Семинар «Коммуникативные умения педагога»
методическая разработка на тему

Чуркина Людмила Михайловна

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. ... Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.В представленном материале через решение практических ситуаций педагоги осваивают техники и приемы эффективного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnye_umeniya_situatsiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар   «Коммуникативные умения педагога»

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями, впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя. Различают вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение – это слова; невербальное - это выражение лица, поза, жесты, походка.

Представьте, что слово ОБЩЕНИЕ требует расшифровки, но необычной, и необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».

Пример: О- объединение, открытость

                Б- близость, безопасность

               Щ- щедрость

                Е- единомыслие

                Н- необходимость

                И- искренность, истина

                Е- единение

Итак, общение – это стремление к пониманию, желание быть понятым, внимание и внимательность к другому, не только к знакомым людям, желание и умение позитивно самовыражаться.

 Для того чтобы общение с другими людьми было наиболее успешным, существуют много различных способов, так наз. «ключиков» как это лучше можно сделать.

  1. если необходимо что-то сообщить, напр, родителю (возможно не очень приятное для него), то беседу вести только наедине. Иначе у родителя возн. отрицат. эмоции, злость, чувство собственной несостоятельности.
  2. начинать всегда с хорошего (настраиваете, располагаете к себе родителя)
  3. «Присоединение» : нужно для того,чтобы общение стало более продуктивным. С помощью этого процесса мы можем менять поведение человека. Информация лучше воспринимается.

Это процесс, в котором мы делаем какую-то часть нашего поведения похожей на аналогичную часть поведения нашего собеседника:

-к позе

- к дыханию

-к движениям

- к движениям глаз

- психологическое присоединение (чувствам, мыслям)

НО! Незаметно для собеседника.

  1. Я-сообщения

Это наиболее оптимальный способ передачи собеседнику информации, наиб. оптимальный способ самоутверждения.

Этот способ полностью отвергает наступление на партнера навязывание своей точки зрения. В этом его секрет.

Суть я-сообщений – сообщаете о своих чувствах, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживаниями.

  1. Изложите событие: объективно описываем событие без эмоциональной окраски, беспристрастно, без оценки. Представляем это событие как свою проблему, сосредотачиваем внимание на самом факте («+»: когда на меня повышают голос…; «-« : когда вы на меня орете…)
  2. Описание своей реакции

Свою реакцию описываем в форме испытанных эмоций («Я чувствую себя…»), описываем свои действия («Я ухожу в себя…», «Я теряюсь…»), описываем позыв, которому мы сопротивляемся («Мне хочется уйти..»).

При описании избегаем осуждения прямого и скрытого.        

  1. Формулирование желательного исхода

«Мне хотелось бы, чтобы…»

- не используем слов-должников (приводит к протесту)

-оставляем возможности исхода открытыми, чтобы наш партнер сам мог увидеть возможность своего вклада.

Например: «Когда дети приходят в д/с поздно, то я (мы) переживаю, что они остались без завтрака и что-то упустили, поэтому хотелось бы чтобы ребенок находился в д/с в хорошем настроении и чувствовал свою сопричастность событиям, включенность в них.

Практическая часть :

  1. «Интонирование» (с различными интонациями проговорить фразу «Мне небезразличны успехи Вашего ребенка».)
  2. «Просьба» (обратиться с просьбой как к коллеге / родителю, так ,чтобы вам не смогли отказать)
  3. «Совет»
  4. «Возражение»
  5. Разбор ситуаций

Ситуация: В кармане ребенка вы не обнаружили носового платка.

- Считаете ли вы необходимым поговорить с родителями о важности формирования культурно-гигиенических навыков? Как, по-вашему, можно начать этот разговор?

- Какими способами можно повлиять на ход беседы (разговора) и как вы себя поведете, если мама возмущена сделанным вами замечанием о необходимости иметь личный носовой платок?

Ситуация : Девочка принесла куклу из дома, но никому из детей не дает поиграть с ней. Дело дошло до ссоры, и куклу сломали. Ребенок в слезах встречает родителей.

-Считаете ли вы необходимым поговорить с ними?

- Какова будет цель вашей беседы?

- Кто, по-вашему, должен начать этот разговор?

- С какой фразы вы его начнете?

Ситуация: Пятилетний Виталик, появляясь в детском саду, затевает беготню. Его трудно переключить на спокойные игры. А если начинает играть с детьми, то обязательно вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так себя вести он начал недавно.

 

- Каким образом вы будете выяснять у родителей причину изменившегося поведения ребенка?

- Как начнете этот разговор (с какой фразы)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....

Мастер-класс "Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми"

Развитие коммуникативных умений  в работе с детьми дошкольного возраста является  приоритетной задачей саморазвития педагога. Поскольку воспитание и обучение детей не осуществляется без обще...

Мастер-класс по организации семинара-практикума для педагогов ДОО "Развитие коммуникативно-речевых умений детей"

Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов по вопросам организации семинара-практикума для педагогов  ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умен...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....