Проект в старшей группе «Что такое Новый год?»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe.novyy_god.docx | 900.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе «Что такое Новый год?»
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный,1 неделя.
Цель: формирование у детей понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Новогоднего праздника. Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников представления об истории возникновения новогоднего праздника, его традиций и обычаев.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.
3. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через продуктивную и художественно-эстетическую деятельность.
4. Обогащать активный словарь детей по теме (традиция, огниво, имена дедов Морозов разных стран)
5. Привлечь родителей как активных участников жизни группы к
подготовке к Новогоднему празднику.
Организация проекта: создание условий в группе для активной творческой деятельности детей; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми; организация бесед и совместной игровой деятельности воспитателя с воспитанниками.
Проблема:
Новый год – самый любимый праздник детей и взрослых. Но знают ли дети о празднике что-то еще, кроме Деда Мороза и подарков?
Данный проект позволит познакомить детей с традициями Нового года в России и других странах, узнать историю появления праздника на Руси. Проект сблизит взрослых и детей в преддверии праздника, поможет в организации утренника и оформлении выставки.
План реализации проекта:
1. Выбор темы, выявление проблемы.
2. Постановка цели и задач по выбранной теме.
3. Сбор и накопление различного (методического и технического материала).
4. Разработка планирования совместной образовательной деятельности, игр и других видов деятельности.
5. Включение родителей в организацию выставки «Новогодняя сказка».
Итоговые мероприятия проекта:
- выставка «Новогодняя сказка»
- Новогодний утренник.
Планирование работы в рамках проекта
Дни недели | Совместная образовательная деятельность с детьми | Создание ППРС для самостоятельной деятельности | Работа с родителями |
Понедельник | ОД: «Что такое праздник?», Беседа «Символы Нового года» Дидактическая игра «Что нужно Деду Морозу» Рисование «Дедушка Мороз». Упражнение «Какое слово короче?» Чтение «Мороз Иванович», «Снегурочка» С/р-и «Магазин новогодних игрушек» П.и «Два Мороза» | Альбомы для рассматривания «Дед Мороз и Снегурочка» Разукрашки «Дед Мороз», «Снегурочка» Разрезные картинки «Символы Нового года» Исследовательская деятельность со снегом «Что случилось со Снегурочкой?» | Сбор новогодних открыток |
Вторник | Беседа «Откуда елка к нам пришла?» Дид.игра «Хорошо-плохо» (живая или искусственная елка) Изготовление гирлянды для украшения Игра «Какой? Какая? Какие?» Пение песен про елочку, про праздник. Рисование «Что такое Новый Год?» С/р-и «Встречаем Новый год» П.и «Метелица» | Набор новогодних открыток для рассматривания Силуэты елочек, новогодних игрушек для разукрашивания Картинки «Найди отличия» Искусственная елочка с игрушками для с/р игры «Встречаем Новый год» | Выставка поделок «Новогодняя сказка» (сказочные персонажи своими руками) |
Среда | ОД.:«Как праздновали Новый год на Руси»; Беседа «Как празднуют Новый год в России сейчас» Дид.игра «В каком мультфильме встречают Новый год» Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» Упражнение «Закончи предложение» Лепка «Подарки под елочку» Разучивание стихотворения «Зима» С/р-и «Утренник у Машеньки» П.и «Мы веселые ребята» | Альбом для рассматривания «Новый год на Руси» Картинки «Старинные открытки», «Зимние забавы на Руси» Шаблоны, трафареты на тему новогоднего праздника Исследовательская деятельность: «Цветные льдинки» | Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года». |
Четверг | Беседа «Как встречают Новый год в других странах». Презентация «Дед Мороз в разных странах» Психоречевая гимнастика «Дед Мороз» Изготовления открыток для Деда Мороза Чтение Н. Носова «Бенгальские огни» С/р-и «Салон красоты» П.и «Снежки» | Альбом для рассматривания «Новый год в других странах» Дидактическая игра «Найди отличия» (Дед Мороз и Санта Клаус) Раскраски «Что за Дед Мороз?» | Подготовка с детьми сообщений о празднике в других странах. |
Пятница | Дид.игра «Из какой сказки или мультфильма Дед Мороз» Разучивание стихотворения: К. Чуковский «Елка» Дидактическая игра «Елочки бывают разные» Рисование акварелью «Украшаю ёлку» Хоровод на прогулке «Маленькой ёлочке холодно зимой». С/р-и «Встречаем гостей» П.и «Снежная Королева» | Рассматривание новогодних открыток с изображением ёлок. Шаблоны, трафареты на тему новогоднего праздника Конструирование « Елка во дворе» | Консультация для родителей «Безопасность детей вовремя новогодних праздников» |
Полученные результаты:
Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают; какие деды Морозы бывают в других странах; как и когда праздновали Новый год на Руси.
Использованная литература и другие информационные средства:
1.Художественная литература:
Русская народная сказка «Мороз Иванович»
Степанов В. «Зима»
Носов Н. «Бенгальские огни»
Чуковский К. «Елка»
Мультфильм «Зима в Простоквашино»
Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. // Д.Н.Колдина –
М. : МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей
группе детского сада. Конспекты занятий. // Т.С. Комарова. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
Куцакова Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: В мире
прекрасного. Метод. Пособие. // Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова –
М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004
2.Инернет ресурсы:
Календарь ожидания Нового года // Почемучка [Электронный ресурс]http://pochemu4ka.ru/load/zima_novyj_god/kalendar_ozhidanija_advent_kalendar/kalendar_ozhidanija_novogo_goda/503-1-0-1251
Приложение1
Конспект совместной образовательной деятельности
«Дед Мороз разных стран».
Цель: расширить знания детей об обычаях празднования Нового года в
разных странах.
Цель: расширить знания детей об обычаях празднования Нового года в
разных странах.
Цель: расширить знания детей об обычаях празднования Нового года в
разных странах.
Цель: познакомить детей с дедами Морозами разных странах и обычаями празднования Нового года.
Задачи:
Приобщать детей к национальной культуре.
Обогащать и пополнять словарь детей (трут, огниво, традиция)
Развивать умение в определенной логической последовательности излагать свои мысли.
Развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мышление, восприятие, воображение.
Формировать умения внимательно слушать воспитателя и сверстников, отвечать на поставленные вопросы.
Материалы: интерактивная доска, разрезные открытки, бумага, ножницы, карандаши,
Ход:
В: Ребята, вы любите праздники? Дети: Да.
В: А какие вы знаете праздники? (ответы детей)
- Послушайте загадку и скажите о каком празднике идет речь?
«На дворе снежок идет.
Скоро праздник…»
Дети: Новый год!
В: Да, действительно к нам приближается всеми любимый праздник Новый год.
- Ребята, что такое Новый год?
Дети: (ответы детей)
-Да, это самый долгожданный, желанный и любимый праздник, который ждут целый год взрослые и дети, полный сюрпризов и волшебства.
В: Ребята, а Новый год какой праздник?
Дети: Семейный, его встречают всей семьей.
В: Ребята, а кто приходит к вам на праздник? Кого вы больше всего ждете?
Дети: Дед Мороз и Снегурочка.
В: А, что вы знаете о Дедушке Морозе? (ответы детей)
- Да, ребята, все верно, он добрый веселый волшебник, который исполняет желание детей, а для взрослых он воспоминание о детстве, ведь в новогодние праздники все ждут чудес и даже взрослые хотят исполнения своих желаний.
- Ребята, а где живет Дед Мороз? (в какой стране, в каком городе)
Дети: В России, в Великом Устюге.
В: А где живет Санта Клаус?
Дети: В Лапландии.
В: -Ребята, скоро Новый год, и мы сейчас очень часто по телевизору, на открытках, в книгах видим Санта Клауса, как вы думаете, Дед Мороз и Санта Клаус – это один и тот же новогодний волшебник? (ответы детей)
- Ребята, а вы можете назвать отличия Деда Мороза и Санта Клауса. (ответы детей)
А, теперь посмотрите на экран, все ли отличия вы назвали? (на экране мультимедиа изображение Санта Клауса и Деда Мороза)
Физкультминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, (имитируют катание на лыжах)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
В: - Ребята, а вы знаете как Дед Мороз дарит подарки (ответы детей)
Правильно, Дед Мороз торжественно входит в дом, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку.
А, Санта Клаус? (ответы детей)
Совершенно верно, Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.
-А у нас в России было принято в праздники отправлять друг другу открытки. Я предлагаю вам собрать новогодние открытки.
Д /игра: «Собери разрезные новогодние открытки»
- Ребята, а у Дедушки Мороза есть родственники в других странах. Они тоже сказочные новогодние волшебники. Давайте с ними познакомимся поближе.
- В каждой стране новый год отмечаю по-своему. Санта-Клаус рождественский дед, сказочный персонаж североамериканский, который дарит подарки детям на Рождество Христово. Принято считать, что передвигается Санта-Клаус на санях, запряжённых оленями и живет в Лапландии. Перед новым годом дети пишут Санта - Клаусу письмо, и он кладет им подарки в специальный чулок, который дети готовят перед праздником.
В Италии к детям приходит не Дед Мороз, а старушка – ведьма со смешным личиком и носом крючком - Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям шоколад, а непослушным достаются только горелые угольки.
Французский Дед Мороз, Пэр Ноэль, наполняет детскую обувь подарками.
Пер Ноэль— зимний фольклорный новогодний персонаж родом из Франции. По традиции Пер Ноэль, приехав к дому на осле в деревянных башмаках и с корзиной подарков, проникает через дымоход в дом, раскладывая подарки в, оставленную перед камином.
«Йоулу» означает Рождество, а «пукки» — козел. Много лет назад Дед Мороз носил козлиную шкуру и подарки развозил на козлике.
В Монголии Новый год еще и праздник пастухов. Поэтому монгольский Дед Мороз - самый главный пастух. В руке у него кнут, а на поясе сумка с трутом и огнивом. Его помощницу зовут Зазан Охин – «Девочка Снег»
Вот так встречают Новый год по всему миру, в разных странах по разному, но везде есть общая черта — встретить его нужно весело, в кругу семьи. А в России новогодняя традиция – это украшать елочку игрушками и гирляндами и ждать подарки от Деда Мороза.
- Ребята, а вы хотите порадовать и сделать приятное Деду Морозу и поздравить его с праздником.
Я, предлагаю вам изготовить подарок собственными руками.
Художественно – творческая деятельность.
Оригами «Дед Мороз»
В: ребята, какие традиции Нового года вы теперь знаете? (украшать ёлку, поздравлять друг друга и др.)
Что для вас было интересным?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Каких Дедов Морозов вы запомнили?
Приложение 2
Диагностика представлений детей по теме проекта.
Диагностика проводилась в начале и в конце проекта.
Критерии к диагностике:
- Имеет представление о том, что такое праздник, традиция.
- Имеет представление о главных символах Нового года (Дед Мороз, Снегурочка, елка)
- Знает где живет Дед Мороз.
- Знает некоторых дедов Морозов других стран.
- Имеет представление об истории возникновения новогоднего праздника на Руси.
- Может рассказать о праздновании Нового года в своей семье.
1-не имеет представлений, не знает
2- имеет отдельные представления, вспоминает с подсказкой
3- имеет представления
Ф.И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Итог | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
1.Дима | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | с | с |
2.Ренат | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | в | в |
3.Никита | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | с | в |
4.Яромир | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | в | в |
5.Ярослав | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
6.София | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | в | в |
7.Андрей | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | с | в |
8.Богдан | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
9.Денис | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | в | в |
10.Даниил | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
11.Аня С. | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
12. Артем | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
13. Захар | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | с | в |
14. Аня Ж. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | в | в |
15.Вова | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 3 | с | с |
Первоначальные представления у детей были, но недостаточно четкие, дети не знали где живет Дед Мороз, как зовут других Дед Морозов, какая история появления праздника Новый год.
0% – не имеют представлений
64% – имеют отдельные представления, вспоминают с подсказкой
33% – имеют представления
После завершения проекта дети обогатили свои представления о Новогоднем празднике, расширили кругозор, словарный запас.
0% – не имеют представлений
47% – имеют отдельные представления, вспоминают с подсказкой
53% – имеют представления
Вывод:
Полученные результаты показывают, что уровень сформированности представлений у детей «Что такое Новый год?» - высокий.
Достижению данного результата способствовало создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, соответствующая предметно-пространственная среда в группе, сотрудничество педагогов, детей и их родителей.
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографий, поют новогодние песни.
Я пришла к выводу, что проведенная образовательная деятельность в форме проекта объединяет детей, родителей и педагогов.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Безопасность детей в новогодние праздники»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приближаются Новогодние праздники и зимние каникулы. Самое чудесное время для детей: елка, подарки, разнообразные развлечения. Бенгальские огни, хлопушки, петарды, снежные горки, ледянки, санки, лыжи и коньки - все это не только приносит радость, но может огорчить травмами, ушибами, порезами и ожогами. Не хочется лишать родителей оптимизма – хочется помочь организовать безопасность ребенка на зимних праздниках. Простые и понятные правила помогут вам сохранить жизнь и здоровье и получить от зимы только лишь положительные эмоции.
Не разрешайте детям длительно находиться на улице в морозную погоду!
Низкая температура может таить опасность. Наиболее чувствительны к ее действию нос, уши, кисти и стопы, особенно пальцы, которые слабее защищены от холода одеждой и находятся в самых неблагоприятных условиях кровообращения, как наиболее отдаленные от сердца. В результате длительного действия низкой температуры может возникать обморожение.
Не оставляйте детей одних дома!
Спички и зажигалки, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также лекарства и бытовую химию храните в недоступных для детей местах. Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, растапливать печи. Обязательно расскажите, что нужно делать в случае возникновения пожара. Напомните детям, что при пожаре ни в коем случае нельзя прятаться в укромные места (в шкафы, под кровати, так как это затруднит их поиск и спасение.
ПОМНИТЕ!
Безопасность детей - дело рук их родителей.
Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес и номер домашнего телефона. Контролируйте поведение детей в дни зимних каникул! Напоминаем, что в случае возникновения.
Приложение3
Дидактические игры
Подскажи звук
Цель: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.
Игра «Елочки бывают разные…»
Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут, и широкие, и низкие, высокие, тонкие.
Ведущий - объясняет правила:
Когда я скажу-
"высокие" - поднимайте руки вверх
"низкие" - приседайте и руки опускайте
"широкие" - делайте круг шире
"тонкие" - делайте круг уже.
Упражнение «Закончи предложение»
Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.
Мы решили слепить... (снеговика).
Мы приделали нос-морковку нашему... (снеговику).
Мы показали соседям нашего... (снеговика).
Мы играли с нашим... (снеговиком).
Мы рассказали бабушке о... (снеговике).
Игра "Какой? Какая? Какие?"
Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите, как можно больше слов об этом предмете.
Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый ...
Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная ...
Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая ...
Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя ...
Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый ...
Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая ...
Упражнение "Какое слово короче?"
Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.
Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка —гирлянда, Снегурочка — снег, хоровод — волшебство.
Психоречевая гимнастика
Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Приложение 5
Раскрашивание новогодних картинок.
Дидактическая игра «Найди отличия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе «Что такое Новый год?»
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий...
Проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...
Познавательно - творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год"
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его тра...
Познавательно - творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
краткосрочный проект "Новый год"...
Проект в старшей группе «Что такое Новый год?"
Участники: дети старшей группы, родители, музыкальный работник, воспитатели. Продолжительность проекта: две недели. Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями ...
Познавательно-творческий проект в старшей группе "Что такое Новый год?"
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, в...
Проект в старшей группе : "Что такое Новый год",
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Что такое Новый год?»Этапы Дата реализации проекта Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями1 этап.П...