Методика разработки активных проблемных ситуаций
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Информационный лист. В помощь воспитателю.
Методика
разработки активных проблемных ситуаций состоит из нескольких этапов:
1 этап (поисковый) вычисление из образовательного материала тех вопросов, которые могли бы составить предметы проблемной ситуации. Для этого необходимо четко представлять структуру и содержание данной образовательной деятельности.
2 этап (аналитический) это анализ того, на основе каких фактических знаний ребенка должна создаваться проблемная ситуация. Здесь необходимо выяснить, что ребенок уже должен знать, и на каких его представлениях строится противоречие.
3 этап (подготовительный) педагог определяет, какими средствами создается противоречие ( описание события, теоретические выкладки и т.д.)
4 этап это определение возможности оценки создавшейся ситуации детьми. Важно поставить себя на место ребенка, чтобы предугадать его возможные ответы, предвидеть затруднения.
5 этап - определение возможных путей разрешения противоречия, педагог грамотно формирует вопросы для направления мысли учеников.
6 этап - обобщение и практические выводы детей.
Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность ребенка, мало поставить перед ним задачу, надо сделать так, чтобы у него выработалось к ней свое, личностное отношение. Необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении. Тогда просыпается его внутреннее «Я», возникает естественное желание выяснить, в чем заключается существо вопроса. Возникает мотивация и использование проблемных ситуаций приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются, они превращаются в умственное действие, и все это происходит в условиях повышенного эмоционального состояния.
Выделяют 4 уровня проблемности:
1 уровень. Педагог сам формулирует проблему и решает её
2 уровень. Проблема ставится педагогом, а решается совместно с детьми
3 уровень. Проблема формулируется педагогом, а решается самими детьми
4 уровень. Дети формулируют проблему и решают её самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-909452-1490560971.jpg)
Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...
Методическая разработка для консультации педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности старших дошкольников»
Одной из ведущих форм деятельности ребёнка является познавательная деятельность. Поэтому активизация познавательной деятельности дошкольников составная часть совершенствования способов обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-656664-1440332270.jpg)
Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка
Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/17/picture-951864-1537202401.jpg)
Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"
Презентация "Использование проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/12/picture-418182-1394610892.jpg)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...