Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Тараненко Галина Яковлевна

               Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТараненкоГ.Я.

ГБДОУ детский сад №53 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников

(из опыта работы воспитателя)

                 «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с не исчерпываемой красотой».
                                                                                                                     В.А. Сухомлинский

             Экологическое образование детей дошкольного возраста, это одна из основных задач воспитания и образования. На данный момент, является чрезвычайно актуальной проблемой.

               Происходит интенсивное изменение окружающей жизни . Экологическая проблема встает сегодня не только, как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека, но и как проблема  ,  взаимодействия человека  с природой. Спасти окружающую среду ,человечество сможет при условии осознания каждым жителем Земли, ответственности  за её судьбу. Землю спасти  может лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, формирование которых , начинается с детства и продолжается всю жизнь. 

              Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т. е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.  Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Детский сад является первой ступенькой в воспитании и обучении ребенка будущего. 

               Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проекта.

Метод проекта - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Проект – это метод игры и обучения одновременно.  Проект, является одной из форм поисковой деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.  Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях. Они  учатся искать ответы  на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активным действиям в преодолении последующих задач.

Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества  детей и взрослых, взрослый не должен быть  руководителем, стоящим над ребёнком, а вместе с ребёнком участвовать в проекте.

                Свою работу я организовываю так, чтобы каждый из детей захотел участвовать в проекте, проявил инициативу и понял, что экологический проект – это не скучные, а интересные задания и выполнить их должны именно мы и никто другой.

                Проект «Волшебные фантики» начался после новогодних праздников, когда дети стали говорить о том, что дома скопилось большое количество красивых фантиков. Дети приносили много различных фантиков и с большим увлечением  рассматривали их. Фантиков  набралось большое  количество.  И тогда  перед нами встала проблема: что же такое фантик? Фантик – это мусор или материал для творчества. Фантик не только яркая упаковка. Он имеет глубокое содержание. Рассмотрев его, люди получают массу информаций. Собирание фантиков выполняет познавательную функцию. Фантик – дело серьезное. Тогда мы с детьми решили дать фантику вторую жизнь. И первое что мы сделали с детьми - коллекцию фантиков.

                 Для решения проблемы в ходе проекта я  проводила тематические беседы: «История  появления фантика», «Сладкие истории», «Сладкая сказка: история появления сладостей»;  знакомила с художественной литературой: стихи, пословицы, загадки, поговорки о фантиках, конфетах, шоколаде;  играли в дидактические игры  «Собери картинку»,  «Фанты», «Фантиковая мозаика», «Найди пару», «Какой лишний?», «Найди половинку», «Фантики на ветер», «Дорожка из фантиков», «Сосчитай-ка», «Подбери по узору»,  «Название сказок в фантиках». Ребята эмоционально реагировали  при встрече с  прекрасным  и пытались передать свои чувства в рисунках: «Нарисуй свой фантик»,  «Ваза с конфетами», в творческой деятельности: с большим увлечением украшали платье для мамы фантиками, «Аквариум с рыбками», «Хоровод матрёшек».

             В работу над проектом, были  вовлечены  родители, которые создали радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.. Когда ведется целенаправленная работа всеми участниками педагогического процесса, тогда можно ждать хороших результатов. Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье. Совместная работа родителей, воспитателей и детей дала  положительный результат: родители приняли активное участие в изготовлении шляпок, украшенных фантиками и галстуков «бабочек»  для дефиле «Модники».

        В своей работе мы с детьми исследовали возможность использования фантиков в нашей повседневной жизни, сделали вывод, что фантик не только обёртка для конфет, а  может быть,  например, материалом  для творчества. Результатом проекта стала выставка поделок из фантиков (корзиночки, букеты цветов,  вазы для цветов, конфетницы, персонажи сказки «Курочка ряба» и даже лапти. )

        Своим проектом мы доказали, что у фантика может быть « вторая жизнь». И самое главное то, что фантики не выбрасываются, не засоряют окружающую среду. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом помогает метод проектов.

           Итак, проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них. Это конкретное практическое творческое дело, которое  поэтапно приближает их к цели. Это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания.

 

Литература:

Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду [Текст] /– Волгоград:

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду

Апполонова Н.И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!": [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балатанова//Ребенок в детском саду.

Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад.

Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, п...