Мастер-класс. «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
методическая разработка на тему
Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 525.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины»
Цель. Создание условий для проявления патриотических чувств гордости за свою страну, за ее достижения.
Задачи.
Образовательные:
- способствовать формированию гражданственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к делам и событиям страны;
Развивающие:
- способствовать развитию чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства сопричастности и уважения к культурному наследию своего народа.
Ход мастер-класса
Воспитатель. Для начала, я предлагаю подойти к столам участников фокус-группы.
Послушайте загадку:
Наряд ее белый чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Воспитатель. Кто догадался, о чем эта загадка? (о березе)
Правильно, о березе. Посмотрите, у меня в руках березка.
- Береза – это символ какой страны? (России)
Воспитатель выкладывает березку на лепбук.
Мы с вами патриоты России и для нас она самая-самая-самая.
- Попробуйте закончить мои фразы:
- Наша страна самая ……….. большая
- У России самая протяженная сухопутная……. граница
- В России самое большое количество……….народностей
- В России почти все климатические……. зоны
- Россия богата многообразием…… флоры и фауны
- У России огромное количество природных …….. ресурсов
Воспитатель. Молодцы, вы назвали много слов, характеризующих нашу Родину-Россию.
Мудрые мысли (метод лото)
Воспитатель. Многие великие люди с любовью высказывались о Родине. Перед вами карточки. Вам нужно соединить стрелкой начало и конец высказывания.
(Т.Г. Шевченко) «В ком нет любви к родной стране … | как нельзя жить без сердца» |
(К.Паустовский) «Человеку нельзя жить без Родины … | обречена на вымирание» |
(А.П.Чехов) «Не спрашивай, что дала тебе Родина, … | те сердцем нищие калеки» |
(Л.Н.Толстой) «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и народных героев … | Скажи лучше, что ты для нее сделал» |
- Произнесите, что говорил о Родине Шевченко.(щелчок)
- А Паустовский сказал: … (щелчок)
- А что сказал о Родине Чехов? (щелчок)
- А мне очень нравится высказывание Л.Н. Толстого: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и народных героев …(щелчок)
Именно это высказывание подчеркивает актуальность и значимость выбранной мной темы.
Воспитатель. Вот мы и пополнили 1 часть лэпбука в категории «Россия-Родина моя» мудрыми высказываниями. Кроме того, здесь представлены картотека стихов о березке, картотека пословиц и поговорок о Родине и многое другое.
Воспитатель. А сейчас, внимание на экран. (На экране последовательно представляются для участников мастер-класса группы предметов, за один из которых они голосуют) Перед вами на экране набор картинок из четырех предметов, среди которых есть тот, что считается историческим символом России, а у вас на столе изображения этих предметов.
Категория «Исторические символы России»
|
|
|
- Покажите карточку с этим символом.(Аналогично со второй и третьей группой картинок)
Воспитатель. Действительно, для многих иностранцев Россия ассоциируется именно с этими предметами. (валенки, самовар, балалайка)
Воспитатель. Теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке.(-) Таких нет.
Воспитатель. Из этого следует вывод: они стали историческим прошлым страны.
Кроме представленных символов, есть множество других предметов символизирующих нашу страну.
- Посмотрите на экран. Перед вами 4 группы предметов. Выберите и назовите по одному неофициальному символу из каждой группы.
- Какая игрушка является неофициальным символом России?(щелчок)
- Назовите цветок – символ России.(щелчок)
- Какое блюдо считается символом России? (щелчок)
- А теперь выберите символ из категории животных. (щелчок)
Разместим конверт с неофициальными символами на лепбуке.
Воспитатель. Вот мы и пополнили лэпбук в категории «Исторические символы России». Для работы в этой категории представлены:
Информация об исторических символах России, собраны разрезные картинки, стихи, раскраски.
Воспитатель. Теперь я предлагаю с помощью голосования пополнить следующую категорию нашего лэпбука «Исторические события».
Ведь нашу страну называют великой не только за размер ее территории, но и за великие события, которые помнят и которыми гордятся поколения ее граждан.
Воспитатель. На экране портреты А.С. Пушкина, Е. Медведевой и А. Загитовой, Ю. А. Гагарина, П. И. Чайковского и др.
- Перед вами портреты людей, подумайте, что их объединяет? (Все они знаменитые люди России)
Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Отбери портреты». Работать будем в парах. Перед вами портреты знаменитых людей России. В каждой коробке люди двух видов деятельности. Договоритесь между собой и отберите соответствующие портреты.
- Назовите эти категории (писатели, композиторы, поэты, художники)
Воспитатель. Итак, в результате вы отобрали знаменитых людей четырех категорий деятельности. Такие игры с детьми помогают знакомить дошкольников со знаменитыми людьми России.
Воспитатель. Таким образом, мы пополнили категорию лепбука «Знаменитые люди».
На магнитной доске картинки с изображенными на них событиями, которые нужно сопоставить со значимостью для страны, по вашему мнению.(Евровидение 2008 года, Великая Отечественная война, освоение космоса, присоединение Крыма к России)
У каждого из вас по три фишки. Сейчас каждый из вас подойдет и выберет 3 самые значимые, по вашему мнению, для России события.
Итак, голосование начинается:
Воспитатель. Подведем итоги голосования. Итак, самые значимые события – это Великая Отечественная война, освоение космоса, присоединение Крыма к России. (Воспитатель выбранные события размещает на лепбуке).При проведении такого голосования с детьми используются события важные, но понятные для детского восприятия. Этот прием помогает популяризовать исторические события нашей страны.
Вот мы пополнили еще одну категорию лэпбука «Исторические события».А для работы в этой категории собраны еще рассказы и стихи об исторических событиях страны, сведения о медалях и орденах, исторических личностях, дидактическая игра «Значение слов».
Воспитатель. Переходим в категорию «Достопримечательности России».
Сейчас я коротко скажу о некоторых достопримечательностях нашей страны, не называя их, а вы попробуйте догадаться, о чем идет речь.
1. Озеро Байкал. Это самый большой водоем в мире с пресной водой. Это гордость планеты, ее жемчужина и самое глубокое озеро. Его воду используют, как источник питья идля приготовления пищи.(щелчок)
2. Московский кремль. Крупная крепость, расположенная на Боровицком холме в российской столице — Москве. С давних времен является градообразующим, историческим, политическим и культовым центром нашей столицы.(щелчок)
3.Памятник «Родина-мать». Это памятник воинам и героям ВОВ, находится он в городе-герое Волгограде. Скульптура - это женщина, стоящая высоко на кургане с мечом в руках.(щелчок)
4. Эрмитаж. Это самое большое и значительное место культуры и художества в России. Расположен он в Санкт-Петербурге. Он состоит из пяти зданий, одно из которых – Зимний дворец.(щелчок)
Воспитатель. Об этих и других достопримечательностях нашей страны можно черпать в лепбуке. Здесь есть игра «Путешествие по России», которая позволяет знакомить детей с нашей Родиной.
Воспитатель. Скажите, вы любите праздники? Тогда, все внимание на экран. Я предлагаю вам по видео-отрывкам угадать государственные и народные праздники России.
Вниманию участников предлагаются видео-отрывки, которые ассоциируются с такими праздниками как День Победы, День народного единства, Масленица, Сабантуй,
- А это праздник «Раськеньозкс» [Родовое моление]. Кто знает, какой народ его празднует?
Молодцы, правильно назвали все праздники. А каждый праздник сопровождался песнями, танцами, играми. И мы пополним категорию лепбука«Праздники России» картотекой народных игр.
Воспитатель. Вот мы и подошли к последней категории лепбука под названием «РУССКИЕ СИМВОЛЫ И ОБЕРЕГИ»
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», стихийных бедствий и разных напастей. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось стремление уберечь свой дом от бед и напастей. При этом каждый символ имел свою задачу.
(На слайде предметы: –монета, чеснок, гребешок, гречка, бобы)
Сейчас я предлагаю подумать иназвать предмет, который обозначал то, что я назову:
Богатство –монета;
Защита от нечистой силы- чеснок;
Здоровье и спокойная жизнь –гребешок;
Достаток в доме- гречка;
Символ сытности, физической силы- бобовые.
С символами, а их очень много, дети могут познакомиться при помощи
вот такой ромашки (). На каждом лепестке изображение символа, а под лепестком – его значение. Воспитатель прикрепляет ромашку на лепбук.
А для вас я приготовилапамятки, из которых вы сможете узнать о символах, которыми на Руси украшали обереги и другие магические предметы.
Сегодня я предлагаю вам изготовить оберег для вашего дома своими руками –это будет подковка. Вы можете украсить ее теми символами, что желаете себе и своим близким.
- Используя памятку, отберите символы для своего оберега, а затем закрепите их на подковку, используя клей.
(Работа участников мастер - класса под музыку)
(Рассказвоспитателя в процессе работы участников)Подковы каждый из вас заберет с собой на память о нашей встрече. Если вы хотите, чтобы подкова притягивала в дом деньги, счастье и удачу, то ее нужно повесить кончиками вверх над дверью с внутренней стороны дома. Если подкову вы повесите кончиками вниз, то оберег будет защищать ваш дом и семью от недоброжелательных людей, сглаза и других неприятностей и такую подкову лучше повесить с наружной стороны дома.
Многие люди вешают две подковы: внутри и снаружи дома. Это означает, что дом всегда будет «полной чашей», в нем будет царить мир, согласие и материальное благополучие, и при этом он будет защищен от негативной энергетики.
Подкова–символ удачи и везения. А удача – переменчивая вещь, но я надеюсь, что благодаря вашим оберегам - подковкам, она всегда будет на вашей стороне.
Воспитатель складывает лепбук и при этом говорит:
Мой мастер-класс закончился, друзья
Настало время подводить итоги.
Скажу с уверенностью я:
Во многом помогли вы мне сегодня.
Я рада опыт свой вам передать
О том, как нам традиции хранить,
Как честь Отчизны нам не растерять,
Урок любви к истории подать!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к методической разработке "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей родного города
Содержит фотоматериал из истории города Юрга и факты из современной жизни города....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности.В. В. Путин ск...
Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций по приобщению детей к народной культуре и воспитанию у них патриотических чувств и духовности....