"Использование Лэпбука в развитие познавательной активности младших дошкольников"
статья (младшая группа) на тему
Представлена эффективность использования тематических папок в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование тематических папок в работе с дошкольниками. | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование лэпбука в развитие познавательной
активности младших дошкольников.»
Находясь в постоянном поиске новых ,эффективных форм работы с
детьми , я остановилась на создании тематических папок – Лэпбук.
Созданная мною серия дидактических пособий "Лэпбук", представляет собой самостоятельный продукт, соответствующий разделам программы «Овощи-фрукты», «Дикие и домашние животные» ,"Мастерская Деда Мороза» . Лэпбук – сравнительно новое средство обучения , представляющий собой наглядно-практический метод, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы освоить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Созданные «лэпбуки» помогут закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, "Лэпбук" даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Использование "Лэпбука" обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Лэпбук позволяет достичь новых образовательных результатов;
- пробуждает познавательный интерес у воспитанников;
- предполагает активную деятельность детей;
- отличается логичностью построения;
- соответствует визуальным и возрастным возможностям дошкольников;
- предполагает "обратную" связь с воспитанниками;
- предполагает возможность полифункционального использования для развития способностей ребёнка с ОВЗ (сенсорное, познавательное, творческое, речевое, физическое развитие....)
- обладает особой привлекательностью для детей дошкольного возраста;
Пособие хорошо подходит как для организованной , так и для самостоятельной деятельности дошкольников. Возможно его применение в группах, подгруппах и индивидуально, а также для совместной работы с родителями.
Важно отметить , что лэпбук позволяет ребёнку выполнить самостоятельный выбор : какое задание он хочет выполнить? с кем он его будет выполнять?
В результате применения лэпбука у детей развиваются универсальные умения и навыки :
- планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке, понятна ребёнку.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он достаточно крепкий.
3. Эстетичен. Лэпбук оформлен аккуратно, красиво, у ребёнка появляется желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук является средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Имеет несколько вариантов использования каждой его части.
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей младшего дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки, ребёнок самостоятельно выбирает то, что ему интересно.
Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
7.Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Используя «лэпбук» я стремилась добиться следующих результатов;
1. Помочь ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Мои наблюдения показали, что и родителям такая форма обучения понравилась.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное.
3. Помочь ребенку самостоятельно организовывать полученную из Лэпбука информацию.
4. «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах. Можно выбрать задания под силу каждому малышу.
5. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Ну и в конце концов, это просто интересно.
Я постаралась оформить лэпбуки таким образом ,чтобы они воспринимались детьми как игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится малышам. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта. И эту тайну раскроют они. Если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение. Лэпбук создает похожий эффект…
Все лэпбуки очень яркие, красочные, привлекающие внимание детей. Кроме того ,что игры представлены на бумажных носителях , заламинированы ,я подготовила ПРИЛОЖЕНИЯ -игры для развития не только мыслительных процессов , но и для развития пальчиков .Проводя работу с «лэпбуками» я могу отметить следующие плюсы;
• воспитатель включается в деятельность наравне с детьми;
• дети без принуждения присоединяются к работе с «лэпбуком»
• во время деятельности дети свободно общаются и перемещаются;
• каждый ребенок работает в своем темпе.
Работа с Лэпбуками дает детям первичное представление об окружающем мире, о предмете, расширяет словарный запас, тренирует память, развивает мышление, воображение, творчество.
В своей работе начала использовать «лэпбуки» на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но занимаясь с детьми, я заметила, что дети не достаточно уверены в своих знаниях, что с ними ещё надо заниматься и заниматься. Я решила прибегнуть к помощи семьи. Семья ,вместе с детским садом, создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители — неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.
На проводимом в этом году родительском собрании ,посвященном игре ,Я провела ознакомительно - информационный экскурс для родителей на тему: «Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей»,что вызвало у родителей восторг, понимание и желание принимать участие в создании пособий для детей по др.темам.
Это ещё одно эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству, тем более что родители могут обеспечить поддержку:
- организационную (экскурсии, походы)
- техническую (фото, видео)
- информационную (сбор информации для лэпбука)
- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)
Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы не только с дошкольниками , но и их родителями.
Вывод:
«Лэпбук» — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников
В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...
Использование макетов для развития познавательной активности детей дошкольников
Мотивы практической деятельности ребенка в природе носят познавательно творческий характер. Знакомство с окружающими явлениями природы дети отображают в своей творческой деятельности, т.е в создании м...
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников» - из опыта работы
Материал раскрывает мою деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментирования с целью оптимизации познавательной активности воспитанников....
Статья"Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников."
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников...
Возможности использования Лэпбука для развития познавательной активности детей с ТНР.
Лэпбук в игровой форме познакомит детей со свойствами воды с круговоротом воды в природе, тремя состояниями воды, значением ее для человека и природы. Лэпбук рассчитан на старший дошкольный возраст. З...
Использование инновационной технологии Ай-Стоппер для развития познавательной активности младших дошкольников
Использование Ай - стоппера в ДОУ – это совершенно новая технология, цель которой - привлечь внимание детей и родителей к какой-то важной информации, которую нам хочется донести. Поэтому в групп...
Из опыта работы. Консультация для педагогов «Роль лэпбука в развитии познавательной активности старших дошкольников.»
Лэпбук – в дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). Лэпбук – это самодельная наколенная книга, в которой размещен матери...