Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»
проект на тему
Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_syuzhetno_-_rolevoy_igry_kosmos.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Проект сюжетно - ролевой игры «Космос»
Актуальность проекта:
Интерес к космосу проявляется у человека весьма рано. Загадки Вселенной будоражат воображение с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос? Как известно, игра – основной вид детской деятельности. Поэтому мы считаем, что метод игры, а именно сюжетно-ролевой игры через проектную деятельность позволит детям усвоить сложный материал, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребенка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребенок, всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бэтмэн, черепашки Ниндзя, космические монстры. Это вызывает у детей агрессию. Дети не знают своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. А между тем, история России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям.
Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать ее героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики, - дату первого полета в космос, знать о первом космонавте Ю. А. Гагарине, о героических покорителях космических просторов. В настоящее время в связи с направленностью на развитие современных технологий, исследований, появление первых космических туристов, тема космоса вновь становится достаточно актуальной. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, творческой деятельности в развитии сюжета игры, воспитание патриотических чувств (гордости за свою Родину), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений между детьми).
Проект: краткосрочный, групповой, игровой.
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
- учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
- формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
- развивать и обогащать сюжет игры;
- учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
Научно-методическое обеспечение
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.
Д.Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.
Известные психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.
Ресурсное обеспечение:
- костюмы космонавтов;
- муляжи космических реквизитов;
- атрибут «Космический корабль».
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети старшей группы;
- родители.
Ожидаемые результаты:
- развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи;
- получение знаний по данной теме;
- формирование парного ролевого взаимодействия со сверстниками;
- развитие ролевого общения, ролевого диалога.
Этапы игровой деятельности.
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей | Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика: игровых навыков; игровой среды | Диагностика по методике Г. Урунтаевой. Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т.Н. Дороновой, Н.Н. Коротковой |
Обрисовка сюжетной канвы | Изучение литературы Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Скоролупова О.А. Покорение Космоса (М„ 2002). Клушанцев П. О чем рассказал телескоп (М., 1980). Коллективное творчество детей (М, 1998). Недоспасова В.А. Растем, играя (М., 2004). Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей (М., 2005) | |
Организационная работа | Чтение художественной литературы Булычев К. «Тайна третьей Планеты», Медведев В. «Звездолет Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе», Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп», Леонов А. «Шаги над планетой», детская энциклопедия о космосе. Продуктивные виды деятельности Изготовление атрибутов для игры. Оформление панно «Космическое пространство» Беседы с детьми: «Звездное небо», «Планеты солнечной системы», «Первый космонавт». Дидактические игры на тему: «Космос», «Солнечная система», «Созвездия», «Планеты», «Найди звезду», «Собери метеорит», «Узнай созвездие». Физкультминутки, подвижные игры, эстафеты на тему «Космос». Занятия: Ознакомление с окружающим миром: «Земля — наш дом». Развитие речи: «Ракета летит к звездам». Развитие элементарных математических представлений: «Большое космическое путешествие». Продуктивная деятельность по конструированию в технике оригами: «Космический корабль». Рисование: «Мы летим в космос». Аппликация+рисование: «Космический коллаж». Лепка: «Наши космонавты». | Придумывание воспитателем материала для игры: для космического управления (оборудования); исследования планет (приборы); питания (тюбики с едой) |
Работа с родителями | Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса», буклет для родителей «Как рассказать детям о космосе», домашнее задание: поделки, рисунки на тему: «Удивительный космос». | |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства | Обеспечение руководства Распределение ролей. Взятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры — вопросы. Руководство организацией игрового пространства |
Игровая деятельность детей | Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером (конструктор — строитель). Изменение ролевого действия в ходе игры | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают умение играть вместе. Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Удивительный космос». | Подведение итогов игры. Диагностика игровых умений |
Словарный минимум
Часть словаря | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Профессии | Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, биотехник, инструктор по полету, репортер, инопланетянин | Генеральный конструктор, научно-космический центр, руководитель научно-исследовательских полетов, спортивные тренажеры |
Орудия труда | Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - ,барокамера, спутниковая связь | |
Трудовые действия | Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать | Руководить, согласовывать, ремонтировать, тренировать, исследовать |
Качества труда | Качественно, вежливо, внимательно, успешно, ответственно | Высококачественно, добросовестно, организованно, четко |
ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
- учить детей до начала игры распределять роли,
- подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий;
- способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);
- создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
Структура игры | Общие методические приемы | Методические приемы, используемые в игре | |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников Формировать умение комбинировать предложенные ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете | Формировать умения восстанавливать события космического путешествия, состоящего из четырех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (инструктор по полету— космонавты, диспетчер – бортинженер). Формировать умения выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания сверстников). | |
Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми | Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) | Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент. | |
Предварительно обсудить содержание игры | Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь и т.п., помочь детям с помощью краткого, логичного заключения выстроить последовательность действий в процессе игры. | ||
Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры | С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т.п. | ||
Обсудить результат игры | В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т.п. | ||
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент (шифрограмма) | Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с планеты Марс, которое необходимо расшифровать. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам, попавшим в беду. | |
Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам | С помощью вопросов помочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры | ||
Взять на себя роль | Взять на себя роль инструктора по полету (с согласия детей) | ||
Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. | В процессе игры направить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. | ||
Структура сюжета игры | Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными. Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие. | Сюжет игры: сигнал бедствия с планеты Марс. Эпидемия страшной болезни на планете. Просьба о помощи. Подготовка отряда космонавтов и медперсонала. Запуск ракеты – выход в космос – обед космонавтов. Встреча с инопланетянами. Медики осматривают инопланетян – лечение. Приземление – радостная встреча родственниками. Конференция с космонавтами (интервью). |
Использованная литература:
1.Атлас «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях», издательство «Белфакс», 2008, стр.235
2.Большая энциклопедия для дошкольников. 1000 почему. Книга 1. Космос. Планета. Земля. Животные., пер. с англ. Асанина О. С., Смирнова А. В., изд-во «Омега», 2007г., стр350.
3.Блинов Л. «Когда планета кружится», Москва, «Книголюб», 2004г, стр.156.
4.Бороздин В. «Первый в космосе», Москва, изд-во «Малыш», 1991, стр.287.
5.Гризик Т. И. «Я и мир вокруг» изд-во «Просвещение», Москва, 2006, стр.95.
6.Куропаткина М. «Первые шаги в космосе», изд-во «Ребенок в детском саду», 2002г. стр.456.
7.Левитан Е. П. «Твоя Вселенная, «Твой звездный город», «Длинноволосые звезды», изд-во «Просвещение», 20012, стр. 325.
8.Леонов А. «Человек вышел в космос», Санкт-Петербург, изд-во «Юна», 2011, стр.158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра "Космос"
Сюжетно-ролевая игра "Космос" представлена в виде презентации. организовавать игру можно с детьми старшего дошкольного возраста....
Сюжетно-ролевая игра "Космос"
Обучение детей подготовительной группы сюжетно- ролевой игре "Космос"....
Проект сюжетно – ролевой игры «Космос»
Проект сюжетно – ролевой игры включает: цели и задачи; актуальность и научно – методическое обеспечение; ожидаемые результаты; распределение деятельности по этапам; активизацию словаря дошкольника; пл...
Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....
Проект сюжетно - ролевой игры для старшего дошкольного возраста " Космос"
Проект с приложениями...
Проект сюжетно - ролевой игры для старшего дошкольного возраста " Космос"
ПРОЕКТ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ...
Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"
Проект сюжетно - ролевой игры "Полет в космос"...