"Развитие памяти у дошкольников посредством дидактических игр"
консультация (подготовительная группа) на тему

Константинова Алёна Андреевна
"Развитие памяти
 у  дошкольников
посредством дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 295047 г. Симферополь ул. М.Донского 14, тел: (0652) 48-92-08

  E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.ru

        Консультация для родителей на тему:

Воспитатель:

 Константинова Алена Андреевна

Симферополь, 2017

      В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений.

Например, в психологическом словаре дано два взаимодополняющих определения памяти:

  • Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.
  • Сумма усвоенной и сохраненной информации.

      Различают три основных процесса памяти: запоминание, представляющее собой с физиологической стороны образование нервных следов, воспроизведение и узнавание того, что было в прошлом опыте данного человека. Каждый из этих процессов может протекать или в форме единичного акта, или как более или менее сложная, целенаправленная психическая деятельность.

      Память начинается с запоминания.

Запоминание - это процесс памяти, обеспечивающий охранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Если запоминание имеет характер специальной организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.

Воспроизведение – существенный компонент памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, самовоспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание – проявление чувства знакомого при повторном восприятии чего-либо. Сохранение – это удержание в памяти, а забывание – это исчезновение, выпадение из памяти заученного. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность. В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.

Развитию памяти в дошкольном возрасте в большей степени способствуют дидактические игры и упражнения.

  • Дидактические игры и упражнения на развитие кратковременной памяти у детей дошкольного возраста:

«Запомни словечко»

 Каждый из играющих по очереди называет одно слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.

«Слушай и запоминай»

Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно (первое) слово, а ребенок, вспомнив втрое слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары – ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д.

Например, зима – снег, ночь – луна, мама – ребенок, елка – праздник, краски – альбом, велосипед - дорога, зоопарк – жираф и т. д.

«Непослушные картинки»

Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например, дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить ее первоначальный вид. Затем малыш на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагая ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.

«Создай целое»

Ребенку дается цветная картинка, с изображением законченного предмета разрезанная на несколько частей. Задача ребенка собрать из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

«День рожденье куклы Маши»

Сообщаем ребенку, что у куклы Маши наступил день рожденье и скоро придут гости поздравить ее. А как зовут гостей, он узнает позже. Достаем 4 – 5 игрушек и называем ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому по имени.

  • Дидактические игры и упражнения на развитие произвольной образной памяти у детей дошкольного возраста: 

«Беспорядок на кухне»

Показываем ребенку картинку с изображением беспорядка на кухне. Ребенок должен на листе бумаги нарисовать, где все эти предметы расставлены и разложены по своим местам.

«Винни Пух, Пятачок и Заяц»

Показываем ребенку картинку, на которой изображены Винни Пух, Пятачок и Заяц, но части тела у них перепутаны. Объяснить ребенку, что художник, рисуя этих персонажей, сделал много ошибок. Ребенку необходимо перечислить все ошибки, которые допустил художник, не глядя на рисунок.

«Осенние листья»

Показать ребенку лист дерева, попросить запомнить его. Далее этот лист закрываем и попросим ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

«Рассеянный крокодил»

Попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку с изображением «неаккуратного» крокодила. Далее попросить нарисовать то, что ребенок запомнил. Ребенок должен нарисовать точно такой же рисунок. Сравнить рисунок ребенка с картинкой.

«Полянка»

Показать ребенку картинку с изображением полянки, попросить запомнить ее (1 минуту). Попросить рассказать, что было нарисовано на картинке (какие деревья нарисованы на ней, какие цветы, что еще было нарисовано).

  • Дидактические игры и упражнения на развитие долговременной памяти у детей дошкольного возраста:

«Снежки»

«Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Представь, что ты держишь в руках снег. Представь, что ты делаешь из него шарик, что ты чувствуешь?». Ребенок должен рассказать все, что он представил.

«Найди предмет»

Склеить несколько спичечных коробков, сделать из них две башенки. Спрятать в один из них пуговицу так, чтобы ребенок видел, куда вы ее кладете. На следующий день ребенок должен показать, куда вы положили предмет, выбрав башенку и ее отделение.

«Любимый мультфильм»

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1 – 2 минуты). Посмотрев его, попросите ребенка пересказать вам содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, то можно задать ему наводящие вопросы.

«У кого сколько»

Попросить ребенка вспомнить и сказать, что бывает на 2 ногах; на 3 ногах; на 4 ногах? Можно называть любые варианты.

Примерные варианты:

2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально и т. д.;

3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах;

4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются, человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект(практико - ориентированный) "Развитие речи посредством дидактической игры".

Проект (практико-ориентированный)«Развитие речи посредством дидактической игры»Участники проекта:- Воспитатель- Дети- Специалисты- Родители Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством дидак...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение....

План - самообразования " Развитие внимания посредством дидактических игр"

В этой работе я проводила самоанализ с детьми посредством дидактических игр....

ПРОЕКТ «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ...

Презентация"Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр"

Работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками....