"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"
Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_proekt.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубасова М.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад №17 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
В начале 2000 годов появился новый метод педагогических технологий, который получил название проектного. Педагоги практики с удовольствием начали его осваивать, потому что к тому времени, в связи с растущими требованиями к развитию детей пред школьным возрастом, назрела необходимость в систематизации преподносимых знаний. Ранее дети, получая знания, не знали и не умели их привязать к реальной жизни. И получалось, что знания у ребенка есть, но их нужно из него извлекать.
Изучая и внедряя данный метод, мы заметили, что каждый новый проект плавно может перетекать в следующий, в котором мы можем развивать знания и умения уже полученные детьми в предыдущих исследованиях.
Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира, потому что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, хотя бы потому, что ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно, еще до прихода в дошкольные учреждения дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т.д.
Безусловно, при использовании метода проектов, на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить новые игры по заданной теме, дать консультации для родителей, увлечь их, организовать для совместной деятельности, но с другой стороны это делает жизнь в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников при этом виде деятельности становятся непосредственными участниками жизни детского сада и своих детей.
Хотелось бы сделать короткий анонс экологических проектов, которые были разработаны нами в этом учебном году для детей второй младшей группы детского сада:
Проект «Волшебные превращения воды»
В ходе проекта решались следующие задачи:
- обогащение детей новыми знаниями о свойствах воды;
- закрепление уже имеющихся знаний о воде;
- формирование умения организовывать деятельность и обеспечивать ее разнообразие;
- развитие творческого и познавательного потенциала детей;
- привлечение родителей к совместной поисковой деятельности.
Разрабатывался проект с учетом интеграции образовательных областей.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Данный вид деятельности позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Как уже говорилось выше, ребенок мыслит конкретно. Следовательно, он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.
В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, исследовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка....потому, что он пил грязную воду и заболел, это уже пример самостоятельного анализа услышанного, что способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь персонажам, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека.
Продуктом данного проекта стала большая иллюстрированная «Книга о воде».
Проект «Поможем пернатым перезимовать».
Он осуществлялся в зимнее время года. Дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких только кормушек не появилось на территории детского сада. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, - поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Было организовано чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен про птиц, рассматривали серии картин «Как дети спасли птичку», играли в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка- сова», «Скачет, скачет воробей», сделали альбомы «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». Главный итог проекта – кормушки на нашем участке, которые помогут птицам перезимовать и гордость за то, что внесли свой посильный вклад в спасение птиц.
Проект «Дикие и домашние животные»
В результате проведения данного проекта нам удалось сформировать у воспитанников знания о диких и домашних животных, развить устойчивый познавательный интерес к их внешности, особенностях жизни, дети самостоятельно оценивали их ценность для жизни каждого из нас, смогли установить причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания. Продуктом данного проекта стали книжки - малышки «Польза разных животных».
Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада, в том числе именно экологической направленности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным задачам обучения и формирования мыслящих граждан нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...
использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)
....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...
Методическая разработка "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы старшего воспитателя)
Методтческая разработка...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)
Современное образование требует от нас , педагогов ДОУ, применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...
"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"
Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)
Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, п...