Образовательный проект в подготовительной логопедической группе «Моя малая родина. Город на Вопи»
проект
Образовательный проект
в подготовительной
логопедической группе
«Моя малая родина. Город на Вопи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_moya_malaya_rodina.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
России наш город – частица,
А для нас он родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём»
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого. С любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Академик Д.С.Лихачёв как нельзя лучше сказал о необходимости работы с дошкольниками по краеведению.
Одна из приоритетных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины, начиная с малой родины. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом.
В родном городе человек растет, заводит первых друзей, ходит в детский сад, в школу. Все важные события, которые связаны с взрослением и становлением личности происходит в стенах родного дома или учебного заведения. Именно поэтому у человека такая привязанность к малой родине. В России как нигде, больше развито чувство любви к родному краю, к собственному дому.
Занятия по краеведению помогают видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве. Воспитанники получают жизненно необходимые знания: знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природных, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
У воспитанников нашего детского сада наиболее сохранными являются зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, а именно они чаще всего могут быть задействованы в работе с наглядным материалом. Поэтому опора на сохранные анализаторы при усвоении краеведческих знаний носит как воспитательный характер, так и способствует коррекции речевой функции мозга, через введение новых звеньев в функциональную систему, базовую для психических функций.
Актуальность проекта
У детей дошкольного возраста степень сформированности любви к малой родине находится на очень низком уровне. Дети не знают, не ценят, не уважают традиции, обычаи, родной язык. Прививать любовь к ним необходимо начинать с воспитания уважения к своей семье, к своим родителям. На логопедических занятиях по этим темам можно отрабатывать много языкового материала:
- обогащать активный словарный запас;
- формировать навыки новообразования и словоизменения;
- понимания и построения различных видов лексико-грамматических конструкций;
В эту тему включается подтема «Происхождение фамилий», где дети совместно с родителями занимаются поисковой деятельностью, и одновременно с этим, формируются и развиваются навыки слогозвукового анализа и синтеза, умение составлять предложения и формировать связную речь.
Наряду с темой «Семья» предлагаются темы: «Моя улица», «Родной город», «Природа родного края», «Прошлое родного края», «Животные и растения Смоленской области» и т.д. Работая над данными темами можно осуществлять не только воспитательные задачи, но и отрабатывать языковой материал, формировать и развивать все средства языка.
Основой планирования работы педагогов логопедической группы является тематический подход, который обеспечивает концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря воспитанников, усвоение грамматических категорий и согласуется с задачами всестороннего развития детей. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между специалистами, так как мы сотрудничаем на протяжении недели над определённой лексической темой.
Мы организуем непосредственно образовательную деятельность с введением краеведческого материала, осуществляем подбор речевого материала о родном крае, а также иллюстрированного и раздаточного материала, организуем в течение дня активную работу по расширению, уточнению, закреплению словарного запаса, наблюдаем за грамматически правильным оформлением речи у каждого воспитанника.
Новизна и теоретическая значимость проекта заключается:
- в уточнении структуры и содержании краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников;
- в создании системы работы по развитию связной речи детей-логопатов в процессе краеведческой деятельности.
Отличительная особенность проекта состоит в его практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода.
Основные организационные формы:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- в свободной деятельности;
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой;
- тематические выставки;
- праздники, развлечения;
- встречи с участниками различных исторических событий.
Методы и приёмы:
- беседы, рассказы, чтение художественных произведений;
- сюжетно ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- конкурсы, викторины;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, фотографий, иллюстраций.
Цель проекта:
- воспитание гражданских чувств: чувство любви к Родине, к своей малой родине;
- развитие способности к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям;
- создание системы работы по развитию связной речи детей-логопатов в старшем дошкольном возрасте.
Задачи проекта:
- дать детям знания о родном городе, о его истории, о его символике;
- познакомить с достопримечательностями, промышленными объектами, рассказать об их вреде и пользе, об экономической ситуации в городе;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- расширять знания детей о флоре и фауне Смоленской области;
- воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- познакомить с культурными традициями Смоленской области;
-знакомить детей с боевым прошлым нашего города, с памятниками, посвященными Великой Отечественной войне и Отечественной войне 1812 года.
- формировать чувство гордости за славное боевое прошлое;
- создавать условия для познавательной речевой активности детей в краеведческой деятельности;
- развивать связную речь, внимание, память, мышление, воображение;
- систематизировать перспективное планирование познавательно-речевой деятельности детей через краеведческую работу с учётом специфики
логопедической группы;
- способствовать развитию у родителей понимания важности данной проблемы и привлечению их к совместному её решению.
Ожидаемые результаты
Реализация данного проекта позволит:
-заложить основу патриотического воспитания у детей;
- привить любовь к Родине, к малой родине;
-приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
- улучшить связную речь детей и обогатить знания о родном крае;
-обогатить словарный запас детей-логопатов;
- усвоить грамматические категории;
- улучшить память, внимание, мышление детей старшего дошкольного возраста;
-вовлечь родителей в активную совместную деятельность по краеведению.
Критерии эффективности проекта:
- количество привлечённых участников в мероприятиях проекта;
- количество и качество проведённых мероприятий;
- разнообразие форм и методов, используемых в реализации проекта;
- наблюдение за поведением и общением детей;
- анкетирование родителей.
Основное содержание проекта
Работа по данному проекту будет более эффективной при создании в группе предметно-пространственной среды, включающей в себя:
- уголок «Мой родной город», в котором дети могут заняться различными видами деятельности: смотреть, читать книги о родном городе – современном и старинном, знакомиться с боевым прошлым Ярцева, путешествовать по улицам и по районам города (по карте города);
- уголок «Моя семья», где дети могут показать свои семейные альбомы, составить семейное древо;
- библиотека, книги о Ярцеве, подборка произведений и стихов местных авторов; картотеки: «Игры Смоленского края», «Сказки Смоленской области», пословицы, поговорки.
Социальные партнёры
В реализации проекта мы сотрудничаем с такими социальными партнёрами, как: - городской историко-краеведческий музей;
- детская библиотека;
- музеи школ города;
- «Станция юных натуралистов»
Используемая литература:
- Кузнецова Е.В. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет», М.
- Агранович З.Е. «Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», СПб.
- Миронова О.С. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
- Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьёй», М.
- Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду», М.
- Ефименков И.А. «Город на Вопи»
- Шорин Ю.П. «Ярцево через века»
- Мишин З.А. «Сказки Смоленского края»
- Лубягов М.Д. «Смоленск».
- Рябков Г.Т. «Город-герой Смоленск».
Перспективное планирование
1.Блок. Тема:«С чего начинается Родина».
Семья. Моя родословная. Мой дом, моя улица.
«ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ, НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ».
Френсис Бекон
1.История возникновения фамилий - исследовательская работа родителей и детей.
2. Моя семья – моя опора – составление рассказа о семье.
3. Составление семейного древа.
4. Родительское собрание с детьми «Семья – род – народ».
5. Творческие работы детей, конкурсы рисунков «Вот мой дом родной»,
«Улица, на которой я живу».
6. «История города в названии улиц»- презентация исследовательских семейных проектов.
7. Десант порядка – совместный субботник по уборке территории детского сада.
8. Сюжетно ролевые игры «Выходной день в моей семье» , «Семейные праздники».
9. « Моя мама – самая, самая…» - оформление книжки-малышки о мамах, бабушках.
2. Блок«Как прекрасен этот мир».
Мир природы Ярцевского района (флора и фауна, сезонные изменения климата).
«СТАРАТЕЛЬНО ВНИМАЯ ОПЫТ ДРЕВНИХ
И ПОСТИГАЯ СУТЬ ЕГО КОРНЕЙ
Я СТОЙКОСТИ УЧИЛСЯ У ДЕРЕВЬЕВ,
А ЛОВКОСТИ И СИЛЕ – У ЗВЕРЕЙ.
У ПТИЦ УЧИЛСЯ ЧУВСТВОВАТЬ СВОБОДУ,
У РЫБ – СОСРЕДОТОЧЕННО МОЛЧАТЬ.
ПОЭТОМУ ОБЯЗАН Я ПРИРОДУ
ОТ ВСЕХ ВРАГОВ ДОСТОЙНО ОХРАНЯТЬ»
ПЕТР СЕРГЕЕВ
1.Осень в родном городе. ( Прогулка по улицам города).
2.Наблюдение за сезонными изменениями в природе, климате.
3.Как растения дают нам кислород. ( Опыты, эксперименты).
4.Сомтавление альбома , дидактические игры «Птицы и животные родного края».
5. Составление гербария.
6.Животные и растения красной книги Смоленской области – рассматривание иллюстраций.
7. Лепка «Птицы и животные нашего края». Выставка детских работ.
8. Наши полезные ископаемые – рассматривание иллюстраций.
9. Изготовление домиков-скворечников и установка на территории детского сада.
10. Наблюдение за птицами. «У каждой птички свои привычки» - составление рассказов.
11. В природе нет вредных животных – беседа с рассматриванием иллюстраций.
12. Изготовление книжки – малышки «Природа родного края».
13.Мудрость предков – подборка народных примет.
14. Лес, луг, поле – наше богатство. Рисование красками.
15. Словесные логопедические игры: «Закончи предложение», «Найди ошибку», «Четвёртый лишний (растения, животные нашего края)».
16. Флора и фауна Смоленской области в ребусах, кроссвордах, загадках.
3.Блок «Ярцево через века».
Ярцево, его прошлое и настоящие.
«РОДИНЫ СЕБЕ НЕ ВЫБИРАЕМ
ИМЕНИ СЕБЕ МЫ НЕ ДАЁМ
ЗЕМЛЮ, ГДЕ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ
С ДЕТСТВА ОТЧИМ КРАЕМ НАЗЫВАЕМ»
ФЛОР ВАСИЛЬЕВ
1.Мой родной город – просмотр презентации.
2.В гостях у предков – рассказ об истории возникновения города Ярцево.
3.А.И.Хлудов – основатель Ярцевскогохлопчато- бумажного комбината.
4. Экскурсия к хлопчато- бумажному комбинату.
5.Создание альбома о Ярцевском х/б комбинате.
6. Знакомство с картой. (Мой город, моя Смоленщина, моя Россия).
7.Достопримечательные места города. ( Экскурсии по центральным улицам, в парк).
8.Творческие работы детей: «Вот моя улица, вот мой дом».
9.Рассматривание фотографий, беды о промышленных объектах города.
10. Памятники города (беседы, рассматривание иллюстраций, экскурсии).
11. Экскурсии в городской краеведческий музей.
12. Символы нашего города (герб, флаг).
13.Традиции города Ярцева (праздники, развлечения).
14.Чтение сказок Смоленского края, стихов.
15. Родительское собрание-викторина «Памятные места города Ярцево».
4. Блок « Ярцево опаленное войной».
«ЗАЩИТА РОДИНЫ ЕСТЬ ЗАЩИТА
И СВОЕГО ДОСТОИНСТВА»
Н.РЕРИХ
1. «Ярцево в огне войны»- беседы о военном прошлом
2. Экскурсии на площадь Победы, к танку Т-34.
3. История города в названиях улиц ( Почему в названиях улиц много военной тематики –ул.Танкистов, ул.Артиллеристов, ул.Рокоссовского, площадь Победы).Презентации исследовательских семейных проектов.
4. Военные памятники в нашем городе – о чём они нам рассказывают. Просмотр презентаций, слайдов.
5. Наши родственники – солдаты – встречи с родственниками детей, просмотр семейных фотографий.
6. «Аллея Славы» - обустройство аллеи на территории детского сада.
7.Встреча с ветеранами ВОВ.
8. Участие в шествии «Бессмертный полк».
9. Чтение отрывков из поэмы Твардовского «Василий Тёркин».
10. Наши земляки – герои Смоленщины и России.
11. Экскурсия к мемориальному комплексу в микрорайоне Яковлево.
5. Блок «Город будущего».
1. Письма из будущего. ( Мечты и пожелания детей).
2. Творческие работы детей: «Каким ты видишь свой город через много лет».
3. «Мы архитекторы» - поделки, постройки, рисунки домов будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД коммуникация для старшей группы «Моя малая Родина-город Маркс»
Материал занятия знакомит детей с понятием " Малая Родина", с историей самого города Маркса, учит быть внимательными к окружающей действительности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Моя малая Родина – город Пермь»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Моя малая Родина-город Красноармейск»
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников.(из опыта работы воспитателя детского сада №12 «Светлячок»Аржанухиной С.К.). Родина… Это слово выраж...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Моя малая Родина - город Зима»
Посредством ознакомления детей с малой родиной расширяются представления детей о родном городе, у детей формируется чувство гордости и восхищения о своём городе....
Проект по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».
Одна из приоритетных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей Родины, начиная с малой родины. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя малая Родина – город Корсаков»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Моя малая Родина – город Корсаков»...
Презентация проекта по краеведению в подготовительной логопедической группе. Тема: «Моя малая родина-Город на Вопи».
Презентация проекта «Моя малая родина – город на Вопи» . Представлен опыт работы по проекту....