Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии
консультация по коррекционной педагогике на тему

Лысенко Татьяна Алексеевна

Значение игры для коррекции поведения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons-rol_igry_v_emots_ras.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Звездочка» г.Зернограда

Консультация на тему:

«Роль игры в воспитании дошкольников

с трудностями в эмоциональном развитии»

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Лысенко Татьяна Алексеевна

2016г.

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Приход в детский сад – большой и серьезный шаг в жизни ребенка. Родители стараются вызвать интерес у своего малыша к игрушкам, к сверстникам. Однако привыкание к детскому саду оказывается для малыша трудным делом. Жесткий режим детского учреждения вызывает спад настроения у многих детей.  Изменение образа жизни, нарушение порядка, к которому привык маленький ребенок, может сопровождаться плачем, раздражительностью, нарушается аппетит, сон. Дети тоскуют, спрашивают, когда придет мама. Часто дети не хотят покидать дом, в страхе прижимаются к родителям.

Многие дети очень бурно проявляют свои эмоции. Но когда они попадают в общество, необходимо учиться их контролировать. Воспитатели должны обязательно учить ребенка сдерживать свои негативные эмоции.

Если малыш огорчился, он может впасть в ярость. У некоторых детей бывают вспышки агрессии.

Обычно вспышкам ярости подвержены дети интеллектуального развития, живые. Когда ребенок в гневе, то не видит и не слышит себя. Он может разбросать любые предметы, которые попадутся под руку. Если его не остановить, он может удариться, может броситься на пол.         

Малыш в гневе может, сам того не осознавая, поцарапать себя, окружающих, повредить какую-то вещь. Когда он успокоится, увидит, что натворил, это будет ему уроком, если взрослые объяснят правильно, что они не могут обеспечить его безопасность.

Для того чтобы он не причинил в гневе вреда, его можно осторожно удерживать. Для него очень важно, чтобы его обняли, приласкали. Когда ребенок в гневе, не надо кричать на него.

Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Трудности адаптации – снижение эмоционального тонуса, простудные заболевания, невротические реакции у некоторых детей. Показателем окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое состояние.

Однако нередки случаи затянувшегося процесса привыкания. Часть детей все еще плачет во время прощания с матерью. Некоторые дети играют одни, не общаются с другими детьми.

Почему же у ребенка возникают эмоциональные трудности? Основными причинами являются особенности семейного воспитания и стиль взаимоотношений внутри семьи. Принимая утром детей, сразу замечаешь: один ребенок избалован излишней опекой – не желает сам раздеваться, а ждет помощи родителей, капризничает; другой – подавлен строгой матерью, а третий спокойно и весело расстается с папой. Очень плохо действуют на детей конфликтные отношения с родителями и не сложившиеся отношения с воспитателями.

Типы поведения детей с эмоциональным неблагополучием

Немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания детей, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия, то есть отрицательного эмоционального самочувствия ребенка.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.

Первая группа — это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам.

Вторая группа — дети преимущественно легко «тормозимые», с устойчивым негативным отношением к общению.

Дети второй группы избегают общения. Может показаться, что они равнодушны к окружающим, однако наблюдения за ними показывают, как пристально, правда, издалека, следят они за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей.

Поза ребенка, следящего взглядом издали за играющими, свидетельствует одновременно об интересе к детям и о готовности в любую минуту уйти. Попытка взрослого привлечь его к совместным делам группы вызывает внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которое маскирует испуг, неуверенность в себе.

Эмоциональное неблагополучие этих детей сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя или детей, недовольством детьми, которым они отказывают в достоинствах.

Неудовлетворенность отношениями выражена недовольством, злостью, слезами.

Некоторые особенности внутреннего мира ребенка (например, острая восприимчивость, впечатлительность и др.) могут привести к третьему типу поведения, существенно отличающемуся от двух предыдущих.

Основной чертой детей третьей группы являются их многочисленные страхи. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как ведущего проявления эмоционального неблагополучия, связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. Дети могут испытывать страх с шести — восьмимесячного возраста, когда начинают отличать знакомые лица от незнакомых; позже у многих детей обнаруживается боязнь темноты; на некоторых ошеломляюще действуют громкие звуки. Взрослому подчас трудно понять, почему тот или иной предмет, та или иная ситуация вызывают страх ребенка.

С этими особенностями необходимо считаться, а всего, что пугает ребенка и остается пока необъяснимым для него, нужно избегать.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональными трудностями. Их страх вначале не связан с какими-либо предметами и проявляется в форме тревоги, беспредметного, беспричинного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом.

Чрезмерная пугливость детей, излишняя впечатлительность требуют повышенного внимания взрослых, умения отличать страхи нормальных детей от страхов пугливых детей с эмоциональным неблагополучием; применения специальных воспитательных воздействий.

Такие дети нуждаются в коррекции нарушений личностного развития. Со старшими дошкольниками я провожу такие игры, как «Живая шляпа», «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу», «Кораблик», «Жмурки», «Пчелка в темноте».

Значение игры для коррекции поведения дошкольников

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей.

В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. В ней осуществляется его желание быть, как папа, как доктор, как шофер.

Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг. По-настоящему игра и осуществляется только тогда, когда ее содержание дано в острой эмоциональной форме.

Для усвоения знаний и умений с большим успехом применяют дидактические игры, для формирования физического совершенства – подвижные, а для развития социальных эмоций и социальных качеств личности – игры с правилами, сюжетно-ролевые. Вот почему неумение детей играть может означать задержку в развитии социальных качеств ребенка, его социального сознания.

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. Игра пользуется особой любовью маленьких  детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении и т.п. происходят в игре.  

Создавая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какое развитие получают социальные эмоции ребенка, каков его эмоциональный «багаж» и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие нравственных качеств детской личности.

Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют, например, жестокое отношение к куклам, которых обижают, мучают или наказывают. Особенности неправильного развития эмоциональной сферы требуют специального воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.

Нам приходилось наблюдать, как роль помогает ребенку освобождаться от своих недостатков, например упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Ее специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство также по-разному можно использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребенок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Следует подчеркнуть, что контакты, возникшие под ее влиянием, не исчезают с окончанием действий. Этот факт легко проверить, организовав подвижную игру в группе, где ребенок ставится перед необходимостью выбора какого-нибудь участника этой игры, выбора партнера. Это могут быть указанные в сборниках подвижные игры для детей дошкольного возраста. Проведение такого типа игр показало пристрастный характер выбора, который вызывает у детей особое оживление и особую ориентировку: задолго до завершения определенного действия, свидетельствующего о выборе, ребенок ищет взглядом предпочитаемого, задерживает на нем взгляд, улыбается весело или застенчиво и всем своим видом показывает готовность обратиться к тому, кто по прежним играм, по прошлому опыту пользуется симпатией.

С учетом специфики эмоционального поведения следует применять различные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игра с правилами, и руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались.

Игры, направленные на развитие эмоций (для старшего возраста)

Радость.

1.  Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: развивать способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого.

Ход игры. Ведущий отводит и сторону двух-трех детей и договаривается, кто какое животное, пришедшее в гости к ребятам, будет изображать. Гости по очереди входят в круг, ведущий активизирует доброжелательное отношение к ним словами: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки и т.п.». Детям необходимо сначала догадаться, какие звери к ним пришли, а потом, что чувствовали эти звери (радость). Затем ведущий спрашивает: «Как вы догадались, что звери радостные, ведь они молчали?* Делается вывод, что чувство можно узнать по выражению лица.

2.  Игра «Изобрази…»

Цель: закрепить у детей полученные знания о чувстве радости.

Ход игры. Ведущий говорит: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубочек и, например, попрошу: 'Саша, изобрази медвежонка". Саша должен будет поймать клубок, сказать: "Я — медвежонок. Я радуюсь, когда ..." Саша расскажет, когда медвежонок радуется, изобразит нам его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав по имени, в свою очередь скажет: "Изобрази..." и назовет любое животное, или человека, или растение, или птицу, или предмет. Понятно?

3.  Подвижная игра «Льдинка»

Цель: развить ловкость; доставить радость or совместной игры.  

Ход игры. Самоделкин хочет посмотреть, какие дети ловкие. Предлагает поиграть не с мячом, не со снежками, а с льдинкой.

Дети встают в круг на расстоянии двух шагов друг от друга. В центре — водящий, который старается ударом ноги выбить льдинку из круга, а играющие отбивают ее назад в круг. Тот, кто пропустит льдинку, становится водящим.

4. Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель: снять напряжение мышц лица, тела.

Воспитатель. Сядь поудобнее, расслабься. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. А теперь глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.

Ребята, вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим Солнечного зайчика.

5. Упражнение «Спаси птенца».

Цель: снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Воспитатель: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и  не  грусти,  он  еще  прилетит  к тебе!»

Грусть.

  1. Игра «Грустная Маша»

                Цель: корректировать эмоцию грусти.

                Ход игры. Ведущий говорит детям, что некоторые мысленные картинки, нарисованные ими, были веселыми, а некоторые - грустными. И это понятно, потому что у детей в жизни бывают и веселые, и грустные ситуации. Предлагает поговорить сегодня о грустных ситуациях и вспомнить некоторые из них. Затем ведущий выбирает ребенка, который придумывал самые яркие ситуации, на роль грустной Маши. Грустная Маша садится на стульчик перед группой, делает грустное выражение лица. Дети по очереди подходят к ней и пытаются утешить ее. Ведущий помогает детям, предлагая различные способы воздействия: сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить. Когда Маша улыбнется, она возвращается в круг. Ее место занимает тот, кому удалось заставить се улыбнуться. В конце игры ведущий предлагает детям дома понаблюдать за мамой, когда она загрустит, и каким-нибудь способом утешить ее.

  1. Игры «Веселые обезьянки»

Цель игры: развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, жестов, движений тела.

Ход игры. Ведущий предполагает, что, может быть, в группе еще остались грустные ребята и тогда их нужно развеселить. Предлагает для этого провести «экскурсию в обезьянник». Дети встают в круг, ведущий изображает обезьянок (подражая мимике, жестами, движениям тела), дети повторяют за ним.

  1. Игра «У Бабы Яги нет друзей»

Цель игры: обучать элементарным приемам регулирования поведения.

Ход игры. Ведущий рассказывает детям, что они так хорошо пожалели Бабу Ягу, что у нее зубы болеть перестали, а сама она сильно подобрела («Чтобы злой подобрел, я его пожалел»). Но она все равно продолжает грустить, потому что у нее нет друзей. Далее ребята по очереди подходят к ней и жмут руку со словами: «Бабушка Яга, я хочу с тобой подружиться». Ведущему нужно следить за наличием при этом контакта глаз. Хорошо, если эту роль после ребят исполнит ведущий, воспитательница.

  1. Игра «Кладоискатель»

Цель: активировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

Ход игры. Для игры понадобится тазик с песком, «сюрприз» (маленькая пластмассовая игрушка, резиновый мячик), схема маршрута. Воспитатель приглашает грустного, печального ребенка поиграть в игру «Кладоискатель». Затем проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребенок, который разберётся (прочитает) в карте-схеме. Заранее па песке ставятся условные ориентиры, которые отражены в карте-схеме. Чтобы добраться до клада, тебе нужно очень внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю». Если ребенок испытывает затруднения, надо показать ему как это делается. Добравшись до финиша, ребенку предлагается откопать клад руками. Игрушка остается у ребенка.

5.  Игра «Волшебный стул»

Цель: активировать положительные эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

Ход игры. Если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого грустному ребенку предлагается присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера, первым игру начинает воспитатель.

Обида

1.  Игра «Обида, стоп»

Цель: повысить эмоциональную устойчивость ребенка.

Ход игры. Ведущий спрашивает ребят, как можно по-разному обидеть другого.  Затем они понарошку обижают сначала водящего,   потом выбранных ребят и обсуждают способы, при помощи которых обижаемым удалось не обидеться.

2. Игра «Волк-волчишко, пусти переночевать» (для детей 4-5 лет)

Цель: развивать умение справляться с чувством обиды.

Ход игры. В угол комнаты ставят стульчик, на него садится ребенок, играющий роль волка. Остальные дети встают со своих стульев и подходят х волку со слонами; «Волк волчишко, пусти переночевать». Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Дети усаживаются вокруг волка, а ведущий говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» детям необходимо быстро подняться к добежать до своих стульчиков- домиков. Волк тоже встает и ловил детей.  Тот ребенок, которого поймает волк, в следующем туре играет роль волка.

3.  «Чтоб не обижаться, надо расслабляться».

Цель: развивать умение справляться с чувством обиды.

Ход игры. Ведущий говорит детям о том, что иногда от обиды хочется плакать. А чтобы не плакать, нужно научиться расслабляться. Детям демонстрируется мягкая игрушка, они ее трогают, проверяют, действительно ли она мягкая, а затем стараются стать такими же мягкими сами. Далее ведущий нескольким ребятам по очереди говорит «обидные» слова, а остальные проверяют сохранение ими расслабленного состояния.

4.  Игра «Жужа»  

Цель: развивать умения адекватно выражать свои чувства, снять мышечное напряжение.

Ход игры. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем и руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать   их   полотенцем  по спинам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.

5. Игра «Тух-тиби-дух»

Цель: снять негативные настроения и восстановить силы.

Ход игры. Воспитатель (педагог) обращается к детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий — в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий — против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Гнев

1.  Игра «Три характера»

Цель: сопоставить различные характеры; откорректировать эмоциональную сферу ребенка.

Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с педагогом (психологом) они дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трос детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает. Если в группе мало девочек, то «злюку» и «плаксу» изображают мальчики.

2. Игра «Шкала гнева»

Цель: научить ребенка определенным способам, позволяющим ему своевременно распознать и погасить неприятные чувства, т. е. контролировать проявление собственных чувств.

Материалы: на доске изображается мишень или вешается уже готовая из ткани или другого материала, и используются небольшие мешочки с бобами или горохом.

Описание техники: Мешочки бросают в мишень с определенного расстояния. Мешочки отскакивают от мишени с силой, пропорциональной силе броска. Педагог, для того, чтобы продемонстрировать ребенку различную силу таких чувств, как раздражение, гнев, чувство неудовлетворения, бросает мешочки в мишень с разной силой.

В начале упражнения педагог объясняет ребенку, что раздражение — это слабая степень злости, и не очень сильно бросает мешочек в мишень, затем предлагает ребенку сделать то же самое и просит продолжить фразу: «Я слегка разозлился, когда...» Со словами: «Я разозлился сильнее, когда…», педагог и ребенок поочередно бросают мешочек со все большей силой. И, наконец, изо всех сил. Чтобы ребенок идентифицировал это чувство, педагог обсуждает с ребенком, что тот ощущает в момент раздражения.

3. Игра «Штурм крепости»

Цель: дать возможность детям проявить агрессию в адекватной игровой форме.

Ход игры. Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится «крепость» (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т. д. — все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч — «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча — «крепость» — не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием  штурмующие  издают  громкие  победные  кличи.

4. Игра «Зоопарк»

Цель: помочь снять напряжение.

Ход игры. Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

5.Игра  «Волшебные превращения»

Цель: дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

Ход игры. Взрослый произносит текст, для усиления эффекта  можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голося. А еще — выстрелы!  (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свою). Наконец-то  вы дома! Можно перевести дыхание и выделаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете  глаза - нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открьпъ глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».

В зависимости от особенности детской группы можно придумать любой текст.

Страх

1. Игра «Живая шляпа»

Цель: объяснить относительность страха посредством игры.

         Ход игры. Детям предлагается поиграть в игру «Живая
шляпа», где они являются активными участниками. Воспитатель (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у        
(имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться.

         Воспитатель (делает испуганное выражение лица): «Ой, что это?!»— и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали и угол комнаты. И что же все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Воспитатель продолжает. Это была не просто шляпа... она двигалась! Воспитатель, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась... и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Вес засмеялись и побежали гладить котенка. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».

2. Игра «Конкурс на самую страшную Бабу Ягу»

Цель: снять психомышечное напряжение, страх робости

Ход игры. Ведущий говорит о том, что один из самых страшных персонажей сказок — это Баба Яга, предлагает в нее превратиться. Дети по очереди выходят из комнаты, надевают маску Бабы Яги. Ведущий при этом проговаривает; «Была Саша — стада Баба Яга». Затем ребенок возвращается в группу и пугает остальных. Определяется, кому удалось показать самую страшную Бабу Ягу. Дети вспоминают секреты, выученные в прошлом году: «Чтобы не бояться, надо расслабляться. Чтобы не бояться, надо рассмеяться».

3. Игра «Кораблик»

Цель: снять психомышечное напряжение, корректировать эмоцию страха.

Ход игры. Необходимое небольшое одеяло. Количество играющих  - минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5 – 6 детей. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребенок – капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросом команду «Бросить якорь!», или «Стоп машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все  жмут руки и хвалят его.

4. Игра «Жмурки» 

Цель: создать положительный эмоциональный фон, устранить страхи, повысить уверенность в себе.

Ход игры. Все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку; а потом все вместе (хором) нараспев говорят:

                                                Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас!

                                                Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

5. Игра «Пчелка в темноте»  

Цель: корректировать боязнь темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры. Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый веток с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут онa вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Заключение

Эмоциональное состояние ребенка оказывает существенное влияние на развитие его личности. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций.

В связи с вышеизложенным, коррекция эмоциональной сферы дошкольников относится к числу важных проблем развития ребенка.

Список литературы

1.  Романовская М.О. Как подготовить ребенка к детскому саду / Мария Романовская. - М.: Эксмо, 2008. – 144 с. – (Шпаргалки для родителей).

2. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. - М.: Генезис, 2010. – 175 с.

3. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой,—М.: Просвещение, 1985. 176 е., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возроста...

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»

«Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста»...

"Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"

Родительское собрание на тему: "Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста"...

"Роль игры в воспитании, обучении и развитии младших дошкольников "

Игра – незаменимое средство воспитания у ребенка творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива, самоанализ, самоконтроль, самооценка, само-регуляция, упорство, настойчивость, которые ...

"Роль игры в воспитании дошкольников с трудностями в эмоциональном развитии"

Значение игры для коррекции поведения дошкольников....