развитие социально - коммуникативных навыков через трудовую деятельность
консультация (старшая группа) на тему

опыт работы показал, что социально - коммуникативные навыки у дошкольников развиваются в прцессе трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада  во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.      Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда СОЦИАЛЬНОЕ и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Опыт работы с детьми показал, что трудовая деятельность оказывает положительный результат на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников.

В процессе деятельности развиваются основные показатели социально-коммуникативного развития:

-ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий;

-способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводит начатое дело до конца;

-в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику;

-в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда.

Социально – коммуникативные навыки дети получают через все виды трудовой деятельности.

       Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником.

Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание.

Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отряхнуть руки, вытереть их полотенцем..

В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, мы в нашей группе используем схему «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании .

Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Эля хорошо вымыла руки», «Артем правильно держит вилку» и т.д. Хорошим приемом считаем и который используем в своей работе это  привлечение  детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются социально – коммуникативные  качества.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. В процессе этой деятельности мы  решаем и задачи социально – коммуникативного развития.

Например:

- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;

        В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем коллективному труду, где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду, создаем условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагаем детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи.

Коллективный труд ставит одинаковые задачи для всех участников, при этом для достижения результата им необходимо объединиться и начать конструктивное общение на равных позициях, соответственно развиваются коммуникативные навыки.

Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей.

Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и  на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка; к озеленению клумб.  С детьми нашей группы мы организует выращивание в группе рассады, цветов, зеленого лука и т.д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных условий. 

 Намечая содержание коллективного труда, мы учитываем, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет,  распределяем работу между детьми в каждой из групп. При необходимости помогаем дошкольникам договориться, уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними.

 В процессе коллективного труда ,самостоятельной деятельности мы уделяет большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации («Посмотри, как Вите неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Лера  очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дела, чем у других. Пойди помоги ей»,  и т, п.).

  Систематическое участие детей в  коллективном труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.

Таким образом,  в ходе трудовой, самостоятельной  деятельности осуществляем познавательное развитие дошкольника, развитие воображения и творчества, социально – коммуникативные навыки. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей.  Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.

   Коллективный труд способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников. При правильно организованном коллективном труде можно решить много развивающих задач.

Большинство дошкольников в коммуникативном общении во время коллективного труда, самостоятельной деятельности становятся более благополучны. Они способны налаживать контакты как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические.

  Проанализировав  методы развития коммуникативных навыков детей  нашей группы в процессе коллективного труда, самостоятельной деятельности  мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие познавательной активности ребенка и проявления самостоятельности. Участие в реальной  жизни помогает ребенку открывать новые грани окружающей его действительности. В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, т.е. развиваются социально – коммуникативные навыки.

МБДОУ «Детский сад «Малыш».

Сообщение

«Развитие социально – коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание»

Голиус Н.Б.

Февраль 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную деятельность

Театр научит видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождает в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.Театр способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формиру...

Доклад «Развитие социально – коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности»

В докладе представлен материал по развитию социально - коммуникативных навыков у дошкольников через применение театрализованной деятельности...

Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную игру

Работая воспитателем в детском саду, из года в год я распахиваю свои двери для совсем еще робких и нерешительных малышей.  Мои дети растут, взрослеют  и становятся самостоятельными и готовым...

Развитие социально-коммуникативных навыков через музыкальные игры.

Предлагаю вашему вниманию подборку самых полезных и увлекательных развивающих занятий, которые позволят разнообразить досуг малышей в детском саду...

Сообщение из опыта работы: «Формирование социально-коммуникативных навыков через музыкальную деятельность».

Музыкальная деятельность дает возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного возраста....

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...

Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на кот...