Проект в подготовительной группе "Моя малая родина - город Саратов"
проект (подготовительная группа) на тему
проект по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina_-_gorod_saratov.docx | 64.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной к школе группе «Моя малая Родина – город Саратов». воспитатель Д.А. Сисингалиева МДОУ «Детский сад №189» г. Саратов |
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.
Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине и начал гражданственности. Основой в воспитании гражданских чувств является накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к истории и культуре родной страны, формирование позитивного отношения к тем значимым событиям, которые происходят в жизни государства. Знакомство дошкольников с наиболее яркими событиями, которые происходили и происходят в жизни нашей страны – это основа воспитания любви к Отечеству и формирование чувства гордости за родной край.
В проекте сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с социальным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы « Детство» под редакцией под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой, 2011 г., вариативная часть ООП программа «Детство с родным городом».
Актуальность темы:
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Проводя беседы о родном городе, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проект по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – городом Саратовом.
Цель проекта:
Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города.
Задачи проекта:
- Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).
- Приобщать к культуре, традициям.
- Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.
- Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.
Подготовительный этап:
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города Саратова приобрести и изучить литературу.
- Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.
- Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с городом Саратовом.
- Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.
- Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр.
6. Продумать тематику экскурсий, походов.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть:
- Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.
- Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
- Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с городом Саратовом ; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;
- Должны знать природу города;
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
Содержание работы:
Познавательно – исследовательская. |
3.Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова 4.Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Саратовом 5.Знакомство с именами героев, чьими именами названы улицы нашего района 6. Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, походы к памятникам, возложение цветов).
|
Продуктивная. |
- изготовление праздничных открыток, - изготовление панно «Мой город – Саратов» 3. Рисование: - на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город», «Моя Родина», «Времена года», - раскрашивание символики города Саратова, - рисунки схем взаимосвязей между трудом людей различных профессий, - рисунки моделей различных видов трудовой деятельности. 4. Изготовление подарков мамам, папам, ветеранам, солдатам и др. 5. Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад). |
Музыкально – художественная. |
|
Чтение художественной литературы. |
|
План- схема
работы с детьми и родителями
по реализации проекта
№ | Содержание работы | Ответственные |
1 | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» | воспитатель родители |
2 | Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове. Познавательная беседа «Моя малая родина-Саратов» Чтение стихов о Родине. | воспитатель |
3 | Рассматривание карты Саратова. НОД по худ. Творчеству. Рисование «Улицы нашего города» Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание достопримечательных мест Саратова из «мозаики») Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках | воспитатель |
4 | Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе. НОД по ознакомлению с окружающим«Государственная символика России» Раскрашивание символики города Саратова Сюжетно ролевая игра «Следопыт» Конкурс-выставка «Наш славный Саратов»(рисунки) | |
5 | НОД по худ. творчеству. Рисование «Наш любимый город» Познавательная беседа «Мой город- Саратов » Рассказ воспитателя на тему: «Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Саратовом» Рисование на тему: «Нарисую герб Саратова» | воспитатель |
6 | Познавательная беседа «Символика Саратова» Составление схемы «Я иду в детский сад» Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места» (лабиринты, карты схемы ближайших к детскому саду улиц). Оформление фотоальбома «Мы гуляем по городу. Исторические места» | воспитатель |
7 | Рассматривание альбома с видами Саратова Игра- викторина «Город в котором мы живём» | воспитатель |
8 | Оформление альбома с рисунками «Мое любимое место в городе» Рисование на тему: «Нарисую свой герб семьи» | воспитатель |
9 | Составление рассказов: «Город, в котором я живу» Сюжетная игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада) Конкурс-выставка «Наш любимый Саратов»(фото- выставка) | воспитатель родители |
Заключение
На мой взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом)
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей”, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Работа с детьми по ознакомлению с родным городом, ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства, фотоальбомы экскурсий).
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников выполняется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду организуются выставки семейных коллекций, изготовляются различные макеты, проводятся совместные праздники, походы выходного дня в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями города.
Литература.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!).
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
- Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.-ист. Наук (С.-Петерб. Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
- Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно-методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011.
- Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»).
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Моя малая Родина - город Зеленодольск"
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»...
Проект "Моя малая родина- город Нефтеюганск"
В ходе данного проекта осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного городаместным достопримечательностям, в...
Проект по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».
Одна из приоритетных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины, начиная с малой родины. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольн...
Презентация проекта по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».
Презентация проекта «Моя малая родина – город на Вопи» . Представлен опыт работы по проекту....
Конспект и презентация интегрированного занятия с воспитанниками подготовительной к школе группы для детей с ТНР. Тема. «Малая родина – город Коркино».
Цель. Формирование у детей элементарных представлений о малой родине – городе Коркино.Обобщить знания детей о государственных символах России – флаге, гербе.Систематизировать знания детей ...
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе «Моя малая родина. Город на Вопи»
Образовательный проект в подготовительной логопедической группе«Моя малая родина. Город на Вопи»...