Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание
материал (подготовительная группа)
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда социальное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opytom_soloduhina_i_v.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru
Обобщение педагогического опыта
на тему:
«Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».
Воспитателя:
Солодухина И. В.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе — группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда социальное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Опыт работы с детьми показал, что трудовая деятельность оказывает положительный результат на развитие социально – коммуникативных навыков дошкольников.
В процессе деятельности развиваются основные показатели социально-коммуникативного развития:
-ребёнок испытывает удовольствие от процесса выполнения совместных трудовых действий;
-способен выполнять просьбы и поручения взрослого, доводит начатое дело до конца;
-в случае необходимости готов прийти на помощь сверстнику;
-в ходе игр и бесед демонстрирует знания о различных профессиях, их особенностях, орудиях труда.
Социально – коммуникативные навыки дети получают через все виды трудовой деятельности.
Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых дошкольником.
Самообслуживание направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка: одевание, раздевание, умывание.
Основным методом формирования навыков самообслуживания является показ и объяснение педагога, наряду с активными действиями ребенка. При этом показ того или иного действия должен быть всегда один и тот же, чтобы навык постепенно становился автоматизированным. Например, мытье рук выполнять всегда в таком порядке: намылить руки, положить мыло, намылить каждый пальчик от мизинца к большому, смыть мыло, отряхнуть руки, вытереть их полотенцем..
В старшем возрасте на помощь педагогу могут придти наглядные методы. Например, мы в нашей группе используем схему «Одевайся по порядку» при обучении одеванию на прогулку или «Каждой вещи – свое место» - при раздевании .
Важным моментом является оценка выполнения трудового действия. Она может быть словесной: «Эля хорошо вымыла руки», «Артем правильно держит вилку» и т.д. Хорошим приемом считаем и используем в своей работе это привлечение детей к помощи сверстникам, у которых что-то не получается. В таких ситуациях у детей не только совершенствуются навыки самообслуживания, но и формируются социально – коммуникативные качества.
Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка. В процессе этой деятельности мы решаем и задачи социально – коммуникативного развития.
Например:
- формировать качества личности, необходимые для осуществления коллективного труда: выполнять работу, направленную на достижение общей цели; умение планировать работу, договариваться, распределять обязанности, согласовывать действия, помогать друг другу в случае необходимости;
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем коллективному труду, проводим : «Дни чистоты», «Школы ремонта», «Книжкина больница» где дети объединяют усилия для того, чтобы сделать группу более чистой и уютной, отремонтировать порванные книги, вымыть кукол и постирать их одежду. Создаем условия для равноправного участия каждого ребенка в общем деле, предлагаем детям высказывать предложения по выполнению трудовой задачи, составлять план действий.
Коллективный труд ставит одинаковые задачи для всех участников, при этом для достижения результата им необходимо объединиться и начать конструктивное общение на равных позициях, соответственно развиваются коммуникативные навыки.
Труд в природе, как никакой другой вид труда, сочетает в себе умственные, физические и волевые усилия. Он связан с расширением кругозора, развитием опытно-экспериментальной деятельности. Труд в природе развивает познавательную активность и наблюдательность у детей.
Основным содержанием труда в природе является уход за растениями в группе и на участке детского сада. Детей привлекают к посильной уборке участка; к озеленению участка. С детьми нашей группы мы организуем «Лабораторию на окне» где выращиваем рассаду, цветы, зеленый лук и т.д., при этом дети усваивают, что жизнь окружающей природы зависит от природных условий и правильном своевременном уходе.
Намечая содержание коллективного труда, мы учитываем, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, распределяем работу между детьми в каждой из подгрупп. При необходимости помогаем дошкольникам договориться, уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов между ними.
В процессе коллективного труда, самостоятельной деятельности мы уделяем большое внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствуем проявлению заботы, дружбы, подсказываем, как надо поступить, учитывая складывающиеся ситуации:«Посмотри, как Вите неудобно одному нести стол, предложи свою помощь», «Лера очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше дел, чем у других. Пойди помоги ей», и т, п.
Систематическое участие детей в коллективном труде позволяет сформировать у них умение дружно трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь товарищам.
Таким образом, в ходе трудовой, самостоятельной деятельности осуществляем познавательное развитие дошкольника, развиваем воображение и творчество, социально – коммуникативные навыки. Дети усваивают знания о профессиях, профессиональной принадлежности людей. Через результаты труда людей близкого окружения и своего собственного, дети учатся ценить общественную значимость труда, беречь его результаты.
Коллективный труд способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников. При правильно организованном коллективном труде можно решить множество развивающих задач.
Большинство дошкольников, в коммуникативном общении во время коллективного труда, становятся более активными. Они способны налаживать контакты, как с взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовать; свободно выражают свои просьбы, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства — речевые, мимические.
Проанализировав методы развития коммуникативных навыков детей нашей группы в процессе коллективного труда, самостоятельной деятельности мы увидели, что они характерны, прежде всего, тем, что ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Положительные результаты мониторинга подтверждают это. Совместная трудовая деятельность в различных сферах жизни стимулирует развитие познавательной активности ребенка и проявления самостоятельности. Участие в реальной жизни помогает ребенку открывать новые грани окружающей его действительности. В совместной трудовой деятельности дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других, т.е. развиваются социально – коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-коммуникативных навыков через экономическое воспитание дошкольников.
Материал раскрывает актуальность проблемы, задачи, методы и приемы работы с детьми дошкольного возраста....
План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию
План по развитию социально-коммуникативных навыков у детей через игру-драматизацию...
Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную деятельность
Театр научит видеть ребенка прекрасное в жизни, в людях, зарождает в нем самом стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.Театр способствует развитию детской фантазии, памяти, развитию речи, формиру...
Развитие социально - коммуникативных навыков через театрализованную игру
Работая воспитателем в детском саду, из года в год я распахиваю свои двери для совсем еще робких и нерешительных малышей. Мои дети растут, взрослеют и становятся самостоятельными и готовым...
развитие социально - коммуникативных навыков через трудовую деятельность
опыт работы показал, что социально - коммуникативные навыки у дошкольников развиваются в прцессе трудовой деятельности....
Развитие социально-коммуникативных навыков через музыкальные игры.
Предлагаю вашему вниманию подборку самых полезных и увлекательных развивающих занятий, которые позволят разнообразить досуг малышей в детском саду...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...