Роль игры в воспитании дошкольника
материал по теме

Суханова Лариса Ивановна

Выступление на методическом объединении, в рамках районного конкурса   «Воспитатель года -  2015»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение                                                        «Детский сад «2»

Выступление на методическом объединении, в рамках районного конкурса   «Воспитатель года -  2015»

                                                                       Подготовила :  Суханова  Л.И.                      воспитатель  МДОУ

 «Ельниковский детский сад №2»

2015 г.

  Эпиграфом для своего выступления мне хочется  взять слова Сухомлинского «Детство важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей  жизни, а настоящая  яркая, самобытная, неповторимая жизнь.   Любите детство!  Природа желает, чтобы дети были  детьми, прежде чем они станут взрослыми.  Мы, взрослые, так радуемся, что наши дети начинают раньше читать, разбираться в  компьютерных дебрях,  изучают иностранные  языки, забывая о том, что кроме умственного развития ребёнок должен развиваться физически и психологически. А для этого он должен бегать и прыгать, лазать, кувыркаться, больше быть на свежем воздухе и играть !

  « Игра для детей – это путь познания мира» - А.М. Горький Сегодня мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народной мудрости. Нормы и правила  народной педагогики проверены временем.  Одним из таких  средств воспитания является – игра.  Она уникальный феномен  общечеловеческой культуры. У любого поколения есть свои любимые  игры.  Игра национальна и в тоже время интернациональна. Она проста  и доступна. Игру называют спутницей  детства, источником радости.  Ребёнок играет потому , что он хочет играть, а не потому что его кто-то заставляет. Дети эмоциональны и импульсивны. В игре они активно мыслят, расширяют свой кругозор, уточняют представления об окружающем мире. Игра обладает большой организующей силой, подготавливает ребёнка к жизни . В игре ребёнок максимально раскрывается, что позволяет воспитателю корректировать поведение ребёнка. Главное же, в игре содержаться наилучшие возможности для перевода требований воспитателя в требования  самого ребёнка.

 Игра – мир практической деятельности малыша, которая в одно и  то же время  является и развлечением и  естественным  способом  обучения.  Именно поэтому К.Д Ушинский считал игру  «…превосходным  и могучим  средством воспитания..»Воспитательная ценность игры возрастает от грамотного  руководства воспитателя. Воспитатель должен быть небольшим магнитиком, притягивающий к себе детские души, чтобы под воздействием своего тепла раскрывать и понимать детей, подбирать ключик к сердцу ребёнка .Если детей только поучать, требовать, настаивать то можно оказаться для них посторонней силой, может быть и полезной , но далёкой и чужой. Воспитатель должен немного уметь играть. Это позволяет управлять поведением детей, не оказывая морального давления на ребёнка, регулировать отношения между детьми.  Игра  представляет  собой основу начального этапа   для формирования  гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое  совершенство.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна  творить чудеса.

Свою работу я направляю на решение следующих задач:

 - создание разнообразной развивающей среды для игр;

- создание и сплочение детского коллектива;                                                                                                                                            

-   воспитание сознательной дисциплины;                                                                                                                                                      

- развитие  воображения, речи, мышления, внимания;                                                                                                                                                                                                                                                                        

-физическое развитие детей;                                                                                                                                                                          

-развитие творческих способностей,

  -доступность и безопасность игры.

 Время вносит свои изменения, наполняют игры новым содержанием, совершенствуя и обогащая их. Появляются новые возможности, но самое главное -  сохранение общечеловеческих ценностей в игре. Игра формирует навыки социального поведения, служит средством общения между детьми, является своеобразным проявлением многих характерных черт – личности ребёнка. В игре ребёнок усваивает определённые этические правила , что позволяет  ему регулировать своё поведение по отношению к другим людям.   «Нормы, лежащие в основе  человеческих взаимоотношений, становятся  через игру источником развития морали  самого ребёнка»(Д.Б. Эльконин).

Заинтересовавшись этой проблемой , мне , естественно, захотелось расширить свои теоретические представления.  Мною изучены работы многих отечественных  авторов :  «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Д.Н.Колдина; «Развивающие игры» Б.П.Никитина;  «Развивающие игры» З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова;  И.В.Кравченко, Т.А.Долгова « Прогулки в детском саду»;  «Детские подвижные игры  разных народов » А.В. Келинан;    статьи в журналах  «Дошкольное воспитание»  и « Ребёнок в детском саду»;  «Маленькие  бубенчики» Н.В. Сураевой-Королёвой.  

Моей педагогической идеей является то, что ребёнок начинает играть и познавать окружающий мир через игру с самого раннего детства. Создание грамотных условий посредством игры позволит достичь наиболее благоприятных результатов развития ребёнка .Благодаря своей многофункциональности её можно включать в различные  виды  деятельности.

 Функции игры:

1.Функция  самореализации ребёнка.  Ребёнок может проявлять себя в игре  как личность и реализовывать свои интересы и потребности в познании и общении.

2.Коммуникативная функция. Осуществляется по правилам общения в мире человеческих отношений.

3.Диагностическая. Игра – это поле детского самовыражения, то в процессе наблюдения можно увидеть характерные черты личности и особенности поведения  конкретного ребёнка.

4. Терапевтическая. Игра подсознательно используется ребёнком как средство психотерапии.

5.Функция коррекции. Даёт возможность достижения изменений в личности ребёнка.

6.Развлекательная. Эта функция позволяет ребёнку  пройти путь от развлечения к развитию.

7. Функция реализация  задач возраста. Каждому возрасту – свои игры.

        Я работаю над тем, чтобы дети, приходя в детский сад,  могли переживать радость, чтобы каждый день был наполнен, чтобы ребёнок развивался нравственно, творчески, физически. Важным фактором считаю слияние теоретических знаний воспитателя  с  практическим усвоением воспитанников.

Наиболее оптимальными средствами являются:                                                                                                                               -совместная деятельность ребёнка и воспитателя;                                                                                                                            -создание разнообразной развивающей среды;

-обогащение сенсорного опыта и развитие воображения;                                                                                                      -индивидуальный подход к каждому;                                                                                                                                                    -создание благоприятной дружелюбной атмосферы в группе; - разумное сочетание традиционных и современных подходов.

Тем не менее, я считаю, что необходимо соблюдать ряд правил при выборе игр.

 Желательно определить интересы ребёнка. Важно убедиться ,что во время игры ребёнок будет получать массу удовольствия , позитивных эмоций т.е. ему будет интересно. И если мы знаем , чем интересуется ребёнок, то  это поможет нам подбирать игры, в которые  он  будет играть с удовольствием.

Обязательно следить, чтобы игры помогали развивать и социальные навыки, навыки общения и взаимодействия  друг с другом,  исключая насилие, превосходство и жестокость.  

Игры образовательного характера подходят детям, которые  любят открывать что то новое. Они, точно  много  чего интересного почерпнут из этих игр, а так же будут развивать свои умственные способности. Игры образовательного характера  - это игры  взрослого и ребёнка.

Убедиться, что игры, в которые играет ребёнок - безопасны. Безопасность самый   важный аспект , который необходимо учитывать при выборе игры.  Игра не должна  наносить  вред ребёнку  даже  если он играет в неё один, самостоятельно.

Обязательно  учитывать  время года, а так же место  проведения, т.е.  в группе  или на площадке.

Важно, в какой именно  режимный  момент проводится  игра, что тоже позволяет правильно подобрать  её.

На выбор игры влияет и предметно-развивающая среда, созданная в группе,  и материальная оснащенность  группы.

И, самое важное помнить, что атмосферу и тон в группе задаёт воспитатель.

Опираясь на эти несложные правила, мы стараемся правильно подбирать игру для ребёнка, тем самым способствуем его эмоциональному, интеллектуальному  и физическому  развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Краткое содержание консультации:1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника2. Классификация игр3. Музыка и движение4. Музыкальные игры, их задачи, виды5. Примеры музыкальных игр...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании дошкольника.

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитаниидошкольника....

Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии

Значение игры для коррекции поведения дошкольников...

Сообщение для педагогов Тема «Роль игры в воспитании дошкольнико»

Для детей дошкольного возраста, игры имеют значительное место, игра это учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания.Игра для дошкольников - способ познания  окружающего.Игра...

консультация для родителей " Роль игры в воспитании дошкольника"

В консультации отмечены виды игр и их роль в воспитании детей....

"Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии"

Значение игры для коррекции поведения дошкольников....