Кружок "В гостях у бабушки Варварушки"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Варенцова Людмила Евгеньевна

Рабочая программа по приобщению детей к истокаи русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx85.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» города Николаевска»

Николаевского муниципального района Волгоградской области.

ПРИНЯТО                                                                      УТВЕРЖДЕНО

на заседании        Зам. директора МКДОУ

педагогического совета        «Сказка» Крупенникова

от 02.09.2013г. протокол №1        приказ от 04.09.2013г. № 97 о/д

Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«В гостях у бабушки Варварушки».

(на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л.Князева, М. Д.Маханева).

Составила

воспитатель I квалификационной категории

Варенцова Л. Е.

2013 год г. Николаевск

Содержание.

Программа.______________________________________________________2

                   

 Пояснительная записка.___________________________________________4

 Актуальность.___________________________________________________5

 Цель, задачи.____________________________________________________6

 

 Приоритеты программы.__________________________________________7

 

 Формы работы, методы и приёмы.__________________________________8

  Тематический годовой план. Первый год обучения (младшая группа).___10

 Тематический годовой план занятий. Второй год обучения  (средняя     группа)._________________________________________________________12

 Тематический годовой план занятий. Третий год обучения  (старшая группа)._________________________________________________________14

 Тематический годовой план занятий. Четвёртый год обучения  (подготовительная группа)._________________________________________16

Список  используемой литературы.__________________________________18

 

1

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«В гостя у бабушки Варварушки».

Эта программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.

Разработка программы велась с учетом следующих приоритетов:

  1. Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
  4. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.

2

1. Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием педагогического процесса я считают, что нужно иметь специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Но у меня пока такой возможности нет, поэтому мы сотрудничаем с нашим городским музеем и каждый год посещаем «Русскую избу» в нашем музыкальном зале, где дети окунаются в атмосферу русской деревни, что помогает им эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) – домовенок Кузя (родительница моей группы сшила мне куклу) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.

Программа рассчитана на четыре года с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.

Для того чтобы я имела возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения здесь даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословиц. Также мною используются учебно-методические пособия «Красна изба»  М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

и «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, где представлены интересные конспекты народных праздников, посиделок, народных игр.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

3

Пояснительная записка.

«ВРЕМЕНА  ТЕПЕРЬ  ДРУГИЕ,  КАК  И  ИГРЫ, И  ДЕЛА.

ДАЛЕКО  УШЛА  РОССИЯ  ОТ  СТРАНЫ, КАКОЙ  БЫЛА,

НО  ПРЕДАНЬЯ   СТАРИНЫ  ЗАБЫВАТЬ  МЫ  НЕ  ДОЛЖНЫ.

СЛАВА  РУССКОЙ  СТАРИНЕ!    СЛАВА  НАШЕЙ  СТОРОНЕ!»

        Чтобы знать свое место в окружающем мире,  быть уверенным в будущем   каждому человеку  необходимо знать   историю и культуру народа, которому он принадлежит: традиции, обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д.  В противном случае  будут потеряны ориентиры развития народа, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

        В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей

        Главная цель моей кружковой работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда я думаю, что в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего

        Я считаю, что развитие и воспитание ребенка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей Родины, ее бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, декоративно-прикладное искусство, игры, музыку и др.

Направленность программы:

по содержанию – художественно - эстетическая;

по форме организации – кружковая;

по времени реализации – четыре года (для детей от 3до7лет).

4

Актуальность.

         Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены. Появилось  множество  новых комплексных программ. Я работаю по программе «Детство» и считаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.

         Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны.  Программа  формулирует  задачи  по знакомству дошкольников с родной культурой   формально. Не обозначены   средства  и методы решения этих задач, у воспитателей очень мало соответствующих материалов и пособий, да  и мы -  педагоги плохо знаем традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры. Мною было принято решение организовать в своей группе  дополнительную работу по приобщению детей  к истокам русской народной культуре в кружке: «В гостях у бабушки Варварушки».

        Я считаю, что процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно прикладного искусства.

Новизна, педагогическая целесообразность:

        Знакомство ребенка–дошкольника с фольклорным наследием – одно из приоритетных направлений педагогики. Воспитательно–обучающие возможности фольклора делают его особенно актуальным в настоящее время. Чем раньше ребенок будет приобщен к народной культуре, тем бережнее он будет к ней относиться, тем духовно будет богаче. «Фольклор – лекарство человечества, эликсир для души». (Анри Курсаже). В программе прошлое искусно переплетается с настоящим, т.е. старое с новым.

        Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год.

 Содержание программы  носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности; включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.

        В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».  Кроме этого программу существенно дополняют занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является специализированной программой социально-личностного, патриотического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.

        Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному.

5

Цель программы:

 Знакомство детей с бытом, традициями, культурными особенностями,  искусством и фольклором русского народа.

Задачи:

Обучающие: 

-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

- расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

-прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

-учить выражать свои мысли, обогащать словарный запас.

Развивающие:

-развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора;

-развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, духовной, народной музыке;

-развивать речь средствами фольклора;

- развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России,

-развивать художественно-творческие способности у детей

Воспитательные: 

-воспитывать у детей  интерес  и любовь  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм;

-воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора.

   

6

 Для своей программы "В гостях у бабушки Варварушки»  были выбраны следующие приоритеты:

    1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

     2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д). Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.

    3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными  особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

     4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

       5. Н,

   

 Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная  цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, то пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры  ребёнка как основы его любви к Родине.

Содержание программы кружка «В гостях у бабушки Варварушки» строится на принципах:

-Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

-Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью, устным народным творчеством.

-Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

-Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

-Принцип доступности и простоты изучаемого.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие;

 познавательное развитие;

 речевое развитие;

 художественно-эстетическое развитие;

 физическое развитие.

7

Технические средства обучения: экран, ноутбук,  магнитофон, принтер, сканер.

Формы работы с детьми:

-занятия

-развлечения;

-посиделки.

Методы и приёмы:

-наблюдения;

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

-практический(совместная деятельность воспитателя и ребёнка, обыгрывание ситуаций, заучивание с детьми потешек, закличек );

- игровой (дидактические игры, народные, театрализованные);

- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной  ситуации  в ходе образовательной  деятельности).

 На занятиях использую такие методические средства, как:

-        Ролевые игры.

-        Театрализованные игры.

-        Задания, направленные на развитие воображения.

-        Дидактические игры.

-        Обыгрывание ситуаций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

 Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность    

Время проведения занятий. Дополнительное занятие по данному разделу ведется, начиная со второй младшей группы, во вторую половину дня, 1 раз в неделю в пятницу.

Продолжительность занятий:

 во второй младшей группе – 15 минут

 в средней  группе - 20 минут

 в старшей  группе – 25 минут

 в подготовительной группе – 30 минут..

Количество детей, участвующих в занятии  - подгруппа .

Сроки реализации программы.  

Программа рассчитана на 4 года   работы с детьми с 3 до 7 лет

Предполагаемые результаты освоения программы:

        -дети активно и с желанием участвуют в разных видах творческой деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая интересные образы героев;

        -дети легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведения, выражают своё отношение к событиям и героям;

        -а главное дети будут относиться доброжелательнее  друг к  другу и взрослым, станут  замечать красоту окружающей природы. У них возникнет интерес к произведениям народного творчества. И я всё больше убеждаюсь, что произведения фольклора любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

8

Эффективность и практическая значимость:

Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа.

Знакомство с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Развитие активного общения детей.

Речевое развитие детей.

Воспитание любви к культуре своего народа.

Создание предметно – развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. В спальне нашей группы я создала уголок, в котором имеются:

сказки – панорамы «Репка» «Теремок»;

настольные театры «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»;

кукольные театры «Колобок», «Три медведя»

кукла Ванечка;

люлька;

обитатели «избы» (кот, коза, петушок);

предметы быта русской «избы»;

картотеки:  потешки, прибаутки, заклички; считалки; словарь старинных русских слов;  народные песни и музыкальные игры;  приметы, подвижные народные игры, дидактические игры, .

Работа с родителями

Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо чтобы они шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, имели навыки рассказывания сказок, чтения потешек, песенок, знали народные традиции, имели представления о проведении некоторых народных праздников.

С этой целью я организовываю индивидуальные беседы с родителями, провожу консультации, привлекаю родителей собирать предметы русского быта.

        

9

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой,

М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Календарно-тематический план.

Первый год обучения (младшая группа).

Продолжительность занятия 15 минут.

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой

«Ходит сон  близ окон»

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

Октябрь

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой  заучивание потешек «Как у нашего кота»

«Котик, котик, поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика»

«Девочка и лиса »

Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)

Ноябрь

«Водичка, водичка умой мое личико»

Знакомство детей  с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико»

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных.

«Идет коза рогатая»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая» .

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Декабрь

«Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок».

«Уж ты, зимушка - зима»

 Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде

Январь

«Пришла коляда – отворяй ворота»

Знакомство  детей с Рождеством.

«Фока воду кипятит и как  зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.

«Три медведя»

Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»

10


Тема занятия

Содержание

Февраль

«Маша и медведь»

Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь»

Хозяйкины помощники.

Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

«Масленица дорогая -  наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с масленицей.

Март

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама»

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!»

«Петушок- золотой гребешок»

Знакомство детей  с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

«Заюшкина избушка»

Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»

Апрель

«Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

«Кот,  лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот,  лиса и петух»

«Петушок с семьей»

 Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

«Курочка ряба»

Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба»

Май

«Здравствуй, солнышко – колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

«Сорока – белобока кашу варила»

Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком

«Кто в тереме живет?»

 Знакомство  со сказкой  «Теремок»

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

11

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Календарно-тематический план.

Второй год обучения  (средняя группа).

Продолжительность занятия 20минут.

Месяц

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1.«Во саду ли, в огороде»

 

Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде».

Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл».

2»Чудесный мешочек»

Повторение потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3. Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову  и бычка.

4.«Бычок – черный

    бочок».

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца».

Октябрь

5.»Приглашаем в гости

     к нам».

Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек  о козле, коровушке, бычке.

6. «Гуси-лебеди».

Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «Ай, тари, тари, тари».

7. «Сошью Маше

      сарафан»

Знакомство с русской женской одеждой. Повторение потешки «Ай,тари, тари, тари».

8.«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Ноябрь

9.«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья)

10.«Лисичка со

     скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – прялкой. Знакомство со сказкой.

11.«Петушок – золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко».

12.»Чудесныйсундучок».

Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).Повторение потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

13.«Здравствуй,

зимушка – зима»

Загадки о зиме.

Разучивание р.н.п. «Как на тоненький ледок»

14. «Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой.

Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

15. «Одень зверей»

Аппликация по готовым формам.       Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей».

16. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом

поздравляю».

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка».

Январь

17.»Сундучок Деда

      Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».

18. «Лиса и козёл».

Дидактическая игра «Похвали Лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл».

19. .«Весёлые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками.

20. «Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль.

21. «Кто же в гости к нам пришёл».

Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки».

22«При солнышке – тепло,

при матери – добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.

Самостоятельный рассказ «Какая моя мама»

Пение песен о маме.

23. Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке Прослушивание грамзаписи звучания балалайки.

24. «Лисичка-сестричка»

Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк».

Март

25.«Масленица дорогая –

наша гостьюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песни «Блины»

Развлечение на улице.

26. «При солнышке-тепло, при матушке-добро».

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Песни  о маме.

27.»Крошечка-

      Хаврошечка».

Знакомство со сказкой.

28. «Весна, весна,

        поди сюда»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне

Апрель

29.»Пришла весна!».

 Повторение заклички о весне. Коллективная аппликация «Пришла весна!».

30. «Шутку шутить –

        людей насмешить»

Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами

31. «Небылица-

      небывальщина».

 Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц

32.Русская свистулька.

Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

Май

33.»Чудесный сундучок».

Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий

34.Времена года.

Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года

35.»Волшебная палочка».

Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам

36.Прощание с «избой»

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки)

13

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Календарно-тематический план.

Третий год обучения (старшая группа). 

Продолжительность занятия 25минут.

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1.«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

2.«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

3.«Вершки да корешки»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

4.«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Октябрь

5.«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и  праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень»

6.«Зайчишка-трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

7.«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой

 «У страха глаза велики»

8.«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да  масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

9.«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».

Ноябрь

10.« Народные приметы »

Знакомство с приметами  на ноябрь месяц.

 11.«Гончарные мастеровые»

  Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

12.«Что нам осень принесла?»

 Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

13.«Крестьянская игрушка»

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Декабь

14.«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о  характерных особенностях декабря с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

15.«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме.  Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

16.«Зимние святки»

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

17.«С новым годом со всем родом»

Рассказ о  традициях празднования Нового года. Пение колядок. Новогодний утренник

18.«Пришла коляда – отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.

Разучивание колядки.

Январь

19.«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

20.«Сказка для Кузи»

Самостоятельное рассказывание детьми сказок.

21.«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза»

Февраль

22.Народная вышивка

Знакомство с народной вышивкой.  Обучение детей вышиванию тамбурным швом

23.«На героя и слава бежит »

Беседа  о русских богатырях

24.«Ой ты, Масленица!»

Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение праздника на улице. Русские народные игр «Горшки» «Гори, гори ясно»

25.«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

Проведение утренника.

Март

26.«Гуляй, да присматривайся»

Беседа  о характерных признаках начала весны.  Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели»

27.«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка».  Загадывание загадок.

28.«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Рассказ воспитателя о прялке.  Знакомство с  Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица»

29.«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Апрель

30.«Небылица в лицах,  небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами.  Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

31.Вербное воскресенье

Посещение «избы», рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка».

32.«Красна горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  Словесные и подвижные игры. Пение частушек. Конкурс поделок «Пасха Красная».

33.«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

Май

34.«Победа в воздухе не вьется, а руками достается».

  Рассказ о воинах – защитниках Отечества.  Знакомство со сказкой «Каша из топора».

35.«А за ним такая гладь – ни  морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья.  Загадывание загадок о предметах обихода.

36.Прощание с «избой».

 Словесные народные игры.  Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

15

В основу данной  рабочей  программы  заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Календарно-тематический план.

Четвёртый год обучения (подготовительная группа).

Продолжительность занятия 30минут.

Тема занятия

Содержание

1. «Что летом родиться –

зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

2. «Восенушка - осень – сноп  последний косим»

Беседа  о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень»

3. «Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба.

Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе

4. «К худой голове ума своего не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра Филя и Уля.

5. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Стихи, загадки про октябрь.

6. Покров

 (14 октября)

Рассказ воспитателя  о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение  русских народных игр  «В углы» «Карусель».

7. «Посиделки»

27октября

(Параскева-льняница)

Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми  русскую народную игру «Ворота»

8. Город на реке волге.

Рассказ о истории города Николаевска. прослушивание песен и стихов о нашем городе.

9. «Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

10. Народная игрушка

Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства.

11. «Где живет перо Жар – птицы?»

Знакомство детей с хохломской росписью

12. «Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи

 

13.«Зима – не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

14.  «Светит, да не греет»

Беседа о  разных источниках освещения.

15. «Пришел мороз – береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

16. Снегурочка – внучка Деда Мороза

Знакомство со сказкой «Снегурочка». Беседа по содержанию.

17. «Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок.

18. «Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

19. «Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

16

Тема занятия

Содержание

Февраль

20.«Гуляй, да присматривай»

Беседа о  характерных особенностях февраля. Заучивание стихов, отгадывание загадок.

 21. «Дело мастера боится»

  Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве.

22. «На героя и слава бежит »

Рассказ о русских богатырях

23.Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Развлечение на улице. Пение песен, частушек, народные игры.

Март

23. «Сердце матери лучше солнца греет»

  Утренник, посвящённый международному женскому дню.

 24.  «Русская матрешка»

  Рассказ о матрешке. Разучивание частушек

25. «Грач на горе – весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

26. Вербное воскресенье

Рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,

Апрель

27. . «Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница». Праздник «День смеха».

28 Поэзия народного костюма.

Рассказ о народном костюме. Рассматривание картин

29. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

30. «Красна горка»

 Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Май

 31.  «Человек без Родины, что соловей без песни»

 Беседа о героях-земляках, участвовавших в ВОВ. Празднование Дня Победы.

32. «Край родной навек любимый»

Русские подвижные игры на открытом воздухе.

33. «Литературная викторина»

Литературная викторина по русским народным сказкам.

34. Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

17

Используемая литература:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Иаханева.

Издательство «Детство – Пресс»  2004.

«Красна изба»  М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова

Издательство «Детство – Пресс» 2004.

«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.

Издательство – Пресс» 2004.

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

«В гостях у бабушки Варварушки»

Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

в гости к бабушке Варварушке.

Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....

Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»

Знакомcтво   малышей с русским народным творчеством; исполнение   народных  песен, плясок, игр....

Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"

  Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...