Семинар «Коммуникативные умения педагога»
методическая разработка на тему
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. ... Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.В представленном материале через решение практических ситуаций педагоги осваивают техники и приемы эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_umeniya_situatsiya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Коммуникативные умения педагога»
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями, впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя. Различают вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение – это слова; невербальное - это выражение лица, поза, жесты, походка.
Представьте, что слово ОБЩЕНИЕ требует расшифровки, но необычной, и необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
Пример: О- объединение, открытость
Б- близость, безопасность
Щ- щедрость
Е- единомыслие
Н- необходимость
И- искренность, истина
Е- единение
Итак, общение – это стремление к пониманию, желание быть понятым, внимание и внимательность к другому, не только к знакомым людям, желание и умение позитивно самовыражаться.
Для того чтобы общение с другими людьми было наиболее успешным, существуют много различных способов, так наз. «ключиков» как это лучше можно сделать.
- если необходимо что-то сообщить, напр, родителю (возможно не очень приятное для него), то беседу вести только наедине. Иначе у родителя возн. отрицат. эмоции, злость, чувство собственной несостоятельности.
- начинать всегда с хорошего (настраиваете, располагаете к себе родителя)
- «Присоединение» : нужно для того,чтобы общение стало более продуктивным. С помощью этого процесса мы можем менять поведение человека. Информация лучше воспринимается.
Это процесс, в котором мы делаем какую-то часть нашего поведения похожей на аналогичную часть поведения нашего собеседника:
-к позе
- к дыханию
-к движениям
- к движениям глаз
- психологическое присоединение (чувствам, мыслям)
НО! Незаметно для собеседника.
- Я-сообщения
Это наиболее оптимальный способ передачи собеседнику информации, наиб. оптимальный способ самоутверждения.
Этот способ полностью отвергает наступление на партнера навязывание своей точки зрения. В этом его секрет.
Суть я-сообщений – сообщаете о своих чувствах, не обвиняя партнера, а делясь с ним переживаниями.
- Изложите событие: объективно описываем событие без эмоциональной окраски, беспристрастно, без оценки. Представляем это событие как свою проблему, сосредотачиваем внимание на самом факте («+»: когда на меня повышают голос…; «-« : когда вы на меня орете…)
- Описание своей реакции
Свою реакцию описываем в форме испытанных эмоций («Я чувствую себя…»), описываем свои действия («Я ухожу в себя…», «Я теряюсь…»), описываем позыв, которому мы сопротивляемся («Мне хочется уйти..»).
При описании избегаем осуждения прямого и скрытого.
- Формулирование желательного исхода
«Мне хотелось бы, чтобы…»
- не используем слов-должников (приводит к протесту)
-оставляем возможности исхода открытыми, чтобы наш партнер сам мог увидеть возможность своего вклада.
Например: «Когда дети приходят в д/с поздно, то я (мы) переживаю, что они остались без завтрака и что-то упустили, поэтому хотелось бы чтобы ребенок находился в д/с в хорошем настроении и чувствовал свою сопричастность событиям, включенность в них.
Практическая часть :
- «Интонирование» (с различными интонациями проговорить фразу «Мне небезразличны успехи Вашего ребенка».)
- «Просьба» (обратиться с просьбой как к коллеге / родителю, так ,чтобы вам не смогли отказать)
- «Совет»
- «Возражение»
- Разбор ситуаций
Ситуация: В кармане ребенка вы не обнаружили носового платка.
- Считаете ли вы необходимым поговорить с родителями о важности формирования культурно-гигиенических навыков? Как, по-вашему, можно начать этот разговор?
- Какими способами можно повлиять на ход беседы (разговора) и как вы себя поведете, если мама возмущена сделанным вами замечанием о необходимости иметь личный носовой платок?
Ситуация : Девочка принесла куклу из дома, но никому из детей не дает поиграть с ней. Дело дошло до ссоры, и куклу сломали. Ребенок в слезах встречает родителей.
-Считаете ли вы необходимым поговорить с ними?
- Какова будет цель вашей беседы?
- Кто, по-вашему, должен начать этот разговор?
- С какой фразы вы его начнете?
Ситуация: Пятилетний Виталик, появляясь в детском саду, затевает беготню. Его трудно переключить на спокойные игры. А если начинает играть с детьми, то обязательно вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так себя вести он начал недавно.
- Каким образом вы будете выяснять у родителей причину изменившегося поведения ребенка?
- Как начнете этот разговор (с какой фразы)?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....
Мастер-класс "Развитие коммуникативных умений педагогов в работе с детьми"
Развитие коммуникативных умений в работе с детьми дошкольного возраста является приоритетной задачей саморазвития педагога. Поскольку воспитание и обучение детей не осуществляется без обще...
Семинар-практикум для педагогов "Развитие коммуникативно–речевых умений педагогов"
Семинар-практикум для педагогов....
Мастер-класс по организации семинара-практикума для педагогов ДОО "Развитие коммуникативно-речевых умений детей"
Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетенции педагогов-психологов по вопросам организации семинара-практикума для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативно-речевых умен...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Семинар - практикум. « Работа педагогов по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода».
Семинар практикум по развитию речи у детей раннего возраста.Комплесный подход....
Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....