Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»
проект на тему

Кольцова Наталья Владимировна

 

Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_syuzhetno_-_rolevoy_igry_kosmos.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»

Актуальность проекта:

Интерес к космосу проявляется у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос? Как известно, игра – основной вид детской деятельности. Поэтому мы считаем, что метод игры, а именно сюжетно-ролевой игры через проектную деятельность позволит детям усвоить сложный материал, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают изменения в обществе. Потеря эталона  культурных и духовно-нравственных ценностей  и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры. Это вызывает у детей агрессию. Дети не знают своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. А между тем, история России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.

Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики,  -  дату первого полета в космос, знать о первом космонавте Ю. А. Гагарине, о героических покорителях космических просторов. В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появление первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, творческой деятельности в развитии сюжета игры, воспитание патриотических чувств (гордости за свою Родину), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений между детьми).

Проект: краткосрочный, групповой, игровой.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:

  • учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
  • формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
  • развивать и обогащать сюжет игры;
  • учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

  • костюмы космонавтов;
  • муляжи космических реквизитов;
  • атрибут «Космический корабль».

Участники проекта:

  • воспитатель;
  • дети старшей группы;
  • родители.

Ожидаемые результаты:

  • развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи;
  • получение знаний по данной теме;
  •  формирование парного ролевого взаимодействия со сверстниками;
  • развитие ролевого общения, ролевого диалога.


Этапы игровой деятельности.

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Диагностика по методике Г. Урунтаевой.

Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой

Обрисовка сюжетной канвы

Изучение литературы

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002).

Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980).

Коллективное творчество детей (М, 1998).

Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004).

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005)

Организационная работа

Чтение художественной литературы

Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой», детская энциклопедия о космосе.

Продуктивные виды деятельности

Изготовление атрибутов для игры.

Оформление панно «Космическое пространство»

Беседы с детьми: «Звездное небо», «Планеты солнечной системы», «Первый космонавт».

Дидактические игры на тему: «Космос», «Солнечная система», «Созвездия», «Планеты», «Найди звезду», «Собери метеорит», «Узнай созвездие».

Физкультминутки, подвижные игры, эстафеты на тему «Космос».

Занятия:

Ознакомление с окружающим миром: «Земля — наш дом».

Развитие речи: «Ракета летит к звездам».

Развитие элементарных математических представлений: «Большое космическое путешествие». Продуктивная деятельность по конструированию в технике оригами: «Космический корабль».

Рисование: «Мы летим в космос».

Аппликация+рисование: «Космический коллаж». Лепка: «Наши космонавты».

Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой)

Работа с

родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса», буклет для родителей «Как рассказать детям о космосе», домашнее задание: поделки, рисунки на тему: «Удивительный космос».

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства

Обеспечение руководства

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры — вопросы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая деятельность детей

Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель).

Изменение ролевого действия в ходе игры

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе. Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Удивительный космос».

Подведение итогов игры.

Диагностика игровых умений


Словарный минимум

Часть словаря

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Профессии

Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник, инструктор по полету, репортер, инопланетянин

Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры

Орудия труда

Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь

Трудовые действия

Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать

Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать

Качества

труда

Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно

Высококачественно, добросовестно, организованно, четко


ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

  • учить детей до начала игры распределять роли,
  • подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
  • способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
  • создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
  • развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете

Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (инструктор по полету— космонавты, диспетчер – бортинженер).  

Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников).

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру)

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент.

Предварительно обсудить содержание игры

Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры.

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п.

Обсудить результат игры

В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма)

Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с  планеты Марс, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду.

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам

С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль

Взять на себя роль инструктора по полету (с согласия детей)

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

Структура сюжета игры

Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными. Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие.

Сюжет игры: сигнал бедствия с планеты Марс. Эпидемия страшной болезни на планете. Просьба о помощи. Подготовка отряда космонавтов и медперсонала. Запуск ракеты – выход в космос – обед космонавтов. Встреча с инопланетянами. Медики осматривают инопланетян – лечение. Приземление – радостная встреча родственниками. Конференция с космонавтами (интервью).

Использованная литература:

1.Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр.235

2.Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.

3.Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр.156.
4.Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр.287.

5.Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр.95.

6.Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр.456.

7.Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.

8.Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр.158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Космос"

Сюжетно-ролевая игра "Космос" представлена в виде презентации. организовавать игру можно с детьми старшего  дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра "Космос"

Обучение детей подготовительной группы сюжетно- ролевой игре "Космос"....

Проект сюжетно – ролевой игры «Космос»

Проект сюжетно – ролевой игры включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; ожидаемые результаты; распределение деятельности по этапам; активизацию словаря дошкольника; пл...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"

Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"...