Родительское собрание на тему: «Кризис трех лет»
консультация (младшая группа) на тему

Тараканова Ольга Андреевна
Цель мероприятия: 1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет». 2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей. 3. Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy1.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Кризис трех лет»

Предварительная работа: анкетирование, составление памятки родителям.

Цель мероприятия:

1.        Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».

2.        Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.

3.        Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.

Знаете ли вы, какой самый верный способ

 сделать вашего ребёнка несчастным -

это приучить его не встречать нигде отказа.

Ж.Ж. Руссо

Вступительное слово воспитателя:

Всякий знает, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют своих родителей, их манеры и разговор. Они хотят быть во всем похожи на нас – взрослых. И наступает время, когда ребенок начинает выражать свое желание, но так как он не может еще сделать это обдуманно, он начинает капризничать, кричать, говорить нет и т.д. Знакома вам эта ситуация?

Ребенок кричит: «Я сам, хочу, могу, и буду!»

Как бы вы поступили в данной ситуации? (мы взрослые должны быть терпимее к стремлению ребенка, но при этом следует умело отвлечь его внимание и незаметно помочь.)

Это характерно для трехлетнего возраста, называясь кризисом трех лет.

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Л.А. Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме. Однако следует помнить, что все трудности носят временный и преходящий характер.

В этот период происходит физиологическая и биологическая перестройка организма, в результате чего у детей наблюдается:

•        Повышенная чувствительность мозга к воздействию окружающей среды

•        Ранимость центральной нервной системы в связи с отклонениями в перестройке эндокринной системы.

•        Снижение адаптационно-компенсаторных возможностей детского организма (подверженность заболеваниям, особенно нервно-психическим)

Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.

Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.

Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).

Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.

Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.

Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша».

1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.

2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.

3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.

4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.

5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).

6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).

7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).

8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.

9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.

10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис 3х лет

  1. Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
  2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего она будет громко сопротивляться.
  4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день – действительно ли то, что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать наулице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.),их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
  5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива – дочь будет такой же).
  6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что - нибудь нейтральное.
  7. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
  8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д.
  9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
  10. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Завершая наше собрание, хочу еще раз подчеркнуть важность создания в семейном кругу атмосферы любви, понимания и доброжелательности. Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов. Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость. Родители, и только они, несут ответственность за характер, воспитание и привычки своих детей.

Спасибо за внимание!

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С. 52-63.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2001.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
  5. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей – Волгоград: Учитель, 2015.  
  6. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 26-30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Кризис трех лет" (вторая младшая группа)

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития...

Родительское собрание на тему «Кризис трех лет или возраст строптивости»

Родительское собрание на тему«Кризис трех лет или возраст строптивости»...

Презентация :план-конспект родительского собрания на тему "Кризис трех лет"

Дана структура собрания,выводы-пожелания родителям....

Родительское собрание на тему "Кризис трех лет" для второй младшей группы.

Родительское собрание «Что такое «Кризис трех лет» во второй младшей группе. Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей младшего возраста. Задачи: - раскры...

Родительское собрание "Вместе преодолеем кризис трех лет"

Данная разработка направлена на знакомство родителей с возрастными особенностями детей младшей группы, путями преодоления негативных поведенческих проявлений....

Протокол родительского собрания на тему: "Кризис 7 лет или кризис первоклашки"

Протокол родительского собрания в подготовительной группе...