Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)
статья по окружающему миру

Балденкова Анастасия Юрьевна

 

 

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Для решения задач по формированию основ общей экологической культуры у детей и созданию базы знаний об окружающем мире, традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. …Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Таким образом, проект, начатый в НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.

По продолжительности экологические проекты могут быть:

-краткосрочные (от трех дней до двух недель);

-среднесрочные (1-3 месяца);

-долгосрочные (уч. год)

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой (как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними, а ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов (а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям).

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов.

Что же такое “экологический проект”? Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов (по Н. А. Рыжовой):

- подготовительный (постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов);

- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами).

- обобщающий или заключительный (обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций).

Ключевое понятие проекта - «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем.». Поиск нового пути решения проблемы. Ребенок, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Таким образом, использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную деятельность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, а также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.

Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Проект

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, организуются подвижные игры.)

Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспитатель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре наблюдений. Дошкольники средней группы выполняют меньший объем работы, чем старшие, в работе с ними педагоги используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль взрослого, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становятся и формы обобщения материала.

К выполнению проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если детский сад сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проекту.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю. В практической реализации проекта принимают участие дети.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы. По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач. В любом случае проект длится не менее года, так как ребенок должен иметь возможность наблюдать за сезонными изменениями в жизни объекта.

Регулярность выполнения заданий зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды в природе наиболее ярко выражены изменения в жизни растений, в том числе и разных деревьев.

Рекомендации педагогу.

Реализуя проект, пожалуйста, помните:

Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.

Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них (особенно в подготовительной группе ДОУ) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки.

Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение ее запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя и т.д. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.

Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять деревья. Это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе.

Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха реализации проекта.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.

Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового.

Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Только в этом случае можно увидеть сезонные изменения в природе.

Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей младшего возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что он самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный.

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.

Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой по проекту, на основе высказываний, заключений ребенка.

Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи.

Вы можете творчески развить идеи данного проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.

Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка.

Например, экологический проект «Книга о моих любимых животных» реализуется со второй младшей до подготовительной к школе группы детского сада.

Целью этого проекта во второй младшей группе является формирование у детей доброжелательного отношения к животным, познавательного интереса к окружающему миру. В ходе реализации проекта в средней группе детей знакомят на иллюстративном материале с домашними животными и их детенышами, учат различать животных по особенностям внешнего вида, поведения, питания, пользы для человека. Полученные знания закрепляются в ходе конкурсов «На лучшего знатока загадок о животных», «Знатоков стихов и потешек о животных».

В старшей группе данный проект перерастает в проект «Животные в истории моей семьи», а в содержание проекта в подготовительной группе включено знакомство детей с экзотическими животными разных стран.

Во второй младшей группе все содержание проекта собрано в единую книгу. Она ярко и красочно оформлена. В содержание «Книги» во второй младшей и средней группах вносятся фото и иллюстрации о животных, детские коллективные и индивидуальные работы, дети придумывают клички для животных, ласковые слова о животных, которые записываются педагогом и зачитываются всей группе детей в ходе бесед или других мероприятий.

В старшей и подготовительной группе в это содержание добавляются детские рисунки и рассказы о животных, загадки и стихи, записанные самими детьми.

Если в младшем дошкольном возрасте все содержание работы по проекту собирается в единую книгу, то в старшем дошкольном возрасте детям предлагается создавать авторские книжки о любимых животных.

Данный проект поможет развитию индивидуальности каждого ребенка, поможет определить и спроектировать индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в предметно-развивающей среде выставок и индивидуальных уголков, содержащих результаты работы ребенка по проекту.

Содержание работы над проектом не противоречит содержанию образовательных программ дошкольного образования, направленно на реализацию требований образовательного стандарта по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Реализация предложенного в проекте содержания происходит не через проведение серий НОД, которыми и так изобилуют программы, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Результатом работы по каждому разделу являются музыкально-познавательные развлечения или викторины, организация творческих вечеров ребенка с его выступлениями по содержанию «Книги о моем любимом животном». Таким образом, не перегружая сетку НОД в целом, предложенный материал систематизирует знания ребенка о животных, помогает создать в группе атмосферу творчества, не только формального, но и неформального общения детей друг с другом и с взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Безрукова Светлана Александровна, воспитатель

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Для решения задач по формированию основ общей экологической культуры у детей и созданию базы знаний об окружающем мире, традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать метод проектов.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое воздействие осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей и опирается на их личный опыт. …Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Таким образом, проект, начатый в НОД, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину.

По продолжительности экологические проекты могут быть:

-краткосрочные (от трех дней до двух недель);

-среднесрочные (1-3 месяца);

-долгосрочные (уч. год)

Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

- совместная деятельность детей;

- совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

- педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой (как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними, а ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов (а этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям).

Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение. Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов.

Что же такое “экологический проект”? Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов (по Н. А. Рыжовой):

- подготовительный (постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов);

- исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами).

- обобщающий или заключительный (обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций).

Ключевое понятие проекта - «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти вот таким путем.». Поиск нового пути решения проблемы. Ребенок, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

- является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Таким образом, использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников как одного из методов интегрированного обучения, позволяет значительно повысить самостоятельную деятельность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности, а также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо с позиций личностно ориентированного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательном учреждении, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.

Современное образование требует от педагогов ДОУ применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную. Помогает комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.

Проект

Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.

Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.

Важно помнить о том, что реализация проекта способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому развитию), оказывает оздоровительное влияние, формирует познавательный интерес. (Основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе, организуются подвижные игры.)

Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от их возрастных особенностей. Малыши знакомятся с деревом, на прогулках воспитатель обращает их внимание на самые яркие сезонные изменения, которые затем отмечаются в календаре наблюдений. Дошкольники средней группы выполняют меньший объем работы, чем старшие, в работе с ними педагоги используют самые простые методы наблюдений, результаты исследований обобщаются, в основном, в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем менее значима руководящая роль взрослого, тем больше объем и разнообразие выполняемых ребенком исследований. Разнообразнее становятся и формы обобщения материала.

К выполнению проекта обязательно привлекаются родители. Хорошо, если детский сад сможет наладить контакты с ближайшей начальной школой, которая работает по проекту.

В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю. В практической реализации проекта принимают участие дети.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы. По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от тематики и задач. В любом случае проект длится не менее года, так как ребенок должен иметь возможность наблюдать за сезонными изменениями в жизни объекта.

Регулярность выполнения заданий зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например, в августе-сентябре, октябре-ноябре, марте-апреле. Именно в эти периоды в природе наиболее ярко выражены изменения в жизни растений, в том числе и разных деревьев.

Рекомендации педагогу.

Реализуя проект, пожалуйста, помните:

Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.

Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них (особенно в подготовительной группе ДОУ) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки.

Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение ее запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя и т.д. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.

Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.

Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять деревья. Это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе.

Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха реализации проекта.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.

Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового.

Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Только в этом случае можно увидеть сезонные изменения в природе.

Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей младшего возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что он самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный.

Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.

Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой по проекту, на основе высказываний, заключений ребенка.

Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи.

Вы можете творчески развить идеи данного проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом особенностей природы, истории вашей местности.

Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка.

Например, экологический проект «Книга о моих любимых животных» реализуется со второй младшей до подготовительной к школе группы детского сада.

Целью этого проекта во второй младшей группе является формирование у детей доброжелательного отношения к животным, познавательного интереса к окружающему миру. В ходе реализации проекта в средней группе детей знакомят на иллюстративном материале с домашними животными и их детенышами, учат различать животных по особенностям внешнего вида, поведения, питания, пользы для человека. Полученные знания закрепляются в ходе конкурсов «На лучшего знатока загадок о животных», «Знатоков стихов и потешек о животных».

В старшей группе данный проект перерастает в проект «Животные в истории моей семьи», а в содержание проекта в подготовительной группе включено знакомство детей с экзотическими животными разных стран.

Во второй младшей группе все содержание проекта собрано в единую книгу. Она ярко и красочно оформлена. В содержание «Книги» во второй младшей и средней группах вносятся фото и иллюстрации о животных, детские коллективные и индивидуальные работы, дети придумывают клички для животных, ласковые слова о животных, которые записываются педагогом и зачитываются всей группе детей в ходе бесед или других мероприятий.

В старшей и подготовительной группе в это содержание добавляются детские рисунки и рассказы о животных, загадки и стихи, записанные самими детьми.

Если в младшем дошкольном возрасте все содержание работы по проекту собирается в единую книгу, то в старшем дошкольном возрасте детям предлагается создавать авторские книжки о любимых животных.

Данный проект поможет развитию индивидуальности каждого ребенка, поможет определить и спроектировать индивидуальное авторское пространство воспитанника через создание в предметно-развивающей среде выставок и индивидуальных уголков, содержащих результаты работы ребенка по проекту.

Содержание работы над проектом не противоречит содержанию образовательных программ дошкольного образования, направленно на реализацию требований образовательного стандарта по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Реализация предложенного в проекте содержания происходит не через проведение серий НОД, которыми и так изобилуют программы, а через организацию специальной предметно-развивающей среды в группе, включение детей в практическую поисковую или исследовательскую деятельность. Результатом работы по каждому разделу являются музыкально-познавательные развлечения или викторины, организация творческих вечеров ребенка с его выступлениями по содержанию «Книги о моем любимом животном». Таким образом, не перегружая сетку НОД в целом, предложенный материал систематизирует знания ребенка о животных, помогает создать в группе атмосферу творчества, не только формального, но и неформального общения детей друг с другом и с взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природ...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...