воздух давит на предметы во все стороны;

13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)

Ведущий: Уважаемые родители, вспомните и назовите свойства песка. (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)

Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с водой и выявить его с свойство. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)

Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)

Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

Ведущий: Давайте заполним их водой.

Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах

Ведущий: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)

В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.

2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Ведущая: Правильно.

  1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
  2. Во-вторых, с воздухом.
  3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

Ведущий: Уважаемые родители, для начала мы с вами проведем научные эксперимент с водой.

Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

Ведущий: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю провести эксперимент.

Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.

При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Исследуем вместе.

 

Список литературы и интернет источники:

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с,, ил.- (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...