Кружок "В гостях у бабушки Варварушки"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Рабочая программа по приобщению детей к истокаи русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 85.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» города Николаевска»
Николаевского муниципального района Волгоградской области.
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Зам. директора МКДОУ
педагогического совета «Сказка» Крупенникова
от 02.09.2013г. протокол №1 приказ от 04.09.2013г. № 97 о/д
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«В гостях у бабушки Варварушки».
(на основе программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л.Князева, М. Д.Маханева).
Составила
воспитатель I квалификационной категории
Варенцова Л. Е.
2013 год г. Николаевск
Содержание.
Программа.______________________________________________________2
Пояснительная записка.___________________________________________4
Актуальность.___________________________________________________5
Цель, задачи.____________________________________________________6
Приоритеты программы.__________________________________________7
Формы работы, методы и приёмы.__________________________________8
Тематический годовой план. Первый год обучения (младшая группа).___10
Тематический годовой план занятий. Второй год обучения (средняя группа)._________________________________________________________12
Тематический годовой план занятий. Третий год обучения (старшая группа)._________________________________________________________14
Тематический годовой план занятий. Четвёртый год обучения (подготовительная группа)._________________________________________16
Список используемой литературы.__________________________________18
1
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«В гостя у бабушки Варварушки».
Эта программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.
Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.
Разработка программы велась с учетом следующих приоритетов:
- Окружающие предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи – часть его великого народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т.д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
- Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью. Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
2
1. Таким образом, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы. Важным условием педагогического процесса я считают, что нужно иметь специальное помещение – избу, в которой размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти, печь, кувшины и т.д. Но у меня пока такой возможности нет, поэтому мы сотрудничаем с нашим городским музеем и каждый год посещаем «Русскую избу» в нашем музыкальном зале, где дети окунаются в атмосферу русской деревни, что помогает им эмоционально ощутить и пережить содержание сказок. Кроме того, в избе живет еще один персонаж (это авторская находка) – домовенок Кузя (родительница моей группы сшила мне куклу) – представитель мира русской сказки, носитель народной мудрости. Он любит общаться с детьми, рассказывать им сказки, стишки и потешки, однако он плохо ориентируется в современной жизни и часто просит рассказать, что ребята о ней знают.
Программа рассчитана на четыре года с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.
Для того чтобы я имела возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения здесь даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословиц. Также мною используются учебно-методические пособия «Красна изба» М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
и «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, где представлены интересные конспекты народных праздников, посиделок, народных игр.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.
3
Пояснительная записка.
«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
Чтобы знать свое место в окружающем мире, быть уверенным в будущем каждому человеку необходимо знать историю и культуру народа, которому он принадлежит: традиции, обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. В противном случае будут потеряны ориентиры развития народа, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей
Главная цель моей кружковой работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда я думаю, что в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего
Я считаю, что развитие и воспитание ребенка нужно обязательно строить на знакомстве с историей своей Родины, ее бытом и традициями, так как в опыте наших предков заложены большие воспитательные возможности. Они передаются через фольклор, декоративно-прикладное искусство, игры, музыку и др.
Направленность программы:
по содержанию – художественно - эстетическая;
по форме организации – кружковая;
по времени реализации – четыре года (для детей от 3до7лет).
4
Актуальность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены. Появилось множество новых комплексных программ. Я работаю по программе «Детство» и считаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Программа формулирует задачи по знакомству дошкольников с родной культурой формально. Не обозначены средства и методы решения этих задач, у воспитателей очень мало соответствующих материалов и пособий, да и мы - педагоги плохо знаем традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры. Мною было принято решение организовать в своей группе дополнительную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуре в кружке: «В гостях у бабушки Варварушки».
Я считаю, что процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно прикладного искусства.
Новизна, педагогическая целесообразность:
Знакомство ребенка–дошкольника с фольклорным наследием – одно из приоритетных направлений педагогики. Воспитательно–обучающие возможности фольклора делают его особенно актуальным в настоящее время. Чем раньше ребенок будет приобщен к народной культуре, тем бережнее он будет к ней относиться, тем духовно будет богаче. «Фольклор – лекарство человечества, эликсир для души». (Анри Курсаже). В программе прошлое искусно переплетается с настоящим, т.е. старое с новым.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. Работать начинаю с младшей группы. На каждый возраст (младший, средний, старший) разрабатывается перспективный план работы на год.
Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности; включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого программу существенно дополняют занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа является специализированной программой социально-личностного, патриотического и эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям русской народной культуры, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.
Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Учебный материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному.
5
Цель программы:
Знакомство детей с бытом, традициями, культурными особенностями, искусством и фольклором русского народа.
Задачи:
Обучающие:
-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
-прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
-учить выражать свои мысли, обогащать словарный запас.
Развивающие:
-развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора;
-развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, духовной, народной музыке;
-развивать речь средствами фольклора;
- развивать эмоционально – познавательный интерес к культурному наследию России,
-развивать художественно-творческие способности у детей
Воспитательные:
-воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаем, традициям, к народному календарю, к народным играм;
-воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д., широко используя все виды русского фольклора.
6
Для своей программы "В гостях у бабушки Варварушки» были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д). Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
5. Н,
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, то пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.
Содержание программы кружка «В гостях у бабушки Варварушки» строится на принципах:
-Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
-Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью, устным народным творчеством.
-Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
-Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
-Принцип доступности и простоты изучаемого.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
7
Технические средства обучения: экран, ноутбук, магнитофон, принтер, сканер.
Формы работы с детьми:
-занятия
-развлечения;
-посиделки.
Методы и приёмы:
-наблюдения;
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
-практический(совместная деятельность воспитателя и ребёнка, обыгрывание ситуаций, заучивание с детьми потешек, закличек );
- игровой (дидактические игры, народные, театрализованные);
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ходе образовательной деятельности).
На занятиях использую такие методические средства, как:
- Ролевые игры.
- Театрализованные игры.
- Задания, направленные на развитие воображения.
- Дидактические игры.
- Обыгрывание ситуаций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.
Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность
Время проведения занятий. Дополнительное занятие по данному разделу ведется, начиная со второй младшей группы, во вторую половину дня, 1 раз в неделю в пятницу.
Продолжительность занятий:
во второй младшей группе – 15 минут
в средней группе - 20 минут
в старшей группе – 25 минут
в подготовительной группе – 30 минут..
Количество детей, участвующих в занятии - подгруппа .
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 4 года работы с детьми с 3 до 7 лет
Предполагаемые результаты освоения программы:
-дети активно и с желанием участвуют в разных видах творческой деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисуют иллюстрации, лепят и конструируют фигурки для театрализованных игр, участвуют в театрализованных играх, создавая интересные образы героев;
-дети легко включаются в процесс восприятия, охотно обсуждают произведения, выражают своё отношение к событиям и героям;
-а главное дети будут относиться доброжелательнее друг к другу и взрослым, станут замечать красоту окружающей природы. У них возникнет интерес к произведениям народного творчества. И я всё больше убеждаюсь, что произведения фольклора любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
8
Эффективность и практическая значимость:
Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа.
Знакомство с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.
Развитие активного общения детей.
Речевое развитие детей.
Воспитание любви к культуре своего народа.
Создание предметно – развивающей среды.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. В спальне нашей группы я создала уголок, в котором имеются:
сказки – панорамы «Репка» «Теремок»;
настольные театры «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»;
кукольные театры «Колобок», «Три медведя»
кукла Ванечка;
люлька;
обитатели «избы» (кот, коза, петушок);
предметы быта русской «избы»;
картотеки: потешки, прибаутки, заклички; считалки; словарь старинных русских слов; народные песни и музыкальные игры; приметы, подвижные народные игры, дидактические игры, .
Работа с родителями
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо чтобы они шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, имели навыки рассказывания сказок, чтения потешек, песенок, знали народные традиции, имели представления о проведении некоторых народных праздников.
С этой целью я организовываю индивидуальные беседы с родителями, провожу консультации, привлекаю родителей собирать предметы русского быта.
9
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой,
М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Календарно-тематический план.
Первый год обучения (младшая группа).
Продолжительность занятия 15 минут.
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой |
«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | |
«Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | |
«Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» | |
Октябрь | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. |
«Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота» | |
«Котик, котик, поиграй» | Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика» | |
«Девочка и лиса » | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) | |
Ноябрь | «Водичка, водичка умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» |
«С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных. | |
«Идет коза рогатая» | Разучивание потешки «Идет коза рогатая» . | |
«Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Декабрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. |
«Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок». | |
«Уж ты, зимушка - зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | |
«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | |
«Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды. | |
«Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя» |
10
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» |
Хозяйкины помощники. | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | |
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | |
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с масленицей. | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» |
«Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | |
«Петушок- золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. | |
«Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | |
Апрель | «Трень – брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. |
«Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | |
«Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» | |
«Курочка ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка ряба» | |
Май | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко. |
«Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком | |
«Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» | |
Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. |
11
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Календарно-тематический план.
Второй год обучения (средняя группа).
Продолжительность занятия 20минут.
Месяц | Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | 1.«Во саду ли, в огороде»
| Дидактическая игра «Что растёт в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козёл». | |
2»Чудесный мешочек» | Повторение потешки «Наш козёл». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | ||
3. Коровушка и бычок | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка. | ||
4.«Бычок – черный бочок». | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца». | ||
Октябрь | 5.»Приглашаем в гости к нам». | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. | |
6. «Гуси-лебеди». | Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди». Разучивание потешки «Ай, тари, тари, тари». | ||
7. «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с русской женской одеждой. Повторение потешки «Ай,тари, тари, тари». | ||
8.«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». | ||
Ноябрь | 9.«Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья) | |
10.«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – прялкой. Знакомство со сказкой. | ||
11.«Петушок – золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». | ||
12.»Чудесныйсундучок». | Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных).Повторение потешек и попевок о домашних животных. | ||
Декабрь | 13.«Здравствуй, зимушка – зима» | Загадки о зиме. Разучивание р.н.п. «Как на тоненький ледок» | |
14. «Зимовье зверей» | Знакомство со сказкой. Повторение песенки «Как на тоненький ледок» | ||
15. «Одень зверей» | Аппликация по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей». | ||
16. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю». | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». | ||
Январь | 17.»Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос». | |
18. «Лиса и козёл». | Дидактическая игра «Похвали Лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козёл». | ||
19. .«Весёлые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. | ||
20. «Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». | ||
Февраль. | 21. «Кто же в гости к нам пришёл». | Знакомство с домовёнком Кузей. Игра «Аюшки». | |
22«При солнышке – тепло, при матери – добро» | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама» Пение песен о маме. | ||
23. Русская балалайка | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке Прослушивание грамзаписи звучания балалайки. | ||
24. «Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». | ||
Март | 25.«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песни «Блины» Развлечение на улице. | |
26. «При солнышке-тепло, при матушке-добро». | Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Песни о маме. | ||
27.»Крошечка- Хаврошечка». | Знакомство со сказкой. | ||
28. «Весна, весна, поди сюда» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне | ||
Апрель | 29.»Пришла весна!». | Повторение заклички о весне. Коллективная аппликация «Пришла весна!». | |
30. «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, небылицами | ||
31. «Небылица- небывальщина». | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц | ||
32.Русская свистулька. | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | ||
Май | 33.»Чудесный сундучок». | Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий | |
34.Времена года. | Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года | ||
35.»Волшебная палочка». | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам | ||
36.Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки) | ||
13
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Календарно-тематический план.
Третий год обучения (старшая группа).
Продолжительность занятия 25минут.
Тема занятия | Содержание | |||
Сентябрь | 1.«Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» | ||
2.«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | |||
3.«Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок. | |||
4.«Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |||
Октябрь | 5.«Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка - осень» | ||
6.«Зайчишка-трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц - хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» | |||
7.«У страха глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» | |||
8.«Друг за дружку держаться – ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | |||
9.«Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый». | |||
Ноябрь | 10.« Народные приметы » | Знакомство с приметами на ноябрь месяц. | ||
11.«Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра «Что как называется?» рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» | |||
12.«Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. | |||
13.«Крестьянская игрушка» | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. | |||
Декабь | 14.«Здравствуй, зимушка-зима!» | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» | ||
15.«Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы» | |||
16.«Зимние святки» | Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | |||
17.«С новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. Новогодний утренник | |||
18.«Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. | |||
Январь | 19.«Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» | ||
20.«Сказка для Кузи» | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. | |||
21.«Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля Знакомство со сказкой «Два Мороза» | |||
Февраль | 22.Народная вышивка | Знакомство с народной вышивкой. Обучение детей вышиванию тамбурным швом | ||
23.«На героя и слава бежит » | Беседа о русских богатырях | |||
24.«Ой ты, Масленица!» | Рассказ воспитателя о Масленице. Проведение праздника на улице. Русские народные игр «Горшки» «Гори, гори ясно» | |||
25.«Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. Проведение утренника. | |||
Март | 26.«Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание закличке о весне «Жаворонки, прилетели» | ||
27.«Мудреному и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | |||
28.«Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с Городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | |||
29.«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |||
Апрель | 30.«Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | ||
31.Вербное воскресенье | Посещение «избы», рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка». | |||
32.«Красна горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные и подвижные игры. Пение частушек. Конкурс поделок «Пасха Красная». | |||
33.«Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом» | |||
Май | 34.«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора». | ||
35.«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. | |||
36.Прощание с «избой». | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
15
В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Календарно-тематический план.
Четвёртый год обучения (подготовительная группа).
Продолжительность занятия 30минут.
Тема занятия | Содержание |
1. «Что летом родиться – зимой пригодиться» | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. |
2. «Восенушка - осень – сноп последний косим» | Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-осень» |
3. «Хлеб - всему голова» | Беседа о старинных способах уборки хлеба. Повторение пословиц и поговорок о труде, хлебе |
4. «К худой голове ума своего не приставишь» | Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра Филя и Уля. |
5. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит» | Беседа о характерных приметах октября. Стихи, загадки про октябрь. |
6. Покров (14 октября) | Рассказ воспитателя о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы» «Карусель». |
7. «Посиделки» 27октября (Параскева-льняница) | Познакомить детей с русскими народной вышивкой, традицией совместного труда рукодельниц на посиделках. Разучить с детьми русскую народную игру «Ворота» |
8. Город на реке волге. | Рассказ о истории города Николаевска. прослушивание песен и стихов о нашем городе. |
9. «Синичкин день» | Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. |
10. Народная игрушка | Формировать целостное представление о народной игрушке. Формировать представление о традициях народного искусства. |
11. «Где живет перо Жар – птицы?» | Знакомство детей с хохломской росписью |
12. «Чудо- чудное, диво- дивное – Золотая хохлома» | Рассказ о традициях хохломской росписи
|
13.«Зима – не лето, - в шубу одето» | Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок». |
14. «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. |
15. «Пришел мороз – береги ухо и нос» | Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. |
16. Снегурочка – внучка Деда Мороза | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Беседа по содержанию. |
17. «Пришла Коляда на кануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гадания. Пение песенок. |
18. «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц |
19. «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. |
16
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | 20.«Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля. Заучивание стихов, отгадывание загадок. |
21. «Дело мастера боится» | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. | |
22. «На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях | |
23.Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Развлечение на улице. Пение песен, частушек, народные игры. | |
Март | 23. «Сердце матери лучше солнца греет» | Утренник, посвящённый международному женскому дню. |
24. «Русская матрешка» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек | |
25. «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | |
26. Вербное воскресенье | Рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
Апрель | 27. . «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница». Праздник «День смеха». |
28 Поэзия народного костюма. | Рассказ о народном костюме. Рассматривание картин | |
29. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |
30. «Красна горка» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» | |
Май | 31. «Человек без Родины, что соловей без песни» | Беседа о героях-земляках, участвовавших в ВОВ. Празднование Дня Победы. |
32. «Край родной навек любимый» | Русские подвижные игры на открытом воздухе. | |
33. «Литературная викторина» | Литературная викторина по русским народным сказкам. | |
34. Прощание с «избой». | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. |
17
Используемая литература:
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Иаханева.
Издательство «Детство – Пресс» 2004.
«Красна изба» М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова
Издательство «Детство – Пресс» 2004.
«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л.С.Куприна, Т.А.Бударина.
Издательство – Пресс» 2004.
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
«В гостях у бабушки Варварушки»
Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»...
"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм
Программное содержание:· Приобщать детей к народным традициям· Побуждать детей к участию в театрализованных иг...
в гости к бабушке Варварушке.
Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....
Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»
Знакомcтво малышей с русским народным творчеством; исполнение народных песен, плясок, игр....
Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"
Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...