Использование современных образовательных технологий
консультация по теме

Качура Ольга

О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachura_o.a._vystuplenie.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»

г. Майкоп

Тема: «Использование современных образовательных технологий

 в   экологическом  воспитании и образовании дошкольников»

Автор: старший воспитатель МБДОУ №16

Качура Ольга Анатольевна

Майкоп-2018

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

    Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения? 

    О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.

     Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы,  значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

 На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

      Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

     Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними?  Мы, как и наши дети, меняемся,  вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритм ом современной жизни.

    С полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

      Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников?

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.

  Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.

    Сегодня методы и приемы экологического  воспитания  и образования  во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.

   В процессе экологического образования дошкольников,  используются разнообразные методы: практические (игры, ребусы, загадки, акции),  наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты , игры, викторины и т. д.), словесные (художественное чтение, беседы).

   Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал

  И здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии, на которых я и хотела бы остановиться более подробно. 

   Так как компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и важнейшим средством обучения детей, бесспорным является вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках реализации  ФГОС ДО. Современные дети знакомятся с ИКТ еще до школы и зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

       В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности.

   Компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность. Они  проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  • предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно /при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;
  • презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;
  • компьютер обладает стимулом познавательной активности детей, такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности;
  • использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения;
  • высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.  

    Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т.д.,  при этом  дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

   В практике своей работы,  я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

  • звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
  • экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме;
  • мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации/;
  • медиазанятия, которые  провожу  в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Игры-викторины направлены на развитие  осознанности у детей своей связи с природой, формирование у них потребности в ее сохранении.  

  В процессе этой игры дети обобщают знания о живой и неживой природе, развивают интерес к экологии и расширяют представлений о связи живой и неживой природы. В результате формируется желание сохранять и оберегать природу.    На экране визуально представлена проблемная ситуация, связанная с экологией, требующая мыслительной операции классификация, с последующим подробным анализом причин распределения в ту или иную группу. Сложность материала для классификации варьируется в зависимости от возраста детей

   Мультимедийные экологические игры я  включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, в занятия кружка по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки», так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.

    Мультимедийные игры - викторины выступают  как средство, будящее мысль, увлекающие  на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом, побуждая детей к волевому напряжению, проявлению усилий.

   Дети  охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками. Мультимедийные  экологические викторины,  позволяет ребёнку разобраться в своих знаниях, развивает память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывает усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них,  а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность.. Викторины  учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины,  делать выводы и применять их в последующем.

Интерактивные  игры – удобное и перспективное изобретение. Позволяют обогатить процесс обучения и воспитания, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его интересным и привлекательным.

   Наиболее эффективно использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить знания и умения дошкольников

   Результатом моей работы по использованию  викторин в экологическом образовании старших дошкольников с использованием ИКТ  стало повышение уровня освоения программы.  Показательным, на мой взгляд, является изменение содержания самостоятельной экологически направленной деятельности детей: эмоциональные рассказы о природе, свои наблюдения, суждения. Дети давали оценки негативным проявлениям к природе со стороны других людей. Также очень изменились их самостоятельные рисунки, они много рисовали на природоведческие темы. Рисунки детей стали более выразительными и яркими, насыщенными по содержанию добротой и сочувствием ко всему живому миру. Дети охотно учат  стихи о природе, животных и лесе. Стали играть в экологические настольно – печатные игры. Они включали викторины в разные сюжетно-ролевые игры, часто просили меня поиграть с ними в викторину в свободное время, на прогулках и вечером. Это говорит о том, что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании детей, сыграла заметную положительную роль в экологическом развитии детей в результате у детей повысился  познавательный  интерес к окружающему миру, выражающийся (со слов родителей) в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах; повышении интереса к рассказам о животных взамен просмотра мультфильмов.

Вывод.

Исходя из всего выше сказанного,  можно сделать следующие выводы:

- использование ИКТ является неотъемлемой частью в образовательной деятельности;

- огромные возможности, увлекательная информация, обширная информация для того, чтобы получить результат, которые  расширяют возможности педагогического воздействия на детей;

- использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования;

- использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность;

   Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

      Систематическая,  целенаправленная, методически правильную организованную деятельность с использованием ИКТ, повышает познавательную активность, любознательность, интерес к природе, к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...